Экономическая сущность цены товара. Функции, виды, состав и структура цен

Цена товара– денежная стоимость которую готов заплатить покупатель за полезность товара, а производитель при этом готов продать этот товар исходя из издержек на его производство.

Функция цен:

· Регулирующая – выступает инструментом регулирования экономических интересов предприятия, их собственников , наемных работников и государства, а так же экономических процессов которые уравновешивают спрос и предложение.

· Измерительная – позволяет определить количество денег которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить.

· Учетно-информационная – отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, уровень прибыли, а так же оценивая результаты и затраты производства.

· Стимулирующая функция – цена выступает эффективным экономическим инструментом, мотивация развития производства, роста прибыли, и потребления продукции.

· Распределительная – обеспечивает распределение ограниченных ресурсов между альтернативными производствами в соответствии со стоимостью ресурсов и ценами на готовую продукцию.

Виды цен:

v По масштабу торговых операций и характера реализуемого товара.

Ø Отпускная цена – цена по которой предприятие реализует произведенную продукцию.

Ø Оптовая цена – цена по которой оптово сбытовые организации реализуют товар различным организациям и потребителям.

Ø Розничная цена – цена по которой торговые предприятия реализуют продукцию населению и мелкооптовым потребителям.

v По степени способа регулирования

Ø Свободные (рыночные цены) – освобождены от непосредственного вмешательства госорганов, формируются на основе соотношения спроса и предложения.

Ø Регулируемые цены – устанавливается государственными органами или субъектами хозяйствования с учетом установленных государственными органами ограничениями.

Ø Договорные цены – определяются предварительным соглашением между покупателем и производителем.

v По способу фиксации

Ø Твердые цены – цены которые устанавливаются в момент подписания договора и не изменяются в течении всего срока поставки продукции по договору.

Ø Подвижная цена которая зафиксирована в договоре и может быть пересмотрена если к моменту исполнения договора рыночная цена изменилась.

Ø Скользящая цена – цена которая корректируется в период действия договора на основе пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства. (товар с длительным сроком изготовления)

v По условиям поставки и продажи

Ø Цена нетто – цена на месте купли-продажи.

Ø Цена брутто – определяется с учетом условий купли продажи. (вид и размер налога, наличие и уровень скидок, и др.

Издержки производства прибыль Оптовая надбавка Торговая надбавка
Полная С/С продукции КН(НОС, акцис) Издержки сбытовых организаций Прибыль Издержки торговых организаций Прибыль
Отпускная цена
Оптовая цена сбыт организации
Розничная цена торговой организации
             

Стадии (модели) формирования цен

Порядок формирования цен.

Первая стадия порядка формирования цен. Формируются отпускные цены:

ОЦ=С+П+КН

Ак=(С+П)*%Ак/(100%-%Ак)

НДС = (С+П)*%НДС/100%

С – себестоимость продукции.

П – прибыль.

КН – косвенные налоги включаемые в цену. (НДС и акцис)

Для подакцизных товаров НДС рассчитывается по следующей формуле:

НДС= (С+П+Ак)*%НДС/100%

На второй стадии отпускные цены включают оптовые надбавки бытовых активизаций.

Цопт = ОЦхоз НДС + ОН + НДСопт.с

ОН – оптовая надбавка сбытовых организаций.

НДСопт.с - НДС уплачиваемой оптово сбытовой организацией

На третьей стадии формируются розничные цены.

Црозн = ОЦбезндс + ТН + НДСторг.орг

ТН – торговая надбавка розничной торговой организации (устанавливается в процентах к отпускной цене производителя без НДС).

НДСторг.орг – налог розничной торговой организации.

52. Цели, задачи, стратегия и процесс ценообразования

Цели Задачи Уровень цен
Долгосрочные Выживаемость Сохранение существующего положения на рынке Низкий
Обеспечение окупаемости затрат
Получение коротко срочной максимальной прибыли Быстрое получение денежных средств (выручки) Высокий
Максимизация прибыли в текущем периоде.
Долгосрочные Обеспечение высоко качества Завоевание и сохранение лидерства по качеству Высокий
Максимизация сбыта Увеличение объема продаж Низкий

Ценовые стратегии:

· Стратегия снятия сливок – установление максимально высоких цен, с начала появления нового товара. Снижение цен происходит после первой волны спроса.

· Стратегия проникновения на рынок – предприятие устанавливает более низкую цену, по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.

· Стратегия следования за лидером – цена на товар устанавливается исходя из цены предлагаемой главным конкурентам доминирующим на рынке.

· Стратегия скользящей цены – цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, а потом постепенно снижается по мере снижения спроса (для товаров массового потребления).

· Стратегия психологической цены.

Этапы процесса ценообразования:

· Постановка цели и задач ценообразования

· Определение спроса

· Определение издержек производства для установления минимальной цены на товар

· Анализ цен и качества конкурентов

· Расчет исходной цены

· Учет дополнительных затрат(фактор престижности товара, психология восприятия цены)

· Установление окончательной цены.


Наши рекомендации