Менеджмент и управление качеством товара.
Важнейшей задачей и составляющей менеджмента, как современного способа управления производством, является управление качеством продукции и труда.
За образец подражания нам следует использовать японскую систему управления качеством через систему кружков качества.
По международным стандартам ИСО серии 9000 система качества – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.
В соответствии с Гостом 15467-79 управление качеством продукции – это действия, осуществляемых при создании и эксплуатации или потребления продукции, цель которых – установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень его качества.
В настоящее время созданы и функционируют системы управления качеством на трех иерархических уровнях (общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия), а также на всех стадиях создания и использования продукции (петля качества) от изучения спроса до утилизации.
Верхний уровень – Правительство и Комитет по стандартизации и сертификации продукции.
На уровне отрасли – Министерство сельского хозяйства и продовольствия, инспекции по качеству.
Нижний уровень управляющей системы состоит из технологических отделов, специалистов, руководителей. На сельскохозяйственных предприятиях специальных служб для управления и контроля качеством, как правило, не создают.
Одна из важнейших составных частей методологических основ построения системы управления качеством труда и продукции являются принципы.
Под принципами управления качеством следует понимать основные правила, определяющие содержания, структуру разработки и порядок функционирования системы управления качеством.
1. Комплексное решение проблемы заключается в том, что изучение вопросов качества должно осуществляться в раскрытии совокупности всех свойств, образующих единое целое.
2. Системный подход при построении и функционировании системы управления качеством.
3. Организация работ на базе стандартизации, как объединяющий направления по повышению качества труда и продукции в единое целое.
4. Оптимальность соотношения системы управления качества с ее важнейшей функцией – стимулированием исполнителей.
5. Создание органов управления, так как само управление качеством предполагает наличие органов управления.
6. Постоянное совершенствование системы управления качеством труда и продукции.
Сущность первого принципа сводится к следующему: нельзя ограничивать контроль только конечной продукции. Управление качеством имеет замкнутый цикл (петля качества и ее характеристика). Это имеет особое значение в сельскохозяйственном производстве, где специфические особенности производственного цикла ставят в жесткую зависимость качество конечного продукта от качества выполнения всех технологических операций как в растениеводстве, так и в животноводстве.
Сущность системного подхода заключается в том, что каждое экономическое явление рассматривается и оценивается во взаимосвязи с другими. Этот принцип следует рассматривать с трех точек зрения:
Первая – система управления качеством должна быть увязана с общей системой менеджмента предприятия.
Вторая – в рамках расширенного подхода к принципу комплексности.
Треть – учет всех показателей и свойств продукции (цвет, запах, прочность и т.д.).
Стандартизация. Соблюдение этого принципа в сельском хозяйстве имеет обязательный характер.
Четвертый принцип – общеизвестен.
Пятый принцип – создание органов управления качеством труда и продукции.
Данный принцип необходимо рассматривать на примере двух сфер – производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Сам принцип не обязательно предусматривает создание специальных органов управления. на сельскохозяйственных предприятиях управления и контроля качества целесообразно возложить на руководителей низшего и среднего звена при обеспечении общего контроля и руководства высшим звеном менеджмента – дирекцией или правлением предприятия.
На крупных перерабатывающих предприятиях целесообразно создание функционального органа управления качеством. В обязанности менеджера (или отдела, лаборатории и т.п.) должно входить контроль, за качеством сельскохозяйственного сырья поступающего от производителей, обоснование изменений в технологию производства и систему управления качеством, оценка существующей системы УК, сравнение ее с международными требованиями.
Шестой принцип – совершенствование СУК. Это постоянный процесс. Актуален в условиях рынка, необходимо учитывать конкуренцию и т.д.
Важным элементом СУК является использование методов управления (административные, экономические, социальные, психологические).
Основные задачи по переориентации управления производством в современных условиях:
- осознание высшим руководством сельскохозяйственных предприятий того факта, что основная ответственность за качество продукции и эффективность системы управления качеством ложится именно на него, а не на подчиненных
- активное подключение к системе управления качеством работников среднего и низшего звена;
- постепенная переориентация современной системы управления на механизм коллективной ответственности за качество.
Система управления качеством должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, которые в МСИСО 9004 представлены в виде петли качества, включающей следующие элементы.
1 2
11 3
10
5
9 6
8 7
Рис. 1. «Петля качества»
1. Маркетинг, поиски и изучение рынка.
2. Проектирование и (или) разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обслуживание.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь в обслуживании.
11. Утилизация после использования.
12. Маркетинг, поиски и изучение рынка.
Стандартизация производства.
Стандарт – нормативный документ, в котором устанавливаются правила, общие принципы, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Объект стандартизации – продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного повторения и использования.
Экономика не может обойтись без стандартов. Стандартизация прошла большой путь – от первых технических норм, до стандартов – эталонов, которые описывают основные функции предприятия, облегчают диалог между предложением и спросом.
Главная роль стандартов изменилась – от рационализации производства к управления системами качества.
В условиях рыночной экономики эффективность стандартизации проявляется через три ее основные функции: экономическую, социальную и коммуникабельную.
Экономическая функция реализуется через:
- представление достоверной информации о продукции, ее качестве в удобной форме. Стандартизация обеспечивает выбор продукции в договорах (контрактах) в торговле;
- внедрение новой техники;
- увеличение масштабов производства;
- содействие конкуренции;
- взаимозаменяемость и совместимость;
- управление производством.
Социальная функция – стандартизация по своей природе имеет общественный, социальный характер и по процедурам разработки стандартов, в обсуждении которых участвуют тысячи специалистов, и по объектам стандартизации, которые затрагивают интересы и защищают права практически всех членов общества. Должны соблюдаться требования здравоохранения, санитарии и гигиены, обеспечивать охрану окружающей среды и безопасности людей.
В настоящее время нет продукции более социально- значимой, чем продукты питания, нет стандартов более важных, чем стандарты на пищевую продукцию.
Коммуникабельная функция обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через фиксацию терминов и определений, условных знаков и обозначений и т.д., способствуя тем самым достижению необходимого взаимопонимания и расширяя обмен информацией.
Формирование государственной системы стандартизации в РБ началось в 1992 году и происходило в условиях перехода к рыночным отношениям.
Возглавляет эту работу Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт). В системе Белстандарта действует 15 региональных центров расположенных в областных и региональных городах.
Сегодня работы по стандартизации осуществляются на основе принятого Закона «О стандартизации» и введенной Государственной системы стандартизации РБ (ГССРБ). ГССРБ – это правила ведения работ по стандартизации.
Для выхода сельского товаропроизводителя на международный рынок нужна, прежде всего, гармонизация международных и отечественных стандартов. Вызвано это тем, что требования к продукции существенно отличаются. (Например: картофель – по сорту и чистоте у нас до 10 %, ЕЭК ООН – 2 %, по наименьшему поперечному диаметру у нас до 25 мм., по ЕЭК ООН до 28 мм. и т.д.).
Большая часть стандартов в развитых странах сугубо рекомендательная. Однако в условиях конкурентного рынка выполнять содержащиеся в ней рекомендации товаропроизводителям выгодно.
Вопросы безопасности продукции для жизни и здоровья людей, животных и растений, охраны окружающей среды в стандартизации в последние годы занимают особое место.
Наиболее многообразные и строгие требования предъявляют промышленно развитые страны (Япония, США, Канада, Швейцария).
В 1995 году в странах – числах ЕС введена директива по гигиене питания, в которой строго регламентируется безопасность используемых в производстве красителей, консервантов, других пищевых добавок. Соответствующие национальные законы обеспечивают потребителям возможность подачи исков на получение компенсации за физический и моральный ущерб.
Международная стандартизации в области управления качеством.
Важнейшим направлением в повышении качества отечественной продукции определено создание на предприятиях систем управления качеством в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 представляют собой комплекс международных стандартов, содержащих систему руководящих принципов в области управления качеством. По состоянию на конец 1997 года было выдано около 250 тысяч сертификатов соответствия стандартам ИСО 9000 в 130 странах мира.
Международные стандарты ИСО серии 9000 появились впервые в 1987 году.
Стандарты ИСО 9001 «Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ИСО 9002 «Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже» и ИСО 9003 «Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» представляют собой модели, на соответствии которых проводится проверка и оценка системы качества предприятия.
Таблица 1. Обобщение характеристик моделей обеспечения качества.
Модель для обеспечения качества | Этапы обеспечения качества | Обязанности производителя | Характеристика продукции |
МС ИСО 9001 | Проектирование, разработка, производство, окончательный контроль и испытания, монтаж и обслуживание | Доказать свою способность выполнить требования на всех этапах обеспечения качества | Впервые разрабатываемая или модернизуемая продукция |
МС ИСО 9002 | Производство, окончательный контроль и испытания, монтаж и обслуживание | Доказать свою способность выполнить требования на всех этапах производства, монтажа и обслуживания | Продукция, производимая по оправдавшему себя проекту или технологии |
МС ИСО 9003 | Окончательный контроль и испытания продукции | Доказать свою способность выполнить требования в части окончательно контроля и испытаний | Оправдавшая себя серийная продукция |
По определению ИСО, они предназначены для конкретных ситуаций, т.к. по заключению контракта, как правило, предшествует оценка действующей на предприятии система качества с целью определения способности поставщика удовлетворять требования потребителя.
Выбор нужной модели на этапе заключения контракта определяется следующими факторами:
- сложностью и новизной проекта;
- наличие готового проекта, пригодность которого подтверждена ранее;
- сложность производственного процесса;
- сложность изделий (числом взаимосвязанных характеристик и критичностью каждой из них по отношению и эксплуатационным характеристикам);
- последствия возможных отказов;
- затратами поставщика и заказчика на обеспечение качества, которое сравнивается с потерями от выпуска некачественной продукции;
- репутацией (имиджем) поставщика.
МС ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы качества. Руководящие указания» содержат наиболее полное указание элементов системы качества и могут служить своего рода пособием для предприятия при разработке или совершенствовании действующей на предприятии системы. Стандарт носит рекомендативный характер. Это означает, что каждое предприятие самостоятельно определяет конкретный состав элементов системы и способы их выполнения на практике.
Стандарты ИСО динамичны и, как правило, пересматриваются каждые пять лет. Версия 1994 г., 2000 г.
В РБ работа по повышению качества сельскохозяйственной и пищевой продукции ведется по следующим основным направлениям:
- государственный надзор за качеством продукции, осуществляемый государственными организациями;
- сертификация продукции, производимой в республике, и производств;
- сертификация продукции, ввозимой из-за рубежа;
- сертификация системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
Сертификация.
Сертификация – способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Это один из наиболее мощных инструментов, выработанной международной практикой, стимулирующий развитие рынка и контролирующий качество продукции.
Сертификация продукции используется во всем мире как действенное средство защиты прав и интересов потребителя, а также как весьма важный фактор обеспечения доверия к производителю (поставщику) и повышения конкурентоспособности продукции. В настоящее время сертификацией охвачено свыше 70% продукции. Потенциально опасная продукция сертифицируется почти полностью.
Сертификация имеет обязательный (в законодательно регулируемой сфере) и добровольный (в законодательно нерегулируемой сфере) характер.
В зависимости от того, кто ее производит, сертификация бывает трех видов: самосертификация, проводимая самим изготовителем; сертификация осуществляемая потребителем; сертификация, проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя). Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация третьей стороны. В Белоруси сертификация как обязательная процедура введена в 1992 году.
Уполномоченным органом в области сертификации назначен Белстандарт.
В настоящее время в системе сертификации республики аккредитовано более 40 органов по сертификации и метрологии Белстандарта, академических и отраслевых НИИ и других организаций, 180 испытательных лабораторий.
Подтверждение соответствия может проводиться не только обязательной сертификацией, но и по средствам принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Такая форма подтверждения широко применяется в зарубежной практике. При этом правительством утверждается перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.
В Беларуси до сих пор приоритет имеет сертификация готовой продукции, что создает трудности с выходом на рынки дальнего зарубежья, так как там сертификация продукции стала уже вчерашним днем. Сейчас в развитых странах преобладает сертификация системы качества по международным стандартам. Предприятия, имеющие подобный сертификат, является гарантом качества выпускаемой продукции.
Отечественные сертификаты признаются за рубежом крайне редко. В связи с этим нашим экспортерам приходится либо продавать свою продукцию по весьма низким ценам, либо платить огромные деньги иностранным испытательным организациям; сертификаты которых признаваемы в мире.