Сущность цены товара: функции и факторы. Виды цен, состав, структура и порядок их формирования.

Цена –денежное выражение стоимости товара. От уровня цены зависит величина прибыли, конкурентоспособность предприятия и его прод, финансовая устойчивость и независимость. К функциям цены можно отнести следующие: - учетная– оценивает затраты и результаты производства; -регулирующая –выступает инструментом регулирования экономических процессов и уравновешивает спрос и предложение; - стимулирующая –используется для развития ресурсосбережения, повыш эффектив пр-ва, улучшения качества прод; - распределительная –обеспечивает перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями и секторами нац экономики;- измерительная –позволяет определить количество денег, которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить.

Величину и динамику цен определяют факторы:1. Внутренние: 1) особые свойства товара – уникальное достоинство товара и способы обработки изделий; 2) способ пр-ва – прод мелкосерий и индивид пр-ва имеет более высокую себ-сть, а прод массового наоборот – цены относительно низкие; 3) ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов; 4) жизненный цикл товара – при коротком цикле товар имеет более высокую цену, при длительном – низкую; 5) организация сервиса при продаже, наличие послепродажного обслуживания.2. Внешние: 1) политич и экономич среда в стране; 2) обеспеченность осн ресурсами; 3) политика гос регулирования цен; 4) наличие и уровень конкуренции между производ-ми и потребителями.

Классификация цен:1. По масштабу торговых операций и характеру реализуемого товара:-Отпускные цены предпр –по которым предпр реализует произведенную прод другим предпр-ям или оптово-сбытовым организациям. Порядок формир: полная с/с + приб + косвенные налоги;- Оптовые цены– по которым оптово-сбытовые организации реализуют товары различным организациям и потребителям. Порядок формирования: отпускная цена предпр + оптовая надбавка + косвенные налоги на оптовую деятельность;- Рознич цены –по которым розничные торговые орг реализуют товары населению или мелкооптовому потребителю. Порядок формирования: оптовая цена + торговая надбавка + косвенные налоги на деятельность торговых предпр; - Закупочные цены– цены на прод с/х;2. В зависимости от гос регулирования:- Свободные –устанавливаются производ-ми на основе спроса и предложения на рынке;- Договорные –устанавливаются соглашением между покупателем и производ-ем;- Регулируемые –устанавливаются государством. 3. По способу фиксации:- Твердые цены– устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки;- Подвижная –зафиксированная в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится;-Скользящая –корректируется в период действия договора.




30.Качество продукции: понятие, функции, социально-экономическое значение его повышения. Система показателей качества продукции и методы их определения.

Качество — совокупность свойств и характеристик товара или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции определяется как степень с которой совокупность собственных характеристик изделий выполняет требования потребителей к их качеству.

Как экономическая категория качество продукции реализует следующие функции:1меру удовлетворения потребностей;2важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;3определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность.

Значение повышения качества продукции для социалано-экономического развития страны и предприятий состоит в следующем:1. Улучшение качества товаров массового потребления обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о прогрессе его жизненного уровня. 2 Повышение качества продукции является фактором экономии живого и овеществленного труда, а значит и роста эффективности производства. Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций. З. Рост экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки.4. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности предприятий и страны. Качество продукции зависит от многих факторов, важнейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, инновационная и инвестиционная активность предприятий, организация производства, труда и управления, мотивация и стимулирование труда, профессиональный и квалификационный уровень персонала и другие. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показателей качества, необходимость ее оценки и создания на предприятии системы обеспечения качества продукции.

Под показателем качества продукции понимается количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Система показателей качества вклю­чает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции. Они дают количественную и качественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показателихарактеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные—наиболее существенную совокупность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества продукции в целом.

Общепринятой является следующая классификация единичных показателей.

1. Показатели назначения—технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (производительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности.

3. Показатели технологичности,характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений.

4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия.

6. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических решений изделия.

8. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции.

9. Показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Комплексный показатель качества отражает несколько или все свойства данного вида продукции. Расчет комплексного показателя производится двумя методами:

■ аналитическим;

■ коэффициентным.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда можно установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных.

Когда не удается построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей.

Рассмотренные показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет экономическую эффективность качества.Показатель экономической эффективности качества (Эк) рассчитывается по формуле:

Эк = Эп/Зс+Зп где Эп - суммарный полезный эффект от потребления продукции определенного качества; Зс — затраты на создание продукции, р.; Зп — затраты на потребление продукции, р.

Наши рекомендации