Этимология и сущность понятия менеджмент. Соотношение понятий «менеджмент», «управление», «руководство».

Этимология и сущность понятия менеджмент. Соотношение понятий «менеджмент», «управление», «руководство».

ЭТИМОЛОГИЯ

Общее значение слова - управление.

Истоки английскогоmanage – управлять, уметь обращаться, удаваться, справляться, ухитриться, умудриться, суметь сделать, восходят к латинскому manus - рука. Именно с рукой связан и первоначальный смысл глаголаmanage - тренировать, заставлять делать упражнения и, прежде всего, обучать верховой езде на лошади (отсюда манеж) - французское manege.

Для менеджмента, понимаемого в узком смысле как управления, классическим остается определение, данное еще в начале ХХ века Анри Файолем: менеджмент - это процесс, включающий прогнозирование, планирование, организацию, руководство, координацию, контроль.

Сущность

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

2. гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

· ориентации на человеческий фактор,

· высокого профессионализма,

· творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство

Управление более широкое понятие, чем менеджмент.

Управление возникло и развивалось как потребность людей в согласованности их действий для достижения определенных результатов. В индивидуальной деятельности управление сводится к согласованию своих собственных действий для достижения желаемого результата. Развитие сознания человека привело к пониманию того, что совместными усилиями можно достичь таких результатов, которых невозможно добиться индивидуально. От управления определенным процессом зависит предвидение результатов, четкость и согласованность действий по достижению результата, время его получения, т.е. управление определяет качество результата.

Руководство это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности. Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Менеджмент - это

1. Деятельность по управлению предприятием в условиях

рынка.

2. Умение достигать поставленных целей, используя труд,

интеллект и мотивы поведения других людей.

3. Управление.

Плюс

4. Развитие психологии и менеджмента в рамках школы человеческих отношений.

Теория «человеческих отношения» Э.Мэйо:

Родоначальником этого направления считается Элтон Мэйо (1880-1948). Все началось со знаменитых Хоторнских экспериментов, проходивших в "Вестерн Электрик Компани" (близ Чикаго) в 1927-1932 гг. В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета доказали, что на производительность труда влияют не только и не столько технико-экономические, сколько социально психологические факторы: координационный и детализированный контроль, строгое соблюдение дисциплины, величина индивидуального вознаграждения, узкая специализацией задач, авторитарный метод управления, правильный подбор кадров и орудий труда. Отличительные черты теории "человеческих отношений":

" соединение формальной и неформальной структур власти
" узкая специализация
" широкое участие рядовых людей в управлении
" внедрение новых форм организации труда, которые повышают мотивацию и удовлетворенность работой
" преувеличение роли малой группы и солидарности.

Ответственность

Ответственность – это обязательство работника решить ту или иную задачу. Так, при приеме на работу системного администратора новому сотруднику делегируется задача по обеспечению работы всей оргтехники. За что он и получает свое вознаграждение. Если же сеть перестает работать, то в выплате может быть отказано, так как задача не выполнена.

Особенность делегирования основана на том, что оно возможно только при принятии полномочий. В то же время сама ответственность не может быть делегирована. Если предприятие не заключило договор из-за выхода из строя оргтехники, то отвечает за это руководитель предприятия. Даже если в поломке виноват нерадивый системный администратор. Ведь именно руководитель должен обеспечивать бесперебойную работу предприятия в любом случае.

Очень часто в крупных коммерческих структурах высшее руководство может и не знать о существовании каких-либо работников низшего звена, хотя именно последние выполняют большинство конкретных заданий на предприятии. В то же время за работу компании в целом отвечает ее руководство.

Полномочия

Следует четко отделять полномочия от власти. Может делать – это власть, а право делать – это полномочие. Можно не иметь полномочий, но иметь власть. По определению термин «полномочие» означает определенное ограниченное право направлять сотрудников на решение конкретных задач с использованием ресурсов предприятия. Существуют линейные и штабные полномочия.

Линейные передаются непосредственно от начальника к подчиненному и в рамках организации создают несколько уровней управления или цепь команд. Штабные полномочия дают возможность помогать в определенной мере руководству и персоналу, а также давать рекомендации.

Они, в свою очередь, разделяются на параллельные, то есть дающие возможность влиять на решения руководства и расширять штабные полномочия, и функциональные (аппаратно-штабные), представляющие право запрещать или же разрешать те или иные действия в рамках поставленной задачи.

Так, разграничивая полномочия и ответственность, можно создать необходимую степень централизации и децентрализации работы предприятия. То есть усилить линейные полномочия в одной области или же назначить штабные в другой.

Ошибки контроля

Контроль «по случаю».

Конечно, контроль не должен ограничиваться инцидентами. Нормальный контроль направлен не на выявление, а на упреждение негатива. И тем не менее очень часто возникают ситуации, когда нарушение фиксируется и постепенно формируется «досье» сотрудника, в котором собирается многолетний негатив. Чисто психологически плохое всегда регистрируется охотнее. Нормальный контроль — задача постоянная, и очень плохо, если он приурочивается к каким-то особым случаям. Следует заранее планировать и согласовывать с сотрудниками даты и форму контроля.

Тотальный контроль.

О том, к чему он приводит, мы уже говорили. Можно лишь добавить, что тотальный контроль, кроме всего прочего, имеет еще один недостаток — он порождает небрежность. Парадоксальность заключается в том, что тотальный контроль не является средством борьбы с небрежностью, как это часто думают. Руководитель, решивший контролировать все и вся, освобождает сотрудников от ответственности, а не повышает ее. Ведь они начинают думать, что все ошибки все равно будут обнаружены шефом и следует полагаться только на него. Это, конечно, неприятно, но, с другой стороны, в обнаружении ошибок шеф видит свой собственный успех, и почему бы не доставить ему удовольствие? Так что тотальный контроль приводит подчиненных к несамостоятельности и к нерадивости. А если сотрудники были несамостоятельными с самого начала, то тотальным контролем их не изменить.

Скрытый контроль.

Несмотря на то, что он некорректен этически и унизителен не только для сотрудника, но и для руководителя, он все-таки существует. Скрытый контроль встречается в разных видах — от проверки в отсутствие сотрудника его корзины для бумаг до использования услуг «стукачей». Самое опасное последствие этого вида контроля заключается в том, что это неблагоприятно отражается на морально-психологическом климате в коллективе. Ситуация подозрительности, постоянное чувство вины — это не те основы, на которых можно строить нормальные отношения в коллективе. Вообще скрытый контроль чаще всего вызывает чувство досады, и это единственный ощутимый его результат.

Контроль любимого участка.

Каждый достигает высот в какой-то области, и если сделан очередной шаг в карьере, то приходится уступать свою работу другим. А это психологически трудно, ведь мы почти всегда уверены, что лучше нас с ней никто не справится.

Получив более высокую должность, менеджеры очень часто зацикливаются на контроле тех участков, тех вопросов, которые они курировали раньше. В чем здесь опасность? Прежде всего в том, что, во-первых, менеджер «зауживает» поле контроля, а во-вторых, сотрудники очень быстро уясняют, что проверяется, а что — нет. Соответственно направляется и рвение. Наиболее грамотные сотрудники начинают водить шефа «за нос», делая «ошибки» в нужном месте, для того чтобы что-нибудь другое не попало в его поле зрения.

Кроме того, контроль любимого участка можно использовать для выявления соответствия человека занимаемой должности. Если, получив повышение, сотрудник продолжает контролировать свой любимый участок, это чаще всего означает, что новая должность ему не по плечу.

Контроль-проформа.

«У нас настолько хорошая атмосфера, мои люди настолько приятны, что я просто не могу их жестко контролировать», — такое приходится слышать не так уж редко. Шеф стесняется даже говорить о контроле, дабы не обидеть подчиненных. Конечно, в силу своих должностных обязанностей он все-таки контролирует их, но поверхностно, выборочно, с тайной надеждой, что ничего не будет обнаружено. А если какая-то ошибка и выявляется, то шеф исправляет ее сам — зачем портить добрые отношения, призывать кого-то к ответу? Руководитель, поступающий так, либо не понимает сущности и значимости контроля, либо не уверен в себе. Не следует забывать: кто не контролирует работу своих подчиненных, тот не интересуется их достижениями.

Контроль из-за недоверия.

Многие думают, что контроль успешен только тогда, когда что-то «выявлено», «вскрыто», «обнаружено». Такой контроль основан на уверенности, что сотрудники всегда делают что-то не так, а потому обязательно нужно это «что-то» найти. Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе. Если у человека нет здорового чувства собственного достоинства, то он чувствует угрозу, исходящую от других, даже если ее на самом деле нет. Безошибочная работа сигнализирует такому человеку, что есть люди, претендующие на его кресло, и контроль начинает выполнять функцию «короткого поводка». Это иногда помогает, но если вы контролируете из-за недоверия, то не ждите доверия со стороны своих подчиненных.

Поверхностный контроль.

Его не следует путать с «внешним контролем». Поверхностный контроль — это, например, контроль пребывания сотрудника на рабочем месте вместо контроля результатов работы. Само собой разумеется, что он необходим, но если весь контроль сводится к мелочной фиксации внешних действий (время прихода на работу и т. д.), то ощутимой пользы от него не будет.

Нестандартный контроль.

Остается только сожалеть, что руководители нечасто используют такой нестандартный способ интенсивного контроля, как установление испытательного срока для нового сотрудника.

Как видите, в практике имеется богатый арсенал средств, методов и способов контроля. Вырабатывая свой стиль контроля (а все, что мы обсуждаем, — это, конечно, не более чем рекомендации для выработки такого стиля), помните: руководитель контролирует людей, которые, как и он сам, имеют право на ошибку, и если ошибаются, то, как правило, без злого умысла. Контроль может быть любым при одном условии: он должен быть честным (открытым), не унижающим ни руководителя, ни подчиненного.

Неформальные коммуникации

Вся организация состоит из формальных и неформальных компонентов. Каналом неформальной коммуникации являются слухи, один из самых быстрых способов распространения информации. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для изучения мнений сотрудников, их готовности к переменам и принятию нового, определения "узких" мест в руководстве организацией. Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам:

· изменения в структуре организации;

· предполагаемые меры по ужесточению контроля;

· грядущие повышения или понижения;

· информация о личных пристрастиях руководителей и т. д.

Принято считать, что слухи - это менее точная информация, однако от них во многом зависит весь коммуникационный процесс.

Функции коммуникации.

В самом широком смысле цель коммуникаций на предприятии - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.

Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и поличностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.

Этимология и сущность понятия менеджмент. Соотношение понятий «менеджмент», «управление», «руководство».

ЭТИМОЛОГИЯ

Общее значение слова - управление.

Истоки английскогоmanage – управлять, уметь обращаться, удаваться, справляться, ухитриться, умудриться, суметь сделать, восходят к латинскому manus - рука. Именно с рукой связан и первоначальный смысл глаголаmanage - тренировать, заставлять делать упражнения и, прежде всего, обучать верховой езде на лошади (отсюда манеж) - французское manege.

Для менеджмента, понимаемого в узком смысле как управления, классическим остается определение, данное еще в начале ХХ века Анри Файолем: менеджмент - это процесс, включающий прогнозирование, планирование, организацию, руководство, координацию, контроль.

Сущность

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости

2. гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

· ориентации на человеческий фактор,

· высокого профессионализма,

· творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Наши рекомендации