Тема: «Управление качеством, стандартизацией и сертификацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях».

Цель лекции: определить роль качества труда и продукции на современном этапе развития экономики. Дать понятие качества продукции, и ее конкурентоспособности, стандартизации и сертификации продукции.

Вопросы:

1. Сущность категории качества и показатели качества продукции.

2. Управление качеством продукции.

3. Стандартизация и сертификация продукции.

Дополнительная литература:

1. Прокопенко Н.Ф., Смольская Р.Г. и д.р. Качество, стандартизация и сертификация в АПК. – БелНИИ аграрной экономики. - Минск, БелНИИАЭ, 2000.- 241с.

2. Прокопенко Н.Ф. Качество труда и продукции в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1984.

3. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции. Учебное пособие. – Минск, ООО «Новое знание», 2001. –238с.

В настоящее время роль и важность качества для формирования экономики страны является определяющей, качество – главный показатель оценки продукции, работ и услуг, определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Государственная программа «Качество» является механизмом государственного регулирования в области качества.

Государственная программа «Качество» на 2001 – 2003 годы разработана в соответствии с мероприятиями по выполнению поручений, изложенных в послании Президента РБ Национальному собранию РБ и выступление его перед Парламентом Республики 11 апреля 2000 г. и т.д. Она разработана в развитии программы «Качество»на 1998 – 2000 годы.

Разделы программы:

1. Политика государства в области качества и услуг.

Качество становится национальной идеей, консолидирующей усилия государства и производителей в решении проблем повышения авторитета РБ в мировом сообществе, повышение качества жизни населения республики.

Управление качеством в республике является составной частью единого комплекса государственного управления экономикой.

Государственное управление в области качества должно обеспечивать:

- улучшение технико-экономических показателей работы промышленного комплекса республики за счет расширения экспорта продукции и ее услуг;

- разработку и постановку на производство новых видов конкурентоспособной продукции и оказываемых услуг, развитие экспорта и увеличение объемов производства;

- стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей по выпуску конкурентоспособной продукции и т.д.

2. Цели и основные задачи программы, принципы ее реализации.

Цель – создание условий, способствующих повышению экспортных возможностей отечественных товаропроизводителей, созданию конкурентоспособной продукции, дальнейшему насыщению потребительского рынка качественными безопасными товарами и услугами, внедрение в промышленное производство современных технологий, оздоровление окружающей природной среды, экономия материальных ресурсов, обеспечивающих реализацию политики государства в вопросах качества.

3. Структура программы.

Программа предусматривает выполнение заданий по следующим основным направлениям:

- разработка и усовершенствование законодательного и правового обеспечения управления качеством;

- совершенствование форм и методов управления качеством;

- научно-техническое и метрологическое обеспечение качества и повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

- нормативное и информационное обеспечение в области конкурентоспособности и качества;

- сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и персонала;

- подготовка кадров;

- организационные мероприятия и пропаганда в области повышения качества.

Проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции АПК. Бужин Л.Г. зам. министра сельского хозяйства и продовольствия РБ.

Все участники производства продуктов питания образуют агропромышленный комплекс, в котором ключевое положение занимают вопросы повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, ее безопасности.

Решение этих вопросов достигается, в первую очередь, создание комплексного управления качеством продукции, применение стандартизации и сертификации с тем, чтобы на равных правах войти в международный рынок.

На эти цели направлены республиканские программы «Сахар», «Масло растительное», «Развитие индустрии детского питания», «Импортозамещение», «Переработка и хранение сельскохозяйственного сырья» и др.

Минсельхозпрод совместно с Госстандартом, Минздравом на базе более 20 отраслевых научно-исследовательских организаций осуществляет развитие национальной нормативно-технической базы в области обеспечения качества продукции работ и услуг отраслей АПК.

Институты и отделения аграрных наук Национальной Академии осуществляют разработку и пересмотр отраслевых технологических регламентов на производство сельскохозяйственной продукции.

Разработан и внесен в Госстандарт проект стандарта РБ «Разработка и постановка продовольственной продукции на производство».

Разработено 11 СТБ по плану государственной стандартизации и около 100 технических условий на продукты питания.

В целом экспорт продукции АПК к 2005 году необходимо увеличить до 550-600 млн.$, в 1999 году продали на 146,6 млн. $.

Брестский ликеро-водочный завод, первый в системе Минсельхоза разработал и внедрил систему стандартов ИСО – 2001 в Национальной системе сертификации и в «Бюро Виритас» (Великобритания). Около 20 % продукции продается на импорт. Проводится такая работа на «Мозырьсоли», Минском ликеро-водочном заводе “Кристал”, ОАО “Спартак”, кондитерская фабрика «Витьба» и др.

В 200-2005 гг. намечается внедрение стандартизации серии ИСО-2000 на 20 предприятиях.

Сельскохозяйственной продукции присуще много разнообразных свойств: физические (форма, окраска, консистенция, плотность и т.д.), химические (содержание жиров, углеводов, белков, витаминов и др.), биологические свойства (способность сохранятся без больших потерь массы, вкусовые качества и т.п.).

Для оценки качества обычно одного показателя недостаточно. Необходимо учитывать их комплекс. Чтобы определить качество молока и установить его сортность необходимо учитывать плотность, жирность, чистоту, кислотность, цвет, запах и т.п.

В зависимости от назначения продукции совокупность свойств, по которым будет оценено качество, будет различной.

Характеристику качества продукции можно рассмотреть на примере картофеля, при его использовании на продовольственные цели, сырье для промышленности, корм для сельскохозяйственных животных, семенной материал.

1. вкусовые качества, размеры и форма клубней;

2. содержание крахмала, лежкость;

3. содержание к.е., лежкость;

4. размер клубней, передача наследственности, срок вегетации и т.д.

Чтобы качество продукции было отражено в стандарте, цене, оно должно быть измерено и выражено соответствующими величинами.

По количеству характеризуемых свойств продукции показатели качества могут быть единичными и комплексными.

Единичный показатель качества продукции – это показатель характеризующий одно из ее качеств (содержание протеина в корме, клетчатки и т.д.).

К единичным показателям относятся:

- показатели назначения – характеризуют свойства продукции с учетом области использования. Например, пивоваренный ячмень должен обладать высококачественностью, энергией прорастания, содержания белка.

- Показатели надежности – характерна для машин и механизмов, способность их и безотказной работе в заданные сроки. К сельхоз. продуктам предъявляются требования по сохранности.

- Показатели технологичности – характеризуют структурные свойства продукции обеспечить на технологической стадии (например переработке) максимально полезный эффект от минимальных затрат на сырье, труд и т.д. Например: картофель на фри, сахаристость сахарной свеклы и т.д.

- Эргономичные показатели – характеризуют взаимосвязь «человек – изделие – среда». Это гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические и другие факторы.

- Эстетические показатели – характеризуют товарный вид продукции, отражают соответствие произведенной продукции нормативной документации по виду, цвету, упаковке и т.д.

- Экономические показатели – отражают затраты на производство, хранение, потребление продукции. В итоге формируется цена изделия, продукта.

- Показатели транспортабельности – характеризуют степень пригодности продукции транспортом (картофель, овощи, фрукты и т.д.).

- Экологические показатели – устанавливают градацию и предельно допустимые уровни воздействия продукции на окружающую среду во время приготовления, транспортирования, хранения, эксплуатации или потребления (загрязненность почвы, воды от внесения минеральных удобрений, средств защиты растений и т.д.).

Показатели безопасности призваны регламентировать отдельные свойства продукции в такой степени, чтобы обеспечить надежную защиту жизни и здоровья людей (содержание нитратов в овощах, солей тяжелых металлов в продуктах питания и т.д.).

Для определения сортов, категорий и т.д. необходим комплексный показатель качества продукции.

Комплексный показатель – это показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств. Например, сортность молока определяется запахом, вкусом, кислотностью, чистотой, бактериальной обсемененностью (редуктазной пробой), содержанием соматических клеток.

Разновидность комплексного показателя – интегральный показатель. Он позволяет преимущественно с экономической точки зрения определить совокупность свойств продукции. Интегральный показатель качества – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к затратам на ее производство, переработку и реализацию. Он показывает, какой полезный эффект от продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки приходится на каждый рубль затрат.

Показатели качества продуктов животноводства:

- качество молока. ТУ РБ 00028403380-94 «Молоко коровы».

- Сорта: высший, первый, второй и дальше несортовое.

Для крупного рогатого скота определяется упитанность: высшая, средняя, ниже средней, тощая.

Свиньи оцениваются по 6 категориям. В зависимости от качества устанавливаются и цены.

Конкурентность –комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

В практической деятельности и теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью, либо вообще не делается различий между ними.

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития. Оно развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Тема: «Управление качеством, стандартизацией и сертификацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях». - student2.ru 1950
Тема: «Управление качеством, стандартизацией и сертификацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях». - student2.ru
Тема: «Управление качеством, стандартизацией и сертификацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях». - student2.ru  
Тема: «Управление качеством, стандартизацией и сертификацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях». - student2.ru    

Рис. 1. Динамика развития уровней качества Японии в послевоенный период.

1-й уровень - «соответствии стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (либо другого документа на изготовление продукта, технические условия, договор и т.д.).

2-й уровень – «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользовалась спросом на рынке.

3-й уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

4-й уровень – «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение у других потребительским свойствам, удовлетворяющим потребности, которые у потребителей носят не явный, малоосознаваемый ими характер.

Международная организация по стандартизации (ИСО) дает следующие определения качества:

Качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, который предает ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

По Госту 15467-70 под качеством продукции понимается «совокупность свойств изделия, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

С экономической точки зрения качество товара – характеристика его способностей удовлетворять ту или иную потребность. Кроме этого выделяют и степень полезности – насколько полно он удовлетворяет потребность.

Конкурентность товара определяется в отличии от качества, совокупностью только тех конкурентных свойств, которые определяют несомненный интерес для покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его себестоимость за счет приданию товару новых свойств, не предусматривающих интереса для основной группы его покупателей.

С позиций качества сравнимы лишь однородные товары.

Конкурентоспособность товара – важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка – его конкурентоспособность.

Качество – категория, присущая не только рыночной экономике.

Понятие «конкурентоспособности товара» шире понятия «качество товара» и «технический уровень товара».

Наши рекомендации