Институциональными основами функционирования рынка явл.:

- частная собственность (производственные ресурсы и произведенный продукт явл собственностью частных лиц и частных институтов, а не государства. Это позволяет им по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять ресурсы и реализовывать результаты своей хозяйственной деятельности. Частная собственность является условием свободного предпринимательства и свободного выбора).

- свобода предпринимательства и выбора (СП - субъекты хозяйствования вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов по собственному выбору и продавать товары или услуги на рынках по усмотрению самого производителя; СВ – владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему желанию. Работники так же вправе заняться любым видом труда, на который они способны, а потребители, свободны, покупать товары и услуги, которые считают подходящими для удовлетворения всоих потребностей).

- конкуренция (экономическое соперничество, борьба между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства, купли-продажи товаров, за увеличение своей доли в производстве и сбыте, за получение наибольшей прибыли (выгоды). Конкуренция выступает в роли принудительной силы, заставляющей производителей повышать эффективность использования ограниченных ресурсов, улучшать качество производимой продукции, разнообразить ассорттимент, расширять производство, увеличивать накопление идр. Типы конкуренции: Совершенная –ситуация, когда ни кто из участников не может повлиять на условия рыночных сделок с выгодой для себя. Рыночная цена в этих условиях – результат взаимодействия спроса и предложения; Несовершенная – ситуация, когда субъекты рынка распологают возможностью в конкретных пределах влиять на условия продажи или покупки с выгодой для себя. Цена явл результатом реализации экономической мощи и господства фирмы или союза нескольких фирм на рынке. Разновидности НК:монополия (существование 1 продавца (производителя) в отрасли. Ее влияние на цены и объемы производства очень значительны и ограничены только объемами спроса.); олигополия (в отрасли более одного, но ограниченное чмсло конкурентов. Такая структура делает олигополистов зависимыми друг от друга в конкурентной стратегии. Результат- стремление к заключению различных сговоров о ценах, ранках сбыта идр., к снижению интенсивности ценовой конкуренции и активизации неценовых методов конкурентной борьбы); монополистическая – в отрасли множество конкурентов, но отраслевой продукт различается, дифференцирован. Эти различия закрепляют каждого производителя в определенной рыночной нише, что превращает его всвоеобразного монополиста и позволяет оказывать влияние на уровень цены. Однако это влияние не может быть значительным, т.к. потребители могут переключать спрос на продукты конкурентов.).

- свободное рыночное ценообразование

- ограниченное вмешательствогосударства в экономическую жизнедеятельность общества

Фиаско –ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов.

Проявление фиаско: внешние эффекты, общественные блага, недостаточная конкуренция, неустойчивость и неравное распределение дохода. Исправить крупные дефекты современной рыночной си­стемы призвано государстно.

Все функции государства в рыночной экономике можно условно разделить на две группы:

1) функции по созданию условий эффективного функцио­нирования рынка (функция обеспечения правовой базы и создания общих условий экономической деятельности субъектов хозяйствования; функция стимулирования и защиты конкуренции; совершенствование рыночной инфраструктуры);

2) функции по дополнению и корректировке собственно рыночных регуляторов (функции регулирования распределения доходов, регулирования внешних эффектов; производство общественных благ; обеспечение экономической стабильности; стимулирование экономического роста).

Основная задача правительства – создать правовую и социальную среду, которая способствовала бы эффективному функционированию рынка.

Государство регулирует: - проблемы безопасности продуктов; - создания безопасных условий труда; - уменьшения загрязнения окружающей среды; - увеличения экономических возможностей (соблюдение равных условий найма, исключение дискриминации).

Правительство регулирует распределение доходов, например, через установление минимального уровня оплаты труда и с помощью системы налогов и трансфертных платежей.

Трансфертные платежи – выплаты правительством или фирмой домашнему хозяйству или фирме денег на безвозмездной основе.

Функционирование рынка порождает внешние эффекты.

Внешние эффекты – издержки производства продукта, которые несут не производители или потребители продукта, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения.

Наиболее очевидным отрицательным внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Госудорство регулирует внешние эффекты законодательным путем либо введением особых налогов.

Государство перераспределяет ресурсы в экономике на производство продуктов (общественные блага). Общественное благо – благо или услуга, к которым неприменим принцип исключения, в силу чего рыночная стстема их не производит. Производство их обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу. К ним относятся: - национальная оборона, - всеобщее образование, - государственное здравоохранение, - национальные парки и др.

Активное вмешательство государства в экономические процессы приводит к формированию рыночной экономики смешанного типа, основными чертами явл: -многообразие форм собственности, среди которых главная роль принадлежит частной собственности; -сочетание частного и государственного секторов экономики; - сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; - сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе; - хорошо развитая рыночная инфраструктура.

Наши рекомендации