Раскрыть сущность понятие цены, охарактеризовать виды цен, пояснить функции и состав цен.
Цена –это денежное выражение стоимости изделия.
Цена –это та сумма, за которую покупатель готов купить продукции, а продавец продать.
Цена –это важнейший экономический рычаг, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом по каждому предприятию на конкурентоспособность товара, на научно-технический прогресс.
Виды цен:
1.в зависимости от товарооборота:
ü Отпускная цена предприятия –это цена включающая: себестоимость, налоги, прибыль.
Налоги включающие в цену:
ü НДС (налог на добавленную стоимость) 20%
ü На отдельные товары – акцизы
Отпускная цена рассчитывается:
ОЦпр=Сп+П+А+НДС
Сп -полная себестоимость;
П -прибыль;
А -акцизы;
НДС -налог на добавленную стоимость.
ü Оптовая цена –это цена по которой оптовые организации реализуют товар. Эта цена включает:1.оптовую цену предприятия
2.оптовая надбавка (она состоит из издержек бытовых организаций и прибыли этих организаций)
Оптовая цена рассчитывается: ОптЦ=Оцпр+Он
Ибо Пор,
Он -оптовая надбавка
Ибо- издержки оптово-сбытовых организаций
Пор- прибыль оптово-сбытовых организаций
ü Розничная цена-по розничнымценам торговые организации продают товары населению. Эта цена включает:1.оптовую (отпускную)цену
2.торговую надбавку (она состоит из издержек торговых организаций и прибыли торговых организаций)
Розничная цена рассчитывается:
РЦ=ОптЦ+Тн
Ито Пто
Тн –торговая надбавка
Цто- издержек торговых организаций
Пто - прибыли торговых организаций
2. в зависимости от государственного регулирования различают:
ü Свободные отпускные цены –это цены, которые складываются исходя из спроса и предложения на данную продукцию. Эти цены могут быть:
a)Свободные отпускные
b)Свободные оптовые
c)Свободные розничные
ü Регулируемые -это цены, на которые указывается верхний и нижний потолок цен.
ü Фиксируемые – это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливает государство.
Функции цен:
ü Информационная –это распространение сведений в наличии товара или продукции о издержках и рынках.
ü Распространительная –заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом и внебюджетном фондом.
ü Учетная –в цене отражается стоимость сырья, материала, труда и т.д.
ü Стимулирующая –создание заинтересованного предприятия в развитии инновационной деятельности , улучшении качества, снижения издержек и в итоге стремление повышать конкурентоспособность продукции.
ü Уравновешивающая –обеспечивает равновесие между спросом и предложением по отдельным видам продукции.
ü Обеспечение доходности – цена не только возмещает издержки на производство продукции, но и обеспечивает получение производственной прибыли.