Взаимодействие совокупного спроса и предложения. Макроэкономическое арвновесие в долгосрочном и краткосрочном периодах на различных участках кривой совокупного предложения.
Одной из обобщающих характеристик национальной экономики является совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения на макроэкономическом уровне приводит к формированию равновесного общенационального уровня цен и равновесного объема национального производства. В макроэкономическом анализе модель AD-AS представляет собой реальную основу для изучения происходящих изменений в движении национального объема производства и уровня рыночных цен в экономике в целом, а также причин и последствий таких изменений. В то же время она используется для описания различных вариантов экономической политики государства.
Совокупный спрос— это теоретически представленная модель, характеризующая реальный объем национального производства товаров и услуг, который готовы приобрести население, предприятия и государство при любом возможном уровне цен. Иначе говоря, совокупный спрос определяется суммой денег, которую общество может и желает затратить на приобретение товаров и услуг для всеобщего удовлетворения потребностей. В общем объеме совокупного спроса выделяют: 1) спрос на потребительские товары и услуги, предъявляемый со стороны населения; 2) спрос на экономические ресурсы (инвестиционные товары), предъявляемый субъ ектами хозяйственной деятельности; 3) спрос со стороны государства на различные социальные услуги, экономические ресурсы иготовые товары; 4) международный спрос на отечественные товары и услуги. Кривая совокупного спроса AD характеризует различные комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, обеспечивая равновесие между товарным и денежным рынками. Решающее значение для характеристики совокупного спроса имеет уровень рыночных цен. При прочих равных условиях чем ниже рыночная цена, тем большую часть национального производства может приобрести общество. Наклонный характер кривой совокупного спроса объясняется: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом богатства; 3) эффектом импортных закупок. К неценовым факторам совокупного спроса,относятся: 1) изменения в потребительских расходах, включая такие факторы, как уровень благосостояния населения, потребительские ожидания, потребительская задолженность, уровень налогов и др.; 2) изменения в инвестиционных расходах, а именно: уровень процентных ставок, технологические изменения в производстве, наличие избыточных производственных мощностей, уровень прибыли от инвестиций, уровень налогов на доходы от предпринимательской деятельности и др.; 3) изменения в государственных расходах. Увеличение государственных закупок приводит к возрастанию совокупного спроса при условии, если налоговые ставки остаются неизменными; 4) изменения в расходах на реализацию общего объема чистого экспорта; 5) валютный курс национальной денежной единицы. Другим фактором макроэкономического равновесия является совокупное предложение. Совокупное предложениехарактеризует реальный объем национального продукта, который может быть произведен в обществе и направлен для продажи при каждом уровне рыночных цен. Между уровнем цен и совокупным предложением существует прямая зависимость: рост рыночных цен расширяет объем национального производства.Макроэкономическое равновесиепредполагает равенство объемов совокупного спроса и совокупного предложения. Это равновесие определяется пересечением кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Точка пересечения кривых AD и AS определяет равновесный уровень рыночных цен и равновесный реальный объем национального производства.
Изменение совокупного спроса зависит от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит
Увеличение совокупного спроса (AD) на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объема национального производства. Цены в данном случае остаются неизменными.Возрастание совокупного спроса (ADt) на промежуточном отрезке кривой ведет к увеличению как реального объема национального производства (Q2 —» Q3), так и уровня цен (Р] —> Ро) На классическом (вертикальном) отрезке увеличение совокупного спроса (AD2) приводит к повышению уровня цен на реальный объем национального производства и не может выйти за пределы производственных возможностей национальной экономики (g4). Увеличение совокупного спроса повышает уровень рыночных цен (Р2 —> Р4). Сле дует подчеркнуть, что сокращение совокупного спроса в течение короткого периода времени не приводит к снижению уровня рыночных цен. В этом заключается так называемый «эффект храповика». Это связано с тем, что рыночные цены имеют тенденцию возрастания. При их движении в сторону уменьшения они утрачивают гибкость, оказывают «упорное сопротивление». Поэтому уменьшение совокупного спроса в краткосрочном периоде не сопровождается снижением рыночных цен, возникает «эффект храповика».Макроэкономическая модель совокупного спроса и совокупного предложения является объективной основой для расширения государственного вмешательства в рыночные процессы. Эта проблема нашла научное обоснование в известной работе Дж. М. Кей-нса «Общая теория занятости, процента и денег».