Приемы экономического анализа финансово хозяйственной деятельности и их характеристика

Ознакомившись с основными особенностями методаэкономического анализа финансово хозяйственной деятельности, можно теперь изучить и приемы, с помощью которых исследуется деятельность предприятия. Условно приемы экономического анализа финансово хозяйственной деятельности можно подразделить на три группы:

1) традиционные (экономико-статистические);

2) экономико-математические;

3) эвристические;

К основным традиционным способам и приемам можно отнести:

1) использование абсолютных, относительных и средних величин;

2) применение сравнения, группировки, индексного метода, балансового метода и др.

3) способы детерминированного факторного анализа.

К экономико-математическим приемам можно отнести:

1) методы элементарной математики;

2) методы математической статистики;

3) Эконометрические методы;

4) методы математического программирования;

5) методы математической кибернетики и др.

К эвристическим (психологическим) приемам относятся:

1) прием аналогии, который предусматривает использование известного решения;

2) прием инверсии, который заключается в применении системы «наоборот»;

3) прием контрольных вопросов, цель которого с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи, и др.

Применение тех или иных приемов зависит от цели и глубины объективного изучения, технических возможностей выполнения расчетов.

Правильно выбранные приемы анализа предопределяют его результаты. Из вышеперечисленных групп приемов наиболее распространенными являются традиционные, или экономико-статистические (логические).

Возможности и способы использования абсолютных, относительных, средних величин, группировок, таблиц, индексов Вы подробно изучили на первом году обучения в Рабочей тетради №4, но, тем не менее, следует вспомнить следующее.

Анализ тех или иных показателей начинается с использования абсолютных величин (объем производства, затраты на производство и т.д.). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и статистике, обойтись нельзя.

В анализе они используются в основном в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности начинается с исчисления величины относительной. Например, бизнес-планом предусматривалось выпустить продукции на сумму 23000 тыс. руб., а выпущено ее на сумму 23950 тыс. руб., что составляет 104,1%, т.е. план перевыполнен на 4,1%.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя во времени. Например, выпуск продукции в 1998 году составлял 26000 тыс. руб., в 1999 – 26100 тыс. руб., в 2000 – 23950 тыс. руб. Если за базу примем 1998 год (100%), то изменение выпуска продукции будет выглядеть так:

Таблица 2.1

Показатели Годы Темп роста (%)
1998 1999 2000 В 1999г. В 2000г.
Выпуск продукции, тыс. руб. 100,4 92,1

Данные таблицы 2.1 показывают, что по сравнению с 1998 годом рост продукции в 1999 году составил 100,4%, а в 2000 году – 92,1%, т.е. произошло снижение на 7,9% (92,1-100). Наблюдается тенденция к снижению выпуска продукции. Дальнейший анализ должен быть направлен на выяснения причин снижения выпуска продукции.

Широко используется относительные величины при изучении структуры явления. Примером может служить удельный вес продукции производственно-технического назначения в общем объеме выпускаемой продукции. Используя данные анализируемого предприятия, можно вычислить удельный вес продукции производственно-технического назначения в общем объеме продукции и его изменения за ряд лет.

Таблица 2.2

Показатели Годы Изменение по сравнению с
1998 1999 2000 1998г. 1999г.
Объем продукции, тыс. руб., в т.ч. продукции производственно- технического назначения а) в сумме, тыс. руб. б) в % к общему объему       69,2       69,7       78,3   +100   +750   +0,5   -2150   +550   +9,1

Из данных таблицы 2.2 видно, что значительный удельный вес в общем объеме продукции составляет продукция производственно-технического назначения. При это выпуск данной продукции возрастает.

Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности (например, выпуск продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, объем розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади и др.).

Не менее важную роль в анализе играют средние величины. Они дают возможность обобщить однородные показатели, определить общие тенденции, закономерности в развитии экономических процессов. В анализе используются различные виды средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя хронологическая мода, медиана. Например, для исчисления средней стоимости основных фондов, средних остатков оборотных средств, среднесписочной численности работников и др. показателей используется чаще всего средняя хронологическая величина, определяемая по формуле:

X=(X1 : 2 + X2 +…+Xn : 2) : (n-1)

(См. Рабочую тетрадь №4)

Для выявления взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми показателями аналитические группировки. Например, на выпуск продукции влияют многочисленные факторы, которые можно объединить в три группы:

1) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов;

2) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов;

3) факторы, связанные с использованием основных фондов;

Группировочные признаки положены в основу построения таблиц (простых, групповых, комбинационных). Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа на всех его этапах. Они применяются для систематизации исходных данных, проведения аналитических расчетов и оформления результатов анализа.

Использование таблиц при проведении аналитической работы и представление результатов анализа обеспечивает:

· уменьшение объема исходных данных в отчетных документах;

· систематизацию данных и выявления закономерностей;

· наглядность;

· уменьшение объема аналитических записок;

Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических таблиц, которые будут заносить исходные данные и результаты анализа. Любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми выводами, при оформлении которых необходимо руководствоваться правилом от «общего к частному», т.е. сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогом и отдельным показателям.

Сгруппированные показатели могут быть представлены также в виде графиков и диаграмм, которые наглядно отражают взаимозависимость показателей или их динамику. Покажем это на примере.

Имеются данные за 5 лет об объеме выручки от реализации (продажи) продукции и издержках производства за 5 лет (Таблица 2.3). Необходимо построить график движения издержек и дать им оценку.

Таблица 2.3

(тыс. руб.)

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
1. Выручка от реализации (продажи) продукции
2. Издержки производства (полные) а) в сумме, тыс. руб. б) в % к выручке от реализации     93,3     95,3     90,1     86,2     92,6
В том числе: 3. Управленческие расходы а) в сумме, тыс. руб. б) в % к выручке от реализации     4,5     3,1     4,1     5,2     3,8
  4. Коммерческие расходы а) в сумме, тыс. руб. б) в % к выручке от реализации     2,1     2,6     2,8     4,8     2,5

Приемы экономического анализа финансово хозяйственной деятельности и их характеристика - student2.ru

40 000
30 000.
20 000
10 000
50 ООО

1

2
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год

— Выручка от реализации (продажи) продукции

— Издержки производства (полные)

Рис. 2.1. Изменение приведенных показателей представим в виде графика.

Из графика видно, что в течение ряда лет наблюдалось снижение издер­жек производства и только за последний год произошел рост. Удельный вес их составил 92,6%, в то время как управленческие и коммерческие расходы за последний год снизились и составили соответственно 3,8% и 2,5%. В ходе дальнейшего анализа необходимо изучить причины увели­чения издержек производства и принять меры к их снижению. Изменение показателей во времени обычно характеризуется динамичес­кими рядами. Так, в виде динамического ряда можно показать изменение выпуска продукции по месяцам, кварталам, годам.

Разберем на примере изменение выпуска продукции по кварталам за от­четный год.

Показатели I квартал (базовый) Я квартал Ш квартал IV квартал Итого
1. Выпуск продукции, тыс. руб. X
2. Абсолютный прирост, тыс. руб. X 120 180
3. Темп прироста (%)   2,1 3,1 7,2 12,8

Данные таблицы 2.4 показывают темпы прироста продукции в каждом квартале. Темп прироста продукции за 3 квартала составил 12,8% (730:5700)х100, а планировался темп прироста-12,5 %,т.е. выпуск продукции превысил плановое задание на 03

Прием сравнения

Одним из важнейших приемов экономического анализа является сравнение. При проведении анализа с использованием этого приема необходимо выбрать базу сравнения и обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей (равенство и соответствие периодов, одинаковые единицы измерения, одинаковая оценка сравниваемых показателей, единая методика исчисления и т.д.).

Процедура сравнения включает несколько этапов:

• выбор сравниваемых объектов;

• выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям);

• выбор шкал сравнения и степени значимости различий;

• выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение;

• выбор вида признаков, а также определение их существенности и несуще­ственности;

• выбор базы сравнения.

В анализе применяются следующие типы сравнения:

1) Сравнение достигнутых результатов с данными прошлых периодов.

2) Сопоставление фактического уровня показателя с плановыми.

3) Сравнение с утверждёнными нормами расхода ресурсов.

4) Сравнение с лучшими результатами.

5) Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др.

6) Сравнение параллельных и динамических рядов.

7) Сравнение разных вариантов решения экономических задач.

8) Сопоставление результатов деятельности до и после изменения
какого-либо фактора или производственной ситуации.

Базой для сравнения выступают: плановые показатели, показатели предшествую­щих периодов, показатели родственных предприятий, в первую очередь передовых. С помощью таких сравнений можно оценить место предприятия в отрасли, косвенно оценить его конкурентоспособность, выявить сильные и слабые стороны, «узкие» места. Можно сравнивать деятельность анализируемого предприятия с деятельностью зарубежных предприятий аналогичного или близкого профиля. Выбор базы (баз) сравнения зависит от цели и задач анализа. Результаты сравнения могут выражаться в абсолютных и относительных величинах, что видно из данных следующей аналитической таблицы.

Показатель Фактически за прошлый щц Отчетный год Отклонения (+,-) в сравнении
План Факти­чески С прошлым годом С планом
в сумме в% в сумме в%
Запуск продукции гыс. руб. -2150 -8,2 +950 +4,1

На основе данных абсолютных и относительных величин таблицы 2.5 видно, как изменился объем продукции по сравнению с прошлым годом и планом. Так, по сравнению с прошлым годом выпуск продукции в от­четном году снизился на 2150 тыс. руб., или 8,2 % (2150: 26100)х100, а по сравнению с планом выпуск продукции возрос на 950 тыс. руб., или 4,1% (950: 23000)х100.

Анализ полученных данных позволит в дальнейшем изучить причины таких изменений выпуска продукции и спрогнозировать выпуск продукции на будущее, т.е. принять правильное управленческое решение.

Приемы детермированного факторного анализа

Прием цепных подстановок

Для изучения причин (факторов), влияющих на тот или иной результативный показатель, широко используются приемы элиминирования (от лат. е1шшо — выношу за порог, удаляю). Одним из приёмов элиминирования является приём цепных подстановок.

Этот прием имеет несколько модификаций (прием абсолютных и относи­тельных разниц и др.). Прием цепных подстановок состоит в последователь­ной замене базовой (плановой, за прошлый отчетный период) величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величи том считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего - второй и т.д. В первом расчете все величины базовые, в последнем - фактические. При определении влияния двух факторов (двух показателей) делают три расчета, трех факторов - четыре расчета и т.д. Порядок применения приема цепных подстановок разберем на примере, используя данные анализируемого предприятия о выпуске продукции и трудовых ресурсах. Выпуск продукции можно представить в виде следую­щего равенства (формулы):

П = РхДхЧхВ,где

П - объем (выпуск) продукции;

Р - среднесписочное число рабочих;

Д—среднее число дней, отработанных одним рабочим за отчетный период;

Ч - среднее число часов, отработанных одним рабочим в день;

В - среднечасовая выработка продукции. Из этой формулы видно, что объем продукции равен произведению четы­рех вышеперечисленных показателей. Для измерения влияния каждого из них на объем продукции следует сделать пять расчетов. Исходные дан­ные для этих расчетов приведены в Таблице 2.6

Мп/п Показатели План Фактически Отклонение от плана (+, -)
1. Объем продукции, тыс. руб. + 950
2. Среднесписочное чис­ло рабочих, чел. -15
3. Среднее число дней, отра­ботанных одним рабочим за отчетный период, дни. -6
4. Среднее число часов, от­работанных одним рабо­чим в день, час. 6,4 6,1 -0,3
5. Среднечасовая выработка одного рабочего, руб. 56,88 67,62 +10,74

Из данных таблицы 2.6 видно, что объем продукции возрос на 950 тыс. руб. Для определения влияния отдельных факторов на увели­чение объема продукции, сделаем следующие расчеты, используя буквенные обозначения показателей и цифровые данные таблицы, при этом П усл.,; П усл.2; П усл.3 - скорректированный объем про­дукции.

Первый расчет:

Все показатели плановые, т.е.

Ппл = Рпл х Дпл х Чпл х Впл , или

Птш - 260 х 243 х 6,4 х 56,88 = 23000 тыс. руб.

Второй расчет:

Среднесписочное число рабочих фактическое, остальные показатели плановые, т.е.

П Усл1 =Рф х Дпл х Чпл х Впл , или

ПУсл1 = 245 х 243 х 6,4 х 56,88 = 21673 тыс. руб.

Третий расчет:

Число рабочих и отработанные ими дни фактические, остальные показа­тели плановые, т.е.

П Усл2 =Рф. х Дф. хЧпл х Впл , или

Пусл2 = 245 х 237 х 6,4 х 56,88 = 21137 тыс. руб.

Четвертый расчет:

Число рабочих, отработанные ими дни и часы фактические, а часовая

выработка плановая, т.е.

П Усл3 = Рф. х Дф х Чф х Впл , или

ПУсл3 = 245 х 237 х 6,1 х 56,88 = 20147 тыс. руб.

Пятый расчет:

Все показатели фактические, т.е.

П ф = Рф х Дф х Чф х Вф, или

Пф = 245 х 237 х 6,1 х 67,62 = 23950 тыс. руб.

А теперь с помощью приема цепных подстановок подсчитаем влияние на рост объема продукции в сумме 950 тыс. руб. всех четырех факторов (тыс. руб.):

1. Снижение числа рабочих

(П усл., - П план.).......... 21673 - 23000 = - 1327

2. Уменьшение числа отработанных дней

(П усл., - П усл.,)............ 21137 - 21673 = - 536

3. Уменьшение средней продолжительности рабочего дня
(П усл.3 - П усл.2).......... 20147 - 21137 = - 990

4. Повышение среднечасовой выработки одного рабочего

(П факт. - П усл.3).......... 23950-20147 = + 3803_______________

Общее отклонение.............................. + 950

Расчеты показывают, что весь прирост продукции был обусловлен повы­шением среднечасовой выработки. Прирост продукции мог бы составить 3803 тыс. руб., но снижение числа рабочих, отработанных дней и продол­жительности рабочего дня уменьшили выпуск продукции на 2853 тыс. руб. (1327 + 536 + 990), и в итоге прирост составил только 950 тыс. руб. (3803-2853).

Использование приема цепных подстановок можно показать на упрощен­ном примере влияния изменения среднесписочного числа рабочих и сред­ней выработки одного рабочего на отклонение от плана выпуска продук­ции с использованием буквенного обозначения и цифровых данных. С этой целью используем следующую аналитическую таблицу:

Влияние изменений численности рабочих и средней выработки одного рабочего на объем продукции

Таблица 2.7

  План Фактически Отклоне­ние от плана объема продукции, тыс руб.
    Средне­списочное число рабочих, чел. Выработка на одного рабочего, тыс. руб. Объем продук­ции, тыс.руб. Средне-списоч­ное число рабочих, чел. Выработ­ка на одного рабочего, тыс. руб. Объем продукции, тыс.руб.    
Цифровые показатели 88,462 97,755 + 950
Буквенное обозначение показателей а б а х б а1 б1 а1 1

Если заменить плановое число рабочих фактическим, то получим:

ЧАВ =245x88,462 = 21673 тыс. руб.

Сравнивая скорректированный показатель с плановым, выявим снижение выпуска продукции за счет уменьшения численности рабочих на 15 чел. всего на 1327 тыс. руб.

Расчет1.' ЧфВпл - ЧплВпл = 21673 - 23000 = - 1327

Заменяя плановую среднюю выработку одного рабочего фактической, определяем второй скорректированный показатель, который при нали­чии двух факторов совпадает с фактическими данными. Получаем:

ЧфВф= 245 х 97,755 = 23950 тыс. руб. Сравнивая этот показатель с первым скорректированным показателем (21673), выявляем влияние изменения выработки одного рабочего на объем продукции.

Расчет 2.ЧфВф - ЧфВпл = 23950 - 21673 = + 2277 тыс. руб.

В результате общая сумма отклонения составляет 950 тыс. руб. (- 1327 + + 2277)

Расчеты, которые мы проделали, можно представить в виде следующей таблицы:

Наши рекомендации