Рынок и механизм его функционирования. Функции рынка. Положительные и отрицательные стороны рынка.

В современной экономике потребности людей удовлетворяются в основном посредством обмена (купли-продажи) товарами. Обмен означает получение от кого-либо желаемого товара с предложением чего-либо взамен (другого товара или денег).

В настоящее время к покупателямможно отнести потребителей, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, с помощью которых они производят товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и также продавцы ресурсов (капитала, земли), которые сдают в аренду или продают их.

Взаимодействуя, покупатели и продавцы образуют рынок, который представляет собой развитую форму обмена товарами.

Ф. Котлер, широко известный в нашей стране теоретик маркетинга, определяет рынок как «совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров», имея в виду, что и продавцы товаров в других сделках выступают как покупатели.

На основе приведенных и многих других определений можно выделить то главное, что характеризует сущность рынка.

Во-первых, рынок представляет собой механизм, соединяющий производство и потребление, сводящий вместе продавца и покупателя с целью удовлетворения своих интересов. Покупатели на рынке в процессе обмена хотят приобрести какое-то благо или услугу, продавцы хотят реализовать свою продукцию с целью извлечения дохода, прибыли или других выгод. Рынок функционирует на основах частной собственности, конкуренции, свободы выбора и экономического поведения субъектов.

Во-вторых, в процессе купли-продажи товаров на рынке формируется рыночная (равновесная) цена и равновесный объем продаж. Процесс ценообразования является центральным моментом в определении рынка.

Выделяют пять основных признаков свободного рынка.

1. Рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничено.

2. Существование на рынке значительного числа производителей товаров определяет незначительное влияние на общую рыночную цену цены каждого индивидуального производителя.

3. На рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, людских и финансовых ресурсов.

4. Все участники рынка имеют полный объем рыночной информации: о предложении, спросе и ценах.

5. На свободном рынке исключены любые привилегии для каких-либо групп продавцов или покупателей.

Рыночная система организации общественного производства дает возможность наиболее эффективно отвечать на основные вопросы любой экономики: что производить? как производить? для кого производить? Причем проблемы эти решают не правительство и государство, они решаются автоматически под воздействием рыночного механизма с ценами, прибылями и убытками.

Что производить – решают потребители, предъявляя спрос на товары и услуги.

Как производить – решает производитель, старающийся подобрать наиболее эффективную комбинацию ресурсов, чтобы в конкурентной борьбе производить дешевле, продавать больше и получать большую прибыль.

Для кого производить – любое количество денег на рынке найдет товар по себе, любой спрос на любой товар и услугу будет удовлетворен.

Идеальное состояние рынка – это равновесие между объемом спроса и объемом предложения. К этому постоянно стремится рыночная система. Однако такое равновесие постоянно нарушается в ту или иную сторону, и если бы оно постоянно не восстанавливалось, последствия для экономики были бы тяжелыми – это и дефицит, и перепроизводство, инфляция и прочие негативные явления. Как же восстанавливается такое равновесие? Директивным и административным путем это сделать очень сложно, так как потребности постоянно меняются и трудно все предусмотреть. Новое равновесие на рынке наступает автоматически при помощи рыночного механизма.

Рынок выполняет в экономике очень важные функции, которые, будучи доверены людям (правительству, организациям, учреждениям и т. д.), выполнялись бы не лучшим образом. Перечислим важнейшие из них:

1) связующая. В рыночной экономике свободные производители и потребители устанавливают друг с другом множество связей как по горизонтали, так и по вертикали; взаимодействуя и входя в зависимость друг от друга, связывают множество независимых и самостоятельных производств и территорий в единый народно-хозяйственный комплекс;

2) ценообразующая. В процессе взаимодействия покупателей (предъявителей спроса на рынке) и продавцов (формирующих рыночное предложение) на рынке устанавливается единая рыночная (равновесная) цена и рыночный объем продаж;

3) информационная. Через инфраструктуру рынка (реклама, биржи, средства массовой информации и т. д.) как производители, так и потребители получают относительно свободный и равный доступ к относительно объективной информации о спросе, предложении и ценах на товары;

4) регулирующая. Через уровень и колебания цен на товары и услуги владельцы капиталов и других ресурсов на рынке получают информацию и стимулы для передвижения факторов производства между отраслями и территориями, формируя структуру экономики в соответствии со структурой потребностей;

5) оценочная. Через получение прибыли, ее увеличение или уменьшение рынок выставляет оценку миллионам действующих рыночных агентов. Эта оценка объективна и беспристрастна, оспаривать ее не у кого, можно лишь изменить собственную деятельность;

6) стимулирующая. Эта функция рынка наиболее привлекательна для потребителя, выполняя ее, рынок ставит его в привилегированное положение. Ради его денег на рынке идет жестокая конкуренция, и через ее механизм рынок стимулирует производителя к таким общественно полезным целям, как снижение затрат на производство, строгая экономия ресурсов, внедрение новейших технологий и достижений НТП, предложение все новых товаров и услуг, постоянное улучшение сервиса и качества товара;

7) санирующая. Через механизм банкротства рынок удаляет тех, кто не справился и не выжил в постоянной борьбе.

Наши рекомендации