Раскрыть сущность мышления и его роль в процессе познания внешнего мира. Охарактеризовать операции и формы мышления.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности входе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувствительного познания и далеко выходит за его пределы.

По форме выделяют: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;

по характеру: теоретическое, практическое; по степени развернутости: дискурсивное, интуитивное; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Мышление— это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

На основании мышл. человек может связывать отдельные события и явления логич. связями.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Мышление возникает на основе практической д-ти из чувствительного познания и далеко выходит за его пределы.

По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное;

По степени новизны и оригинальности: репродуктивное, продуктивное.

Виды: Наглядно-действенное – М, непосредственно включенное в д-ть. Образное – М, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что Ч воспринимал раньше. Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое М- на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Дискурсивное М- М, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Интуитивное – М на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Репродуктивное (воспроизводящее) – М на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное (творческое)- М на основе творческого воображения.

Виды мышления по Г.С. Костюку. Теоретическое: понятийное и образноеПрактическое: наглядно-образное и наглядно-действенное.Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой... Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач..., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей"

Интроспективная психология:

1.Вербургская школа + О. Кюльпе. Формы мышления: -логическое – есть все этапы анализа информации; -индуктивное – есть этапыв бессознательного и базируется на опыте.

2. К. Левин и Келлер. Теория поля + этапы решения проблем в рамках теории поля. Методы:

- метод проб и ошибок; - наступает фрустрация ( отчаянье); - инсайт (новое решение) – это звено, которое переструкт. проблемное поле и добавляет новое решение в ваш опыт.

Когнитивная психология:

1.Левин- Брюль первобытное мышление. Мышление зависит от социально-культурных условий, в которой мы находимся, но есть сензитивный период (это возрастные рамки для усвоения навыков) умственного развития, который наверстать нельзя.

2. развитие мышления по Ж. Пиаже:

-сенсомоторный (учится воспринимать окружающий мир); -доаперациональный 2-3 года (подготовка к развитию мыслительных опираций); -развитие конкретных операций до 5 лет (нужен наглядный пример); -стадия формальных операций ( может делать операции в уме)

Гештальтпсихология. +основа мышления — это способность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания.

Бихевиоризм. Мышление- субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта. Гербарт, Спенсер, Бен, Тен.

Операции мышления:

1.анализ- это разложение сложного объекта на компоненты;

2.синтез- это соединение в общую структуру отдельных элементов ( появляется в 1год);

3.сравнение – это выделение существенных признаков объекта, а затем их сопоставление.

4.операция классификация (облегчает мыслительную деятельность);

5.обощение + основывается на принципе индукции (от частного к общему)- это выявление общих закономерностей на основании отдельных факторов;

6.конкретизация- это операция применения общего правила к конкретному случаю;

7.абстрагирование- это способн. совершать логич. мышл. в отрыве от конкретных объектов;

8.прогнозирование. антиципация- это способность строить картину будущего на основе имеющихся факторов.

Основные формы: 1. Понятие- отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; 2. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами;

3. Умозаключение - вывод.

17. Раскрыть содержание понятий язык и речь. Определить физиологические механизмы речи. Раскрыть функции и виды речи.

Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - усилитель всех психических сил человека: познавательных процессов, чувств, волевых процессов. Речь тесно связана с мышлением.

Виды речи:Речь жестов, звуковая речь, устная и письменная речь, внешняя и внутренняя речь. Исторически первым видом речи является язык жестов (мимика и пантомимика). Развитие человеческого мышления неразрывно связано с развитием членораздельной звуковой речи.

Язык- система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передача от поколения к поколению и хранение информации. Язык существует и реализуется через речь как звуко-словесное общение. Язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка.

Специфика речи:
1. способствует развитию других психических процессов;
2. сквозной процесс только у человека для осознанной психики;
3. не интерперсональный, а межиндивидуальный характер;
4. это не просто процесс, это деятельность.

Характеристики речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, синтаксическая.
Функции речи:

-Функция сообщения - обмен инф. между людьми посредством слов, фраз.

-Функция выражения - благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, эмоциональность речи значительно расширяют возможности общения.

-Функция воздействия - способность чел. посредством речи побуждать людей к опр. действиям или отказ от них.

- Функция обозначения - способность чел. давать предметам и явлениям окружающей действ-ти присущие только им названия. Посредством языка инф. об окруж. мире и самом чел. становится достоянием последующих поколений.

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия.

Свойства речи:

-содержательность - это кол-во выраж. в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соотв-е действ-ти;

-понятность - это синтаксически правильное постр-е предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

-выразительность - это ее эмоц. насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие.

-действенность - влияет на мысли, чувства и волю др. людей, на их убеждения и поведение.

Классификация речи (по Выготскому)
=Внутренняя речь - это речь, а лишь обслуживающая процесс мышления чел. В онтогенезе внутр. речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи. Есть 3 типа внутренней речи:

а) "речь про себя" - внутреннее проговаривание, б) собственно речь - как средство мышления, использующая специфическую структуру (коды образов и схем),

в) внутреннее программирование - формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

=Внешняя речь-вербальное общение при помощи языковых средств, восприним. на слух.

Устная речь- это вербальное, так называемое словесное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух (аудиально). Может быть:

-Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она связная, контекстная. Характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств.

-Диалогическая речь– это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Письменная речь. Речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется субъектом. Опирается лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка. Графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Письменная речь базируется на устной речи.

Наши рекомендации