Управление качеством: понятия, принципы, функции, методы менеджмента качеством и их характеристики. Политика в области качества.

Что же такое качество? Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно данным, а не иным предметом.

Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативно­му документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.

Качество продукции окончательно проявляется при эксплуатации или потреблении. Бывает, что уровень качества изготавливаемой продукции ниже реально необходимого. Например, металлорежущий станок не обеспечивает требуемой точности. В этом случае потребитель при эксплуатации должен выделять дополнительные средства на доработку, ремонт и обслуживание продукции. Возможно и обратное, когда уровень качества продукции больше необходимого. Например, автомобиль грузоподъемностью 3 тонны используется при перевозке груза в 1тонну и т.д.

При полном соответствии уровня качества потребностям потребителя, когда они удовлетворяются с наименьшими затратами и для потребителя и для производителя, – оптимальный вариант, поскольку сумма затрат на изготовление и эксплуатацию минимальна. Таким образом, оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество можно повышать, в других оставлять неизменным, в третьих, возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделий.

Необходимо, чтобы все непроизводительные расходы, связанные с эксплуатацией продукции, несло предприятие-изготовитель. Это значительно повышает его заинтересованность в выпуске продукции оптимального уровня качества.

При изготовлении изделий с заданным уровнем качества может обнаружиться разброс значений в показателях качества, т. е. отклонение от требований нормативно-технической документации. Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям.

Следовательно, превосходство в качестве предлагаемой продукции реально приводит к увеличению прибыли. На увеличение прибыли воздействуют два основных фактора: первый – это удовлетворенность потребителей тем, что продукция и услуги, полученные ими, более высокого качества, и, как следствие, при более высокой удовлетворенности потребителей можно устанавливать более высокую цену на товары; второй – снижение затрат на производство из-за отсутствия несоответствий (дефектов) и, следовательно, уменьшение затрат на их доработку.

52. СМК на основе международных стандартов ИСО серии: сущность, содержание, роль. Стандарты ИСО 9000, 9001, 14001, 18001 и их характеристика.

Активное участие рыночных отношений в России, ее интеграции в мировую экономику, предстоящее вступление в ВТО заставляет отечественные предприятие заниматься вопросами повышения конкурентоспособности, которая определяет качеством выпускаем продукции. В развитых странах мира для решение этих задач предприятие активно использует системы менеджмента качества (СМК), отвечающее нормам международных стандартов ISO серии 9000 (МС ISO 9000). В России данный инструмент начинает приобретать популярность, однако введу поверхностного отношение к вопросам управление качеством этот опыт не всегда можно назвать успешным. Поэтому имеет смысл проанализировать зарубежную практику использование систем управление качеством на основе стандартов ISO серии 9000.

Первая версия стандарта появилась еще в 1987 г., обобщив накопленный мировой практике опыт организации работ по управлению качеством. В 1994 г. Он был пересмотрен, а в 2000 г, действует третья последняя версия стандарта.

Сертификация СМК на соответствие стандартом ISO 9000 получила широкое развитие в мире и во всех сферах экономике. Об их популярности свидетельствует общая динамика количества выданных сертификатов. К концу 2002 г. 561 747 предприятий мирового хозяйства сертифицировали свои системы качества по требованиям МС ISO 9000, превысив показатель 2001 г. на 10%. Мировой опыт показывает, что квалифицированное использование СМК на основе стандартов ИСО серии 9000 обеспечивает предприятиям ряд преимуществ: улучшение качества выпускаемой продукции, снижение уровня производственных издержек, улучшение управленческого контроля, рациональное использование всех видов ресурсов, улучшение взаимодействие и согласованности работы отделов, минимизация непредвиденных финансовых потерь, повышение лояльности персонала к компании, общее повышение производительности и эффективности работы и др. Внедрение СМК занимает от 1 до 3 лет, а стоимость сертификации составляет среднем в западных странах 187 000 долл., варьируясь от 50 000 долл. до нескольких миллионов долларов в зависимости от масштаба и сложности производственного процесса. Поэтому наличие необходимых ресурсов, таких как финансовые средства, время, квалифицированный персонал, оказывает решающее влияние на успешность процесса внедрение и сертификации СМК.

На сегодняшний день имеется целый ряд международных стандартов, касающихся разработки и внедрения современных систем менеджмента в организациях любых размеров, видов деятельности и форм собственности - МС ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», МС ISO 14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда», МС ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к любым организациям в продуктовой цепи», МС SА 8000:2001 «Социальная ответственность», МС ISO 17025:1999 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», МС ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях производящих соответствующие запасные части», МС ISO/TS 29001:2003 «Системы менеджмента качества. Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промышленности.

Отчёт центрального секретариата ISO о сертификации систем менеджмента качества (по состоянию на конец 2006 года) показывает, что сертификация СМК на соответствие МС ISO 9001 по прежнему востребована во всём мире и число сертифицированных компаний неуклонно возрастает.

Наибольшую популярность и признание в мире получили системы менеджмента качества, соответствующие требованиям ISO серии 9000. Первая версия этих стандартов была принята в 1987 году и, начиная с этого времени стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества - самые внедряемые в мире.

Идеология менеджмента качества заключается в постоянном и систематическом управлении всеми процессами производства продукции (оказания услуг) компанией, основной целью которой является удовлетворение действующих и ожидаемых потребностей потребителей, при участии всех сотрудников компании и лидирующей роли руководства компании в менеджменте качества. В странах дальнего зарубежья системы менеджмента качества широко внедряются на малых предприятиях. Так, в Австралии, где зарегистрировано почти 17 тыс. сертификатов соответствия по стандарту ISO 9001, в подавляющем большинстве это малые предприятия: производство, сфера обслуживания, органы государственного и муниципального управления. В Китае сертификаты соответствия требованиям стандарта ISO 9001 имеют даже дошкольные учреждения.

ISO 14000

Первые документы этой серии были разработаны в 1986 году Техническим комитетом ISO/TC 207. Центральным стандартом серии ISO 14000 считается ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Если национальные и международные законы, нормы и стандарты ориентируют компании на выполнение обязательных требований по охране окружающей среды, то стандарты ISO 14000 и ориентируют компании на выполнение не только обязательных требований, но и на выработку эффективных мероприятий, направленных на сбережение природных ресурсов и постоянное снижение вредных воздействий на окружающую среду и персонал предприятия. Стандарт ISO 14001 применим практически для любой организации, желающей внедрить в свою деятельность систему экологического менеджмента. Он, как и большинство стандартов ISO , строится на модели PDCA, основанной на концепции непрерывного совершенствования.

Цель ISO 14001:2004 заключается в обеспечении основы для комплексного стратегического подхода к политике по охране окружающей среды организации, планов и действия организации.

ISO 14001:2004 дает общие требования к системе экологического менеджмента. Результатом этого является создание общей основы для взаимодействия управления по проблемам окружающей среды между организациями и их клиентами, регулирующими органами, общественностью и другими заинтересованными сторонами.

Стандарт может быть реализован путем широкого круга организаций , независимо от их текущего уровня экологической зрелости. Приверженность к соблюдению применимых экологических законов и правил необходима, наряду с обязательством постоянного улучшения. Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, чтобы помочь организации в определении ее экологической политики и целей с учетом требований законодательства и других требований, с которыми она согласилась, с учетом значимых экологических аспектов ее деятельности. Стандарт применим к тем экологическим аспектам, которые организация определила как аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять. Стандарт сам по себе не устанавливает конкретных критериев к результатам экологической деятельности.

OHSAS 18001:2007 — Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования.

OHSAS 18002:2008 — Руководство по применению OHSAS 18001.

OHSAS 18001 - международный стандарт по разработке систем управления охраной здоровья и безопасностью персонала (Occupational Health and Safety Management Systems); представляет требования к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем, чтобы предоставить возможность организации управлять профессиональными рисками в области безопасности и здоровья и повышать эффективность такого управления.

Международный стандарт OHSAS 18001 разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций. OHSAS 18001 совместим с ISO 9000 и ISO 14000 и применим ко всем отраслям производства и услуг.

Последняя версия стандарта OHSAS 18001 - OHSAS 18001-2007. Этому стандарту полностью соответствует российский национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации».

Стандарт OHSAS 18001 является общетехническим и применим к организациям всех типов и размеров (независимо от конкретного сектора экономики, отрасли промышленности), стремящихся:

устранить или сократить риск для исполнителей, которые могут подвергаться рискам профессиональной безопасности и здоровья, связанным с их деятельностью

осуществлять контроль за опасными производственными факторами

управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности

предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций

интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента

к улучшению морального климата в компании

к уменьшению прямых и непрямых издержек бизнеса

Сертификат OHSAS 18001 необходим компаниям, деятельность которых непосредственно связана с риском возникновения разного рода чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью работников компании, к примеру, компаниям, занимающимся производством. В особенности сертификация по OHSAS 18001 актуальна для строительных компаний.

Сертификат OHSAS 18001 показывает, что предприятие ведет пристальный контроль факторов производственного и профессионального рисков, заботиться о безопасности персонала на рабочих местах.

53. Техническое регулирование в обеспечении качества организации. Технические регламенты: сущность и содержание.

Наши рекомендации