Менеджмент, его сущность и значение для современной организации. Отличие понятий управление и менеджмент

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой дея­тельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных ус­ловиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и мето­дов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

§ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;

§ постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

§ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные резуль­таты деятельности фирмы или ее подразделений;

§ постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

§ выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяй­ственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

§ необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оп­тимальных решений.

Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, по­скольку применяется к разным видам человеческой деятельности

Различия между понятиями «управление» и «менеджмент»

Управление Менеджмент
Понимание функции управления как удовлетворение интересов вышестоящего органа Понимание функции менеджмента как удовлетворение экономических интересов предприятия
Деятельность руководителя основана на игнорировании заинтересованности персонала в конечных результатах труда Деятельность менеджера основана на обеспечении заинтересованности персонала в конечных результатах труда
Оценка труда руководителя определяется степенью выполнения директив вышестоящего органа Оценка труда менеджера определяется конечной эффективностью
Низкая восприимчивость к нововведениям Готовность к восприятию нововведений
Приоритет процесса управления над его результатом Приоритет результата менеджмента над процессом
Концентрация властных полномочий и ответственности в одних руках Делегирование полномочий и ответственности на низшие иерархические уровни менеджмента
Стиль руководства подчиненными ближе к стилю армейского начальника Стиль руководителя близок к стилю тренера спортивной команды
Руководитель выступает в основном как администратор Менеджер выступает в основном как лидер

Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходно­сти, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологичес­кой базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одно­временном повышении квалификации, творческой активности и лояльности ка­ждого работника.

Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства то­варов и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся матери­альных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности пред­приятия и его стабильного положения на рынке.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях

Организовать - процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Организация взаимодействия и полномочия. Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.(Маслоу, Герцберг, МакКлелланда). Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. В процессуальные теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения (теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера).

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

В современных условиях менеджеры крупных компаний одновременно решают практически все вопросы, касающиеся деятельности оперативно-производственного подразделения, и должны обладать высокой компетентностью как в вопросах маркетинга, планирования, финансов, мотивации персонала, так и в области технологии производственного процесса и внедрения инноваций.

Этого требует применение в менеджменте комплексного подхода при решении поставленных целей и задач

Наши рекомендации