Управление качеством продукции. Концепция всеобщего управления качеством (TQM).

Управление качеством - действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации, предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В последние годы широкое распространение получили ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. Всеобщее управление качеством — это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции "всеобщего управления качеством" — TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности и, как показывает международный опыт, способствует повышению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества. Далее рассмотрим основные характеристики концепции TQM. Цель TQM: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества. Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок. Стратегия TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка. Средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты. Основное различие традиционных форм управления и TQM заключается в следующем: управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование = осуществление = контроль = управляющее воздействие. Согласно циклу Деминга, для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется специальная деятельность, формируется группа исполнителей, их деятельность документируется и анализируется. По результатам анализа проведенной деятельности планируется следующий в круговом цикле управления комплекс мероприятий. Предприятие, использующее в управлении концепцию TQM, ориентируется на изменяющиеся потребности потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. В соответствии с выявленными потребностями предприятие изменяет характеристики продукции, процессов, методик и структур. Для достижения успеха необходимо постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих: 1) качества продукции; 2) качества организации процессов; 3) уровня квалификации персонала. Так как при параллельном совершенствовании данных аспектов организация выводит качество на новый уровень в своей фирме, а также достигает лидирующих позиций на рынке. В свою очередь, организация, развивающаяся согласно концепции TQM, должна преследовать следующие цели: • ориентация производства на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; • возведение качества в ранг цели производства; • оптимальное использование всех ресурсов организации. Это позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса и достичь конкурентного преимущества. В основе TQM лежат следующие принципы: 1) ориентация на потребителя; 2) вовлечение работников; 3) подход к системе качества как к процессу; 4) системный подход к управлению; 5) постоянное улучшение.



Наши рекомендации