Рынок: сущность и основные характеристики. Условия функционирования рынка. Модели рынка.

Рынок –взимовыгодный обмен между покупателем и продавцом.

Рынок – одна из форм координационного механизма, целью которого явл распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Рынок – совакупность отношений, товарного обмена устанавливающих непосредственные связи менжду покупателем и продавцом.

Рынок выполняет определенные функции:

1 Информационно-побудительная. Рынок дает информацию о ценах, дефиците или избытке товаров и выступает как механизм саморегуляции экономики.

2 Конторльно – распределительная или регулирующая. На рынке выявляются конечные продукты процесса производства причем самым неоднозначным образом. Продан по разумной цене только необходимый покупателям товар.

3 Интеграционная или объединительная. Рынок связывает воедино производителей и потребителей, т.е. делает экономику единым целым.

Виды рынка:

1. По региональному признаку выделяют: внутренний и внешний(международный).

2. По способу организации: неорганизованный(обычный рынок) и высокоорганизованный(фондовая биржа).

3. По товару: рынок земли, рынок труда, рынок капитала и т.д.

4. По способу организации товаров: оптовый и розничный.

Экономическая теория для анализа функционирования рынка использует 4 основные модели рынка:

1 Совершенная конкуренция – большое число мелких фирм, которые производят однородный товар, барьеры вхождения в отрасль отсутствуют, возможность продавца влиять на цены отсутствует, доступ к информации равный для всех(рынок картофеля).

2 Монополистическая конкуренция – большое число средних и мелких фирм, которые производят однородный товар с элементами специализации, барьеры вхождения в отрасль отсутствуют, возможность продавца влиять на цены отсутствует, доступ к информации имеет некоторые ограничения.(Рынок продуктов, мебели).

3 Олигополия –несколько крупных и средних фирм(от 2 до 10), которые производят однородный товар с элементами специализации, у продавцов есть возможность влиять на цены, барьеры вхождения в отрасль присутствуют, доступ к информации имеет некоторые ограничения( рынок сотовой связи).

4 Монополия – одна крупная фирма, которая производит уникальный товар, барьеры вхождения в отрасль абсолютные, у продавцов есть возможность влиять на цену, доступ к информации имеет существенные ограничения.

Механизм функционирования рынка

Для того чтобы рынок функционировал необходимо соблюдение «правил игры», т.е некоторых принятых принципов поведения. Кроме этого, необходимо наличие свободной конкуренции, свободных рыночных цен и предоставление свободы предпринимателям.

Конкуренцией называют ситуацию, при которой несколько хозяйствующих субъектов выполняют одну и ту же функцию.

Конкуренция – особый тип хозяйственного процесса, суть которго заключается в стремлении получить наибольшую выгоду за счет вытеснения конкурента.

Конкуренция между покупателями и продавцами приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которы необходимы покупателям, наиболее эффективным способом.

Свобода предпринимателей означает, что производитель самостоятельно принимает решения по организации производтсва и имеет свободный доступ к ресурсам.

Благодаря возможности выбора предприниматель в состоянии эффективно управлять фирмой, в постоянно меняющейся рыночной обстановке. Свобода предпринимателя ограничивается свободой другого предпринимателя и законами данной страны. Кроме свободы предпринимателя, существует свобода потребительского выбора, это означает, что потребитель волен делать выбор исключительно по собственному усмотрению.

Свободные рыночные цены – это цены, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения.

Спрос.

СП-желание, возможность и готовность покупателей приобрести данный товар.

В СП- желание, готовность и возможность покупателей приобрести опред кол-во товара по данной цене из возможных в настоящее время цен.

Обратная зависимость м/у ценой товара и кол-вом покупаемого товара- з-н спроса. З-н СП- СП на товары изменяется в обратной зависимости от цены, т. е. В СП возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

Если на изменение В СП влияет цена, то на изменение самого СП влияют неценовые детерминанты.

Неценовые детерминанты СП:1) кол-во покупателей на рынке (чем ↑ кол-во покупателей, тем ↑ спрос); 2) потребительские пристрастия, вкус, мода; 3) цены на товары взаимозаменяющие - субституты (↑ цены на одни ведет к ↑ спроса на другие), и товары взаимодополняющие-комплименты (↑ цена на одни, спрос на вторые падает); 4) доход потребителя (чем выше доход, тем выше спрос); 5) потребительские ожидания в области изменения цен на товары; 6) сезонность.

Форма кривой СП зависит от 3-х факторов:1-2.действие эффекта замещения и эффекта дохода. Эф замещения закл в том, что рациональный потребитель стремится замещать дорогие товары , при наличии заменителей относительно дешевыми. ЭФ дохода возникает как следствие изменения цены. При изменении цены и неизменном номинальном доходе у покупателей изменится реальный доход. Если цена понижается, то реальный доход увеличивается, значит СП тоже увеличивается; если цена растет, то реальный доход уменьшается, значит СП на товары и услуги тоже снижается. Номинальный доход- это то кол-во денег, кот ч-к получает как доход. Реальный доход- это то кол-во товаров и услуг, которое ч-к может приобрести на свой номинальный доход 3.логика предельной полезности. З-н убывающей предельной полезности: поскольку каждая доп. Единица блага приобретет меньшую полезность, то потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Предложение.

ПР - это желание, готовность и возможность производителя произвести и предложить продаже товар.

В ПР- это желание, готовность и возможность производ-я произвести и предложить к продаже опред кол-во товара по опред цене из возможных в наст время.

Прямая зависимость м/у ценой и величиной предложения называется з-ном предложения. З-н ПР- эк з-н, согласно кот с ростом цены товара увелич-ся объем его ПР-Я на рынке, а со снижением цены сокращается ПР-Е.

Если кол-во продаваемых и произведенных товаров в рез-те изменения цены изменится, то это значит, что изменилась В ПР.Изменения В ПР ведут к движению вдоль кривой ПР. Изменения В ПР в целом происходит под влиянием неценовых детерминантов ПР.

Неценовые детерминанты ПР:1)кол-во продавцов на рынке(чем ↑ продавцов на рынке, тем ↑ ПР); 2)налоги и субсидии фирмы (↑налогов ведет к сокращению ПР, ↓ налогов- к повышению ПР, с субсидиями наоборот ); 3)цены на ресурсы и факторы пр-ва; 4)ожидания производителей в отношении изменения цен (инфляционные ожидания)(ожидания роста цен в будущем ведут к сокращению ПР в настоящем); 5)величина издержек производства(чем ↑ издержки, тем ↓ ПР); 6) цены на товары- субституты.

Наши рекомендации