Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска

В данном параграфе необходимо рассмотреть различные факторы, которые способны повлиять на уровень предпринимательского риска.

Предпринимательская фирма – это сложная система, подверженная влиянию различных внутренних и внешних факторов риска. Проявление их порождает неопределенность, при этом у предпринимателя есть определенные шансы получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возможных потерь.

Предпринимательские риски возникают в результате действия многочисленных факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности или в стратегии фирмы либо выступать результатом действий самого предпринимателя. Риски могут быть следствием внутренних для фирмы решений или воздействия окружающей среды бизнеса–действия конкурентов, поставщиков, мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия полноценной информации и т. д.

Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:

- необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов всех видов;

- нечеткость и непрерывная изменчивость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;

- высокие темпы инфляции;

- политическая нестабильность;

- отсутствие реального хозяйственного права, что препятствует снижению общего уровня риска через контрактные отношения;

- отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает уровень риска любой сделки;

- криминализация общества, неспособность правоохранительных органов защитить его;

- неправильное безграничное вмешательство политиков в экономику;

- резкое увеличение численности работников аппарата управления;

- неустойчивое налоговое законодательство;

- недобросовестная конкуренция;

- низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства.

Согласно социологическому опросу предпринимателей, опасными для ведения цивилизованного бизнеса являются следующие факторы (см. табл. 1).

Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности влияния среды и субъективную основу в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие – внутренними. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных факторов, контрагентов и лиц, поведение которых можно предсказать с достаточной точностью. Так как неопределенность – характерная черта в условиях рыночного хозяйства, риск является объективно неизбежным элементом любого хозяйственного решения. Все факторы, которые способны повлиять на предпринимательский риск, можно разделить на две большие группы – внешние и внутренние. (См. приложение 3) Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению. В приложении перечислены основные внешние факторы. Трудно выделить приоритетность этих факторов, так как внешние факторы взаимосвязаны: изменение одного фактора может вызвать изменение других. Так, политические изменения, произошедшие в середине 80-х годов в России, вызвали крупные перемены в экономической среде, что привело к усилению уровня риска экономической деятельности, как для отечественных предпринимателей, так и для их партнеров за рубежом.

Перейдем к рассмотрению внутренних факторов.

К внутренним факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска, относятся:

- стратегия фирмы;

- принципы деятельности фирмы;

- ресурсы и их использование;

Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме избирательно факторов.

По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебной некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

Утечка конфиденциальной информации – еще один внутренний фактор, усиливающий уровень риска предпринимательской фирмы. По оценкам экспертов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает весомые преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку сведений. Для эффективной работы любой предпринимательской организации, особенно с высоким уровнем развития, со сложной структурой и со значительным уровнем диверсификации наряду с прочими важными факторами, требуется некоторый уровень сохранения того множества сведений, которые при попадании в руки конкурентов, а также нелояльно настроенных к организации лиц могут привести к экономическому, социальному и моральному ущербу различной степени.

На практике довольно часто предприниматели не вполне четко представляют себе, что входит в понятие "коммерческая тайна", как ее следует охранять и как утечка информации может влиять на экономическое положение фирмы, в результате чего предпринимательский риск возрастает.

Следующий внутренний фактор, оказывающий значительное влияние на уровень предпринимательского риска, – это качество продукции, услуг. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства. Соответственно ухудшение качества продукции приводит к снижению конкурентоспособности фирмы и как следствие к увеличению уровня риска.

Нарушение качества продукции может быть следствием как внешних (поставка некачественного сырья), так и внутренних (нарушение технологического цикла) факторов. Поэтому на предприятии должна действовать четко организованная система управления качеством, ориентированная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Кроме перечисленных, к внутренним факторам, усиливающим предпринимательский риск, относятся также нерациональное использование материальных и людских ресурсов предприятия; низкая мотивация персонала; болезнь и/или смерть ведущих специалистов и руководителей и др.

Используя системный подход, можно рассматривать риск как совокупность факторов и событий, которые способны снизить эффективность, результативность работы фирмы.

Наши рекомендации