Здравоохранение, федеральные медицинские центры, специализированные консультативно-диагностические центры

В Центральном федеральном округе отмечается улучшение здоровья населения, что связано с повышением доступности и качества медицинской помощи, а также развитием профилактической направленности в здравоохранении. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Центральном федеральном округе в 2000-2009 гг. вырос с 66,1 до 69,0 лет, при этом прослеживалась более благоприятная динамика среди мужского населения, за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте.

Укреплению здоровья населения способствует предотвращение перехода заболеваний в более тяжелые стадии за счет более ранней их выявляемости, на практике это отражается увеличением численности больных с впервые установленным диагнозом. В частности среди онкологических больных увеличилась выживаемость, за счет выявления злокачественных опухолей на ранних стадиях.

Заболеваемость населения Центрального федерального округа за 10 лет (2000–2009 годы) увеличилась с 134944,2 до 153199,3 на 100 тысяч населения, таким образом у каждого жителя ЦФО регистрируется более 1,5 заболевания.

Наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тысяч населения отмечаются во Владимирской (210975,5 на 100 тысяч населения), в Ярославской (184093,2), Тамбовской (173557,8), Белгородской (173537,8) областях.

Самая низкая заболеваемость среди субъектов, входящих в состав ЦФО отмечается в Курской (121443,3 на 100 тысяч населения) и в Московской (124155,2) областях.

В 2009 году в ЦФО по сравнению с российскими показателями отмечены низкие показатели заболеваемости туберкулезом – 60,5 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации – 82,6), хроническим алкоголизмом – 109,6 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации - 112,5), наркоманией – 13,9 (в Российской Федерации – 17,8).

Самая высокая заболеваемость туберкулезом в ЦФО отмечается в Брянской (98,3 на 100 тысяч населения), Смоленской (94,8), Тульской (90,1) областях, низкая заболеваемость – в г. Москве (45,3) и Ярославской области (47,2).

Заболеваемость злокачественными новообразованиями в ЦФО выше, чем по Российской Федерации – 381,9 на 100 тысяч населения (в Российской Федерации –355,9).

Самая высокая заболеваемость в ЦФО хроническим алкоголизмом отмечается в Брянской (179,7 на 100 тысяч населения) и в Курской областях (172,5); наркоманией – в Московской (20,3 на 100 тысяч населения) и в Липецкой (19,0) областях.

В структуре причин смертности болезни органов кровообращения составляли более 60% всех случаев смерти, от новообразований – около 15%, травмы и отравления – около 10%. Отмечается снижение смертности населения в трудоспособном возрасте по всем основным причинам смерти.

В учреждениях здравоохранения происходят структурные изменения - сокращение количества круглосуточных коек. Реструктуризация стационарной помощи проводится с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений, созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Дополнительный стимул интенсивному переоснащению медучреждений и сохранению в них квалифицированного персонала дал национальный проект «Здоровье».

По данным федерального статистического наблюдения к началу 2009 года медицинская помощь населению ЦФО оказывалась в 1415 больничных учреждениях, 1100 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 1930 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 303 диспансерах, 214 стоматологических поликлиниках, 8532 фельдшерско-акушерских пунктах, 76 врачебных здравпунктах, 1088 фельдшерских здравпунктах. Из общего числа больниц – 297 находятся в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО.

Коечный фонд стационаров ЦФО за 2000–2009 годы сократился с 420607 до 336711 коек (на 19,9%). Обеспеченность населения койками за 10 лет снизилась с 114,5 до 90,7 на 10 тысяч населения (в Российской Федерации – с 109,1 до 90,1). Средняя занятость койки в году возросла с 300 до 318,5 дней (в Российской Федерации – с 313 до 325 дней). Средняя длительность пребывания больного на койке уменьшилась с 16,1 до 13,3 дня (в Российской Федерации – с 15,4 до 12,8 дней).

Работа первичного звена здравоохранения улучшилась, возросло число посещений на одного жителя с 9,2 до 10,3 (в Российской Федерации – с 9,1 до 9,5). Число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, уменьшилось с 347 до 340,9 на 1000 населения (в Российской Федерации – с 362 до 360,7).

Обеспеченность жителей врачами увеличивается, по этому показателю макрорегион занимает второе место в России, обеспеченность средним медицинским персоналом, напротив, сокращается и по этому показателю макрорегион занимает шестое место в России.

В 2009 году в ЦФО работали 177813 врачей и 339628 среднего медицинского персонала (в Российской Федерации - 626458 врачей и 1338672 среднего медицинского персонала).

Показатель обеспеченности врачами в ЦФО выше, чем в среднем по России. За 2000-2009 годы показатель увеличился с 45,7 до 47,9 на 10 тысяч населения (в Российской Федерации – с 42,2 до 44,1).

Показатель обеспеченности населения средним медицинским персоналом в ЦФО ниже, чем по России и за 2000-2009 годы уменьшился с 97,4 до 91,5 на 10 тысяч населения (в Российской Федерации – с 96,9 до 94,3).

Федеральная составляющая системы здравоохранения в субъектах Российской Федерации представлена в основном медицинскими центрами оказывающими высокотехнологичные и специализированные медицинские услуги. Подавляющее большинство центров оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания в 2009 г. были расположены в г. Москве и Московской области – 41 из 44 (53,5% общероссийских объемов высокотехнологичной медицинской помощи или более 120 тыс. пациентов в 2009 году).

Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи выполняется также медицинскими учреждениями регионального и муниципального подчинения. Эти учреждения ориентированы на специфику заболеваемости населения отдельных регионов, а также оказание узкоспециализированных видов медицинской помощи на межрегиональном уровне. 13 региональных центров расположены в Белгородской (1 ед.), Владимирской (2 ед.), Ивановской (2 ед.), Курской (1 ед.), Воронежской (1 ед.) и Московской (2 ед.), Тамбовской (1 ед.), Тульской (1 ед.), Ярославской (2 ед.) областях. В 2009 г. было пролечено 4551 больной. В г. Москве в 23 подобных медицинских учреждениях аналогичные плановые объемы составляли 2906 пациентов.

Стратегический приоритет в сфере здравоохранения - снижение уровня смертности и заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения.

Практически на всей территории Российской Федерации в период до 2015 г. следует ожидать в летние периоды рост числа дней с высокими значениями температуры воздуха. При этом значительно увеличатся вероятности экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, так называемых «волн тепла» (годовые максимумы продолжительности таких периодов к 2015 г. возрастут в 1,1–1,5 раза). Увеличение экстремально продолжительных периодов с критическими значениями температуры воздуха, особенно в крупных городах, может неблагоприятно отразиться на самочувствии и здоровье жителей. Принятие заблаговременных мер руководством городов и органов здравоохранения (реагирование на предупреждения о приближении «волн тепла», разработка рекомендаций по поведению населения в условиях критических температур воздуха, повышение готовности медицинского персонала, архитектурно-строительные решения, взаимодействие со СМИ и др.) может снизить эффект негативного влияния высоких температур воздуха на самочувствие населения, что особенно важно для детей и пожилых людей.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе одной из основных задач развития системы здравоохранения станет последовательное проведение единой государственной политики по здравоохранению, включая реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, что позволит сохранить единство всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений.

Целями развития системы здравоохранения являются:

- улучшение репродуктивного здоровья, в первую очередь у подростков;

- снижение уровней преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин, в т.ч. смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний, ВИЧ/СПИДа и туберкулеза, а также внешних причин, таких как травмы и отравления;

- улучшение здоровья новорожденных и детей;

- снижение частоты социально значимых и социально обусловленных болезней (алкоголизм, туберкулез, венерические болезни, наркомания и др.);

- рост удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Основными направлениями совершенствования системы здравоохранения станут:

- повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;

- усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация и мотивация населения на сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни, повышение ответственности населения за свое здоровье, особенно в трудоспособном возрасте;

- сохранение и улучшение здоровья детей, беременных и рожениц;

- улучшение качества оказания лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения и аптечных организациях;

- повышение эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- совершенствование правового статуса учреждений здравоохранения;

- удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;

- развитие санаторно-курортной помощи и восстановительного лечения;

- совершенствование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;

- модернизация системы обязательного медицинского страхования;

- внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли, в т.ч. социальная поддержка молодых специалистов и их закрепление в учреждениях здравоохранения;

- обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе непрерывного образования, повышения их профессионального уровня с учетом внедрения в практику здравоохранения современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

- укрепление материально-технической базы медицинских организаций;

- развитие инфокоммуникационных технологий;

- поддержка медицинской науки и ее ориентация на решение проблем доступности и качества медицинской помощи, активное внедрение результатов научных исследований в практическое здравоохранение.

Будут реализованы комплексы мероприятий по совершенствованию:

- скорой медицинской помощи за счет внедрения стандартов догоспитального ведения больных с разными видами патологии;

- первичной медико-санитарной помощи посредством обеспечения 100% диспансеризации населения, развития центров общей врачебной практики, телемедицинских и стационар-замещающих технологий, амбулаторной реабилитационной службы;

- работы учреждений стационарного уровня путем организации специализированных межрайонных центров (отделений), поэтапного создания головных региональных центров, повышения доступности наиболее дорогостоящих видов высокотехнологичной медицинской помощи, обеспечения работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами муниципального и областного подчинения, интенсификации работы стационарной койки за счет развития новых видов лечения и системы долечивания, реабилитации.

В целях повышения уровня оказания услуг в службе охраны материнства и детства субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, необходимо внедрение современных организационных технологий в оказании медицинской помощи матерям и детям, а именно:

- укрепление материально-технической базы существующих учреждений материнства и детства;

- создание областных, городских и межрайонных перинатальных центров с последующим их оснащением;

- организация и оснащение современным компактным и мобильным диагностическим оборудованием детских медицинских учреждений и учреждений родовспоможения, что позволит повысить эффективность их деятельности;

- создание дистанционных консультативных центров с выездными анестезиолого - реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами;

- обеспечение реанимобилями, оснащенными современным медицинским оборудованием и аппаратурой для транспортировки новорожденных с низкой массой тела;

- организация системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров-гинекологов с целью проведения углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;

- развитие телемедицинской сети для комплексного решения проблем детства и материнства,

а также продолжить проведение неонатального скрининга на наследственные заболевания с развитием и внедрением других направлений медико-генетической службы (пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка, мониторинг врожденных пороков развития).

Кроме того, необходимо дооснащение медицинских учреждений оборудованием согласно стандарту, доукомплектование подготовленными кадрами в целях повышения готовности лечебно-профилактические учреждения к приему большого числа пациентов в обустроенные приемно-диагностические отделения, где есть возможность наблюдать больного в течение нескольких часов или суток, проводить диагностические мероприятия, оказывать неотложную помощь и реанимационные мероприятия.

В дополнение к материально-техническому дооснащению учреждений необходима корректировка целевых показателей работы, совершенствование отраслевой системы оплаты труда, направленной на достижение конечных результатов.

В рамках направления работы по совершенствованию управления здравоохранением будут осуществляться:

- одноканальное финансирование и бюджетирование, ориентированные на результат;

- замещение сметного финансирования системой оплаты оказанной медицинской помощи, усовершенствование экономически обоснованных тарифов на оплату медицинской помощи (в амбулаторных условиях - по подушевому принципу, в стационарных – по законченному случаю оказания медицинской помощи);

- конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению на основе стандартизации медицинской помощи;

- переход высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования;

- внедрение информационных систем, оптимизация предоставления услуг за счет их перевода в электронный вид;

- расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, а также повышение их ответственности за экономические результаты своей деятельности, в том числе с изменением организационно-правовых форм на основе единой системы критериев (перевод учреждений регионального подчинения в автономные, казенные, бюджетные);

- создание правовых и экономических условий для формирования саморегулирующей системы оказания медицинской помощи населению, обеспечивающей мотивированную эффективную работу медицинских служб каждого уровня;

- привлечение частных медицинских организаций к реализации территориальной программы государственных гарантий оказания жителям области бесплатной медицинской помощи, других программ развития здравоохранения.

В условиях преимущественной концентрации федеральных учреждений оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) в г. Москве экстенсивного развития (нового масштабного строительства) подобных учреждений федерального подчинения в регионах Центрального федерального округа не планируется (кроме строительства федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленской области). Предусматривается увеличение мощностей действующих учреждений за счет строительства новых корпусов, переоснащения действующих отделений, благодаря чему будет расширен спектр, качество и объем оказываемых услуг. Оказание ВМП в рамках государственного заказа предусмотрено в уже действующих федеральных медицинских учреждениях расположенных в регионах Центрального федерального округа (ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» в г. Иваново, ФГУ здравоохранения «ЦКБ восстановительного лечения федерального медико-биологического агентства» и ФГУ здравоохранения «Клиническая больница №119 федерального медико-биологического агентства» в Московской области, ФГУ здравоохранения «Клиническая больница №119 федерального медико-биологического агентства» и ГУ «Медицинский радиологический научный центр РАМН» в Калужской области).

В Смоленской области планируется строительство радиотерапевтического корпуса областного онкологического диспансера, включающего в себя аппаратные, программные, технологические, архитектурные, кадровые, экологические, экономические и другие элементы.

На базе ГУ «Медицинского радиологического научного центра РАМН» в Калужской области, использующего не имеющую в мире аналогов методику лечения онкологических заболеваний с помощью быстроживущих изотопов, получаемых на ядерных объектах г. Обнинска планируется реализация проекта создания научно-медицинского центра радиомедицины. Медицинское направление в данном случае тесно увязано с новейшими достижениями ядерной физики, атомной энергетики и новыми конструкторскими разработками.

На уровне медицинских учреждений регионального подчинения предусматривается расширение спектра оказываемых видов ВМП в соответствии с особенностями заболеваемости в регионах. Наибольшее внимание будет уделено развитию медицинских учреждений ориентированных на оказание ВМП в части кардиологии, онкологии, восстановления опорно-двигательного аппарата, а также нейрохирургии. Развитие ведущих областных медицинских учреждений в региональном разрезе в части обеспечения государственного заказа на ВМП будет выглядеть следующим образом:

В Белгородской области будет продолжено интенсивное поступательное развитие ведущего учреждения здравоохранения области - ОКБ Святителя Иоасафа – введение в эксплуатацию кардиологического центра этой больницы и строительство на ее базе центра нейрососудистой хирургии. Дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи в детской областной больнице и областном онкологическом диспансере позволит увеличить объемы медицинской помощи для взрослого и детского населения в сердечнососудистой хирургии и травматологии, расширить спектр медицинских услуг в рентгенохирургии, колопроктологии, хирургии печени и поджелудочной железы, онкологии, акушерстве и гинекологии, нейрохирургии. В лечебно-оздоровительном комплексе федерального значения санатории «Красиво» (Белгородская область), специализирующемся на лечении сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата и нервной системы, органов дыхания будут применяться лечебно-оздоровительные и реабилитационные программы, включающие в себя научно-обоснованные эффективные комплексы курортных факторов, разработанные для решения конкретных проблем со здоровьем.

В Брянской области будет продолжено развитие учреждений здравоохранения. Планируется завершение строительства ряда социально-значимых объектов здравоохранения: роддома в г. Клинцы, онкогематологического центра ГУЗ «Брянская детская больница, блока лучевой терапии ГУЗ «Брянский областной онкологический диспансер», здания под консультативно-диагностическое отделение перинатального центра и других объектов.

Во Владимирской области будут оказываться ВМП во Владимирском ОГУЗ «Владимирская ОКБ» преимущественно по разделу «нейрохирургия» и в ГУЗ Владимирской области «Научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи» по разделу «травматология и ортопедия».

В Воронежской области в ГУЗ «Воронежская ОКБ №1» ос­новная функция которого – координация вопро­сов по взаимодействию сети медучреждений области в части оказания высокотех­нологичной специализированной медицинской помощи и его преобладающими направлениями оказания ВМП будет оказание помощи по разделам «сердечнососудистая хирургия», «травматология и ортопедия», «нейрохирургия» и «акушерство и гинекология». В части укрепления ма­териально-технической базы сети акушерско-гинекологиче­ской и педиатрической службы будет построен областной перинатальный центр.

В Ивановской области в ОГУЗ «Ивановская ОКБ» оказание ВМП в рамках госзаказа преимущественно будет осуществляться по разделам: «сердечно-сосудистая хирургия», «нейрохирургия» и «офтальмология», в ОГУЗ «Ивановский областной госпиталь ветеранов войн» - по разделу «травматология и ортопедия», в ОГУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» - по профилю онкология.

В Калужской области планируется создание сети сосудистых центров: регионального, действующего в рамках государственного заказа и трех первичных (на базе центральных районных больниц Кировского, Боровского районов и в г. Калуге), что позволит улучшить качество лечения и минимизировать негативные показатели. В части повышения качества оказания ВМП по направлениям «акушерство и гинекология» и будет осуществлено строительство областного перинатального центра.

В Курской области в Государственном медицинском учреждении «Курская ОКБ» ВМП будут оказываться преимущественно по направлению «травматология и ортопедия». На базе этого учреждения и трех его первичных отделений: в г.Курске, г.Железногорске и на базе Горшеченской ЦРБ предполагается развитие регионального сосудистого центра в целях обеспечения потребностей населения области в оказании ВМП в части сердечнососудистых заболеваний. Предполагается включение «Курского он­кологического диспансера» в национальный проект «Здоровье».

В Липецкой области предполагается завершить строительство и оснащение детского отделения областного противотуберкулезного диспансера, построить лечебный корпус с женской консультацией ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр» и хирургического корпуса ГУЗ «Липецкий областной онкологический диспансер». В целях эффективного восстановления трудоспособности в области предусмотрено создание областного реабилитационного Центра.

В Московской области по направлению «сердечно - сосудистая хирургия» ВМП будет оказывать преимущественно ГУЗ «Московский областной НИИ им. М.Ф. Владимирского», по направлению «акушерство и гинекология» - ГУЗ «Московский областной НИИ акушерства и гинекологии», по направлению «травматология и ортопедия»- ГУЗ «Московский областной НИИ им. М.Ф. Владимирского» и ГУЗ «Московский областной госпиталь для ветеранов войн». ГУЗ «Московский областной онкологический диспансер» продолжит оказание ВМП по направлению «онкология».

В Орловской области будут построены многофункциональный медицинский центр и хирургический комплекс больницы им. Семашко в г. Орле.

В Рязанской области будет построен новый радиологический корпус ГУЗ «Рязанский областной клинический онкологический диспансер» в целях совершенствования онкологической помощи населению.

В Тамбовской области будет продолжено развитие созданных высокотехнологичных центров по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (исследовательского и научно-методического учреждения данного профиля). Планируется создание центра лечения онкологических заболеваний. На базе действующих медицинских спасательных бригад экстренного реагирования будет совершенствоваться направление медицины катастроф.

В Тамбовской области будет продолжено развитие созданных высокотехнологичных центров по профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний, центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (исследовательского и научно-методического учреждения данного профиля). Планируется создание центра лечения онкологических заболеваний. На базе действующих медицинских спасательных бригад экстренного реагирования будет совершенствоваться направление медицины катастроф. В ГУЗ «Тамбовская областная больница» приоритетным направлением будет «травматология и ортопедия».

В Тульской области будет продолжена работа по созданию межрайонных специализированных центров по профилю заболеваний и оснащению их высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием, в ГУЗ «Тульская областная больница» приоритетным направлением будет «травматология и ортопедия».

В Смоленской области предусматривается строительство Федерального центра высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию в г. Смоленске.

В Ярославской области ГУ Ярославской области «ОКБ» преобладающим направлением оказания ВМП будет «сердечнососудистая хирургия». С 2011 года ВМП планируется оказывать в ГУЗ Ярославской области «Областной перинатальный центр».

В г. Москве 21 городское учреждение здравоохранения будут оказывать ВМП в рамках государственного заказа преимущественно по направлениям «травматология и ортопедия», «сердечнососудистая хирургия» и нейрохирургия».

Прогнозируемый рост пожилого населения потребует развития структуры паллиативной помощи.

В результате реализации комплекса мероприятий по совершенствованию системы здравоохранения будет уменьшена заболеваемость населения и увеличена ожидаемая продолжительность жизни населения до 75 лет, увеличен потенциал общественного здоровья на 10% и индекс здорового образа жизни на 25%.

Развитие культуры

В Центральном федеральном округе за последние пять лет динамика обеспеченности учреждениями культуры остается положительной, несмотря на заметное сокращение общего числа библиотек (за исключением Москвы), детских школ искусств (при одновременном увеличении количества обучающихся в них на 30,3 тыс. человек), учреждений культурно-досугового типа (за исключением Белгородской области и Москвы; в Ярославской области число сельских клубов сократилось на 72,8%).

По отношению к минимальным социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 923-р, на 1 января 2009 г. Центральный федеральный округ на 110% обеспечен театрами, на 48% – культурно-досуговыми учреждениями, на 86% – библиотеками, на 14 % – музеями, на 25% – парками культуры и отдыха, на 33 % – количеством зрительских мест в учреждениях, предоставляющих услуги концертно-филармоническим организациях, на 1% – цирками.

Более 32% зданий учреждений культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов в малых городах и сельской местности, невысокой заработной платы одной из ключевых проблем в регионах ЦФО остается проблема кадрового обеспечения отрасли культуры, что не может положительно сказаться на общеэстетическом воспитании подрастающего поколения. Только 28,6% специалистов культурно-досуговой деятельности имеют высшее и среднее специальное образование.

Важная роль в обеспечении стабильного социально-экономического развития ЦФО отводится сфере культуры, что обусловлено приоритетными направлениями развития отрасли:

- сохранение историко-культурного наследия исторических городов;

- проведение мониторинга состояния памятников истории и культуры, создание единого реестра объектов культурного наследия, ведение и популяризация кадастров культурных ресурсов;

- оцифровка объектов культурного наследия, перевод на электронные носители библиотечных и музейных фондов;

- создание различных форм заповедных историко-культурных территорий;

- развитие общей инфраструктуры вокруг объектов культурного наследия – центров притяжения для организаций туризма, проведения культурных мероприятий регионального и международного значения;

- поддержка развития культуры села;

- модернизация материально-технической базы учреждений культуры, развитие инфраструктуры учреждений культуры через создание интегрированных структур, способных оказывать населению качественные услуги многопрофильного характера (модельные клубы, информационные интеллект-центры, народные дома, культурно-образовательные и культурно-спортивные комплексы);

- развитие государственной поддержки творческих проектов в сфере культуры;

- создание единого культурного пространства ЦФО путем обеспечения равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;

- сохранение сети образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе детских школ искусств как основы трехступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства;

- совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах округа;

- совершенствование системы управления театрально-концертных учреждений;

- сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел, создание условий для реализации изделий народных мастеров;

- последовательное формирование механизмов государственно-частного партнерства.

Наши рекомендации