Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потенциальных отраслей производства
В 2009 г. численность экономически активного населения макрорегиона составляла 20180 тыс. чел., в т.ч. численность занятых составляла 19003 тыс. чел. На начало сентября 2010 года, по оценке Росстата, численность экономически активного населения Центрального федерального округа составила 20215,5 тыс. человек (по Российской Федерации – 76484,0 тыс. человек).
Уровень экономической активности населения стабильно рос в 2000-2009 гг., численность безработных сокращалась до 2007 г., в котором она составила 628,0 тыс. чел. Под влиянием финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. почти вдвое увеличилось число безработных, которое в 2009 г. составило 1176,9 тыс. человек. Несмотря на это уровень экономической активности и занятости населения макрорегиона остается выше среднероссийского. В численности экономически активного населения в начале сентября 2010 г. 95,6% были заняты в экономике и 886,9 тыс. чел. классифицировались как безработные в соответствии с методологией МОТ, т.е. не имели доходного занятия, но активно его искали.
Уровень общей безработицы по ЦФО составил 4,4% от численности экономически активного населения (в Российской Федерации – 6,9%).
Наибольшее значение уровня общей безработицы было зарегистрировано в Орловской (9,0% от численности экономически активного населения), Воронежской (7,9%), Рязанской (7,8%) и Ярославской (7,5%) областях, наименьшее – в городе Москве (1,3%), Московской (3,6%) и Липецкой (3,8%) областях.
Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных в органах службы занятости ЦФО, на начало 2010 года составила 357,2 тыс. человек (по России – 2147,4 тыс. человек).
В Центральном федеральном округе как и в России в целом наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы, в условиях роста спроса. Это обусловлено следующими причинами:
- непривлекательность значительной части рабочих мест для основной массы экономически активного населения (главным образом, из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда);
- нехватка абитуриентов учреждений начального и среднего профессионального образования, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды квалифицированных рабочих. Главная причина – выпускники школ предпочитают высшее образование, по их убеждению, дающее более высокий социальный статус.
По-прежнему, на рынке труда существенной проблемой остается дефицит работников массовых профессий – слесарей, арматурщиков, каменщиков, токарей, бетонщиков, рабочих.
Средняя доля трудоустроенных от числа выпускников учреждений профессионального образования в 2009 г. составила 94,2%, что выше среднероссийского (92,5%) показателя. Меньше всего трудоустроенных в макрорегионе выпускников среднего профессионального образования – 93,5%. Данный показатель выше среднероссийского (92,3%) показателя. Лучше всего были трудоустроены выпускники учреждений начального профессионального образования – 94,9%.
Спецификой макрорегиона является наличие центра притяжения трудовых ресурсов всероссийского масштаба - г. Москвы. Мегаполис со столичными функциями, развитой инфраструктурой, высоким уровнем жизни, низким уровнем безработицы является самым мощным центром страны, принимающим значительное количество мигрантов как из российских регионов, так и из-за пределов страны. Наиболее ярко это прослеживается в связке Москва - Московская область – сопредельные регионы:
Столица России отвлекает значительное количество трудовых ресурсов из Московской области в связи с более высоким уровнем заработной платы, предоставляемым пакетом социальных услуг в организациях г. Москвы, близостью и транспортной доступностью экономически активного населения проживающего в районах области граничащих с г. Москвой. Маятниковая миграция ежедневно составляет 800-850 тыс. чел. В организациях столицы трудоустраиваются высококвалифицированные специалисты (менеджеры высшего звена, руководители, экономисты, юристы, бухгалтерские работники), а также квалифицированные рабочие.
В свою очередь, в организациях городов и районов ближайшего Подмосковья трудятся жители более удаленных районов и соседних областей. Испытывая дефицит трудовых ресурсов для заполнения свободных мест по рабочим профессиям, организации Подмосковья привлекают на работу иногородних жителей, для которых условия труда представляются привлекательными.
В структуре занятости прослеживается наращивание доли сферы торговли и услуг и сокращение доли промышленного и аграрного секторов.
В Центральном федеральном округе наблюдался рост реальных денежных доходов населения вплоть до 2008 г., когда произошло резкое их сокращение в г. Москве (86,4% к уровню 2007 г.) за счет чего в целом по округу снижение уровня доходов составило два процента, несмотря на то, что в остальных регионах реальные денежные доходы населения продолжили увеличиваться. В 2009 г. в 12 регионах округа реальные денежные доходы снизились на 2-5%, в трех регионах на 7-10%, но за счет увеличения реальных денежных доходов в г. Москве, Тульской и Липецкой областях увеличение денежных доходов в целом по округу составило 6,3% - наилучший показатель среди федеральных округов Российской Федерации.
Несмотря на многолетний рост реальных денежных доходов только в г. Москве и Московской области они превышают среднероссийский уровень. Показатель отражающий покупательную способность доходов (соотношение душевых денежных доходов и прожиточного минимума) в 15 из 18 регионов округа ниже среднероссийского уровня. В регионах округа сохраняется высокая дифференциация доходов населения, средние значения – 12-13 раз, в г. Москве этот показатель почти в три раза выше.
В долгосрочной перспективе рынок труда будет развиваться в условиях сокращения совокупного предложения трудовых ресурсов из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте, в следствии чего усилится конкуренция за квалифицированных работников, повысятся требования данной части работников к рабочим местам, вырастет спрос на труд, и, следовательно, увеличится стоимость труда.
Увеличение доли населения старше трудоспособного возраста должно быть учтено при формировании рынка труда и привлечении работников для развития базовых отраслей Центрального федерального округа.
Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте сократится на 17,0%, за счет миграционного притока это сокращение будет компенсировано на 45% и общая численность трудоспособного населения сократится на 9,5%, т.е. численность трудовых ресурсов составит в 2020 г. 20,9 млн. чел. В этих условиях основным источником компенсации сокращения предложения труда будет выступать повышение уровня его производительности, а также снижение уровня безработицы.
Помимо сокращения общей численности трудовых ресурсов будет меняться и их возрастной состав:
- в общей численности трудоспособного населения будет наблюдаться рост доли населения наиболее активных и востребованных возрастов – 29-39 лет;
- снижение доли трудоспособного населения в возрасте 40-50 лет, а также резкое сокращение доли младших трудоспособных возрастов 17-26 лет.
Стратегической задачей в сфере труда и занятости населения является создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала. Достижение данной стратегической задачи будет осуществляться посредством реализации следующих комплексов мероприятий:
- повышение сбалансированности рынка труда, использование трудового потенциала всех категорий населения посредством проведения мероприятий по созданию новых рабочих мест, особенно в малом бизнесе, сфере услуг, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы и повышения профессиональной мобильности трудовых ресурсов посредством создания эффективной системы непрерывного профессионального образования, совершенствования профориентационной работы, предоставления более широких возможностей для трудоустройства молодежи (особенно в условиях снижения численности молодежи вступающей в трудоспособный возраст), повышения уровня занятости женщин, имеющих детей, создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе реализации программ создания новых рабочих мест, в том числе за счет развития малых форм хозяйствования на селе, усиления государственной поддержки сельских безработных, в первую очередь, в вопросах развития предпринимательства, создания единой образовательной системы подготовки и переподготовки специалистов для агропромышленных кластеров;
- создание эффективной системы управления развитием и использованием трудового потенциала путем расширения информационных возможностей и совершенствования информационных технологий, совершенствования системы анализа и прогнозирования ситуации на рынке труда для обеспечения сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, оптимизации привлечения иностранной рабочей силы вместе с замещением российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных рабочих, совершенствования при участии работодателей системы мониторинга рынка труда, системы профессионального образования, государственной поддержки подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям за счет повышения качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, повышения информированности населения о ситуации на рынке труда, регулярного проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- сохранение трудоспособности экономически активного населения и повышение у работающих степени удовлетворенности трудом посредством повышения заработной платы, обеспечения социальной защищенности работающих, перехода от существующей системы управления охраной труда, основанной на принципах реагирования на страховые случаи, к управлению рисками ухудшения здоровья работников, активизации деятельности профессиональных союзов, обеспечения материальной поддержки безработных граждан.
В результате реализации мер, направленных на развитие рынка труда и повышение эффективности использования трудового потенциала в 2020 году ожидается увеличение производительности труда в 2,2 раза.
Миграционная политика
Центр европейской части России был и остается привлекательным для внешних мигрантов, это обусловлено более высоким уровнем жизни и потребностью предприятий и организаций в разнообразной рабочей силе с оплатой труда выше среднероссийского уровня. В 2000-2009 гг. Брянская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская и Тверская области являлись донорами мигрантов, а Белгородская, Калужская, Воронежская, Липецкая и Московская области – реципиентами. Основным центром притяжения населения является г. Москва. Сальдо миграции в регионы Центрального федерального округа в 2000-2009 гг. составило 1,86млн. человек.
Потребность в привлечении иностранных работников и объемы квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, на 2009 г. составила 882079 разрешений на работу (что в 1,7 раза превышало потребность субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО в 2008 г.) и 343924 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (что в 2,6 раза превышает потребность субъектов, входящих в состав ЦФО в 2008 г.).
В целях снижения возникающей напряженности на рынке труда Российской Федерации объем квот, распределенный субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, составил 691826 разрешений на работу и 232098 приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности.
В соответствии с предложениями субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, об увеличении (уменьшении) размера утвержденных на текущий год квот, объем квот на 2009 г., распределенный субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, был увеличен на 2216 разрешений на работу (что составляет 0,3% от квоты, распределенной субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, в 2009 г.) и уменьшен на 1053 приглашения на въезд в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации (что составляет 0,5% от квоты, распределенной субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, в 2009 г.).
Потребность в привлечении иностранных работников и объемы квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, на 2010 г. составила 479575 разрешений на работу (что составляет 54,4% от потребности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, в 2009 г.) и 136763 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (что составляет 39,8% от потребности субъектов, входящих в состав ЦФО, в 2009 г.).
В соответствии с предложениями субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, об увеличении (уменьшении) размера утвержденных на текущий год квот, объем квот на 2010 г., распределенный субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, был увеличен на 35493 разрешения на работу (что составляет 7,4% от квоты, распределенной субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, в 2010 г.) и на 7878 приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации (что составляет 5,8% от квоты, распределенной субъектам Российской Федерации, входящим в состав ЦФО, в 2010 г.).
Потребность в привлечении иностранных работников и объемы квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, на 2011 г. составила 377053 разрешений на работу (что составляет 78,6% от потребности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, в 2010 г.) и 75448 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (что составляет 55,2% от потребности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, в 2010 г.).
Сокращение трудовых ресурсов на фоне роста экономики обуславливает увеличение спроса на труд, в связи с чем миграционная политика будет становиться все активнее. Сокращение оттока местных жителей, с одной стороны и некоторое сокращение притока внешних мигрантов требует более тщательного отбора мигрантов по их уровню образования, квалификации, а также ментальной близости жителям центра европейской части России.
Реализация эффективной экономической и инвестиционной политики, направленной на создание новых высокооплачиваемых рабочих мест; реализация мер по решению жилищных проблем для молодых семей, улучшению условий проживания и работы на селе, позволит закрепить подверженное миграционным настроениям население в местах его проживания. В рамках проводимой политики по снижению численности жителей уезжающих из мест их проживания в другие регионы России, а также закреплению мигрантов из других федеральных округов на новом месте жительства ожидается стабилизация положительного сальдо миграционного обмена между федеральными округами Российской Федерации в пользу Центрального федерального округа. В регионах, страдающих от массового оттока жителей, например Костромской и Тамбовской областей, ожидается установление нулевого сальдо внутреннего миграционного обмена.
Эффективное регулирование внешних миграционных потоков в целях замещения естественной убыли населения будет осуществляться посредством:
- разработки комплекса мер, направленных на повышение миграционной привлекательности регионов Центрального федерального округа, для привлечения квалифицированных специалистов, соотечественников, проживающих за рубежом;
- создания инфраструктур, стимулирующих приток мигрантов как внутренних, так и внешних;
- содействия интеграции мигрантов, прибывших на постоянное место жительства, в культурную, социально-экономическую, демографическую среду региона на основе координации действий органов государственной власти, общественных организаций и иных объединений;
Симбиоз миграционной политики по улучшению баланса внутренней миграции и политики по привлечению внешних мигрантов приведет к формированию устойчивого положительного миграционного прироста. Ежегодно миграционный прирост будет составлять 150-160 тыс. чел. В период 2010-2020 гг. миграционный прирост составит 1,8 млн. чел.
Образование, федеральные высшие учебные заведения
Основной характеристикой современной образовательной сети макрорегиона является ее многообразие, позволяющее удовлетворять различные образовательные и воспитательные потребности детей, подростков и молодежи. Система образования Центрального федерального округа включает в себя более 25,4 тыс. различных образовательных учреждений (свыше 6,68 млн. учащихся).
Основное направление развития системы образования связано с реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрением результатов комплексных проектов модернизации образования, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В Центральном федеральном округе число образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2000-2009 гг. выросло в 1,4 раза до 440 с общим количеством студентов – 2,4 млн. человек, из них 212 государственных (количество студентов – 1,8 млн. чел.). В основном рост был обеспечен за счет увеличения количества негосударственных учреждений. При этом увеличение числа студентов государственных учреждений составило 1,3 раза, а негосударственных – 2,8 раза.
В округе осуществляет образовательную деятельность уникальный научно-образовательный комплекс – федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет им. Ломоносова», деятельность которого регулируется отдельным федеральным законом.
В рамках развития сети национальных исследовательских университетов 14 ВУЗам макрорегиона установлена категория «национальный исследовательский университет», восемь из них расположены в г. Москве (Государственный университет - Высшая школа экономики; Московский авиационный институт (государственный технический университет); Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» и другие.
Высшие учебные заведения Центрального федерального округа должны находить себя в экономическом пространстве регионов с целью максимальной интеграции образовательной деятельности со стратегическим развитием территорий. Кроме того, должна осуществляться межвузовская интеграция, дающая синергетический эффект по смежным специальностям (в Тамбовской области осуществляется создание Университета комплексного развития сельских территорий на базе Мичуринского государственного аграрного университета путем присоединения других вузов региона, профильных учреждений профессионального образования и структурных подразделений Россельхозакадемии, в Калужской области реализуется проект создания Регионального университета).
Развитие системы образования Центрального федерального округа будет происходить на фоне интенсивного развития экономики, но в то же время осложнения демографических процессов – сокращение численности молодого населения и волнообразного изменения численности детей и подростков в 2010-2020 гг. В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе стратегическими приоритетами развития системы образования станут продолжение политики социально-ориентированного характера, поддержание системы доступного и высококачественного образования, в том числе обеспечение доступности дошкольного образования, повышение качества общего образования, сохранение уровня системы начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного образования, развитие высшего образования, продолжение компьютеризации и интернетизации образовательного процесса, развитие вариативности образовательных программ.
Направления развития образования:
- совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
- создание условий для социализации, социальной адаптации, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, обеспечения их безопасности;
- развитие системы оценки и контроля качества образования, обеспечение публичной доступности ее результатов;
- совершенствование сети и институциональной структуры системы образования;
- развитие кадрового ресурса системы образования;
- совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов системы образования;
- развитие материально-технической базы образовательных учреждений.
Одним из основных направлений развития образования является усиленное развитие сферы дошкольного образования (ДОУ), в первую очередь, в части обеспечения населения местами в ДОУ. Несмотря на ожидающееся сокращение числа воспитанников дошкольных учреждений, обеспеченность учреждениями ДОУ и их оснащенность недостаточны. Требуется увеличение числа мест на 15-20%. При этом основной упор должен быть сделан на максимальное удовлетворение потребностей путем приближения услуги к населению, развитие альтернативных форм дошкольного образования, в том числе в сельской местности и новых районах массовой жилой застройки - от доступности и качества дошкольных учреждений в определенной степени зависит и уровень рождаемости. Морально и физически устаревшие ДОУ, замещаемые новыми объектами, могут переоборудоваться для нужд учреждений социальной защиты – для обслуживания потребностей увеличивающейся численности пожилых людей.
В долгосрочной перспективе структурное развитие сети общеобразовательных учреждений будет идти в направлении постепенного увеличения доли учреждений, предоставляющих образовательные услуги повышенного уровня, с углубленным изучением отдельных предметов. Другим стратегическим направлением развития общего образования также должно стать повышение его воспитательной функции - в условиях свободного гражданского общества школа наряду с семьей может и должна оказывать организующее воздействие на процесс формирования личности детей и подростков.
Другим важным направлением развития системы образования должно стать постоянное повышение качества профессионального образования с учетом потребностей экономики (рынка труда). Требуется проводить изменение содержания образовательных программ в учреждениях начального профессионального образования, ссузах и вузах.
Основными направлениями развития системы профессионального образования, которая в наибольшей степени представлена федеральными учреждениями, на период до 2020 года являются:
- оптимизация сети учреждений профессионального образования;
- создание многоуровневых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы разного уровня профессионального образования;
- подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда регионов в рамках дальнейшего развития и совершенствования производственно-образовательных комплексов;
- организация системы общественной сертификации и контроля качества профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда;
- участие в разработке системы государственных образовательных (профессиональных) стандартов, в т.ч. федеральных ;
- пропаганда через средства массовой информации специальностей (профессий), необходимых для развития экономики;
- развитие профессиональной ориентации школьников;
- повышение мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда.
Примерами развития сети образовательных учреждений готовящих специалистов востребованных на рынке труда регионов в рамках развития экономических специализаций регионов ЦФО являются проекты создания:
- регионального университетав Калужской области, в рамках которого предполагается создание университетского комплекса инновационного типа с включением в его состав структурных подразделений по подготовке в рамках начального и среднего профессионального образования, а также ресурсных центров коллективного пользования научным оборудованием. Кроме этого в период до 2015 г. планируется открытие «Центра прикладного образования» включающего в себя два образовательных центра: учебный центр подготовки кадров для автомобильной промышленности и ресурсный центр для подготовки кадров для фармацевтической отрасли;
- университета комплексного развития сельских территорий посредством присоединения к ФГОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» учреждений профобразования ГОУ ВПО «Мичуринский государственный педагогический институт», ФГОУ ВПО «Мичуринский колледж пищевой промышленности», ФГОУ ВПО «Мичуринский аграрный колледж», а также в перспективе обособленных структурных научных подразделений ГНУ Россельхозакадемии «Всероссийский научно- исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений им. И.В. Мичурина» и ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им. И.В. Мичурина», что позволит замкнуть образовательно-научно-производственный цикл кластерного развития регионального АПК. Кроме этого предусматривается интенсивное развитие Центра кластерного развития промышленности Тамбовской области на базе ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», способствующего привлечению бизнеса на условиях отраслевой кооперации.
Обучение и подготовку высококвалифицированных кадров для лесной отрасли на принципах углубления связей учебных заведений различного уровня и научно-исследовательских институтов будут осуществлять 3 государственных высших учебных заведения, 6 государственных учреждений среднего профессионального образования лесного и лесотехнического профиля, 1 институт дополнительного профессионального образования, 1 научно-исследовательский институт лесного профиля.
В условиях сокращения численности молодых людей студенческого возраста перед учреждениями высшего профессионального образования стоит задача по их интеграции в межрегиональные межвузовские связи, кроме этого вузам предстоит найти свое место в вертикальной цепочке образовательных услуг и последующего трудоустройства их выпускников.
В системе высшего профессионального образования на долгосрочную перспективу запланирован перевод высших учебных заведений в режим автономных учреждений.
В целях реализации научного потенциала вузов и его практического применения будет продолжена практика создания инновационных центров, аккумулирующих потенциал вузов нескольких регионов и разной направленности, создания малых предприятий при вузах.
В целях обеспечения интеграции образования и науки, профессионального образования и производства предусматривается создание и поддержка деятельности интегрированных научно-производственно-образовательных структур, университетских комплексов, научно-учебно-производственных центров.