Факторы, влияющие на уровень цен

-Внутренние -Внешние Эти факторы учитывают зависимость спроса от цены, расчетные суммы издержек,цены конкурентов. На практике цена назначается в промежутке между слишком высокой и слишком низкой ценой. Минимальная возможная цена определяется с/с продукции. Максимально возможная цена определяется наличием каких-то уникальных достоинств в товаров. Но в конечном счете максимальный уровень цены определяется спросом на данный товар.

Цена и спрос.

Цены товаров конкурентов и товаров заменителей дают ориентир на средний уровень цен. Но на практике соотношение между ценой и спросом не всегда так однозначны, некоторые товары и услуги относительно менее чувствительные к изменению цены. Это выражается в том, что спрос на эти товары не увеличивается

и не сокращается параллельно с изменением цен. Спрос на такие товары не
эластичен. Это значит, что изменения цены товара на 1% вызывает изменение
объема продаж менее, чем на 1%.
Население имеет приблизительное представление о диапазоне цен.

Общие издержки производства и реализации.

На практике в ценообразовании, ориентированном на затраты предприятия базовая цена устанавливается по принципу: с/с+прибыль. Это характерно для торговых фирм. Они свою прибыль рассчитывают в % от с/с товара. При этом используют дифференцированный подход. По одним товарам небольшая торговая наценка, а по другим высокая. Торговая наценка включает: собственные издержки продавца+расчетная прибыль. Издержки продавца: з/пл, коммунальные расходы, транспортные и т.д. Производственные предприятия тоже используют данный принцип. В условиях рыночного равновесия можно ориентироваться на отраслевой уровень наценки. Ориентированное на затраты установление базовых цен связано с большими рисками. На практике рассчитанная таким образом цена и желаемый объем сбыта,как правило не соответствуют друг другу. Если только рассчитанная цена не равна средней рыночной цене.

Ценообразование следует проводить исходя не из затрат, а в большей степени из спроса. Так как именно спрос в большей степени определяет конечный результат. Удельные затраты фирмы (затраты на изготовление данного вида продукции) при постоянном объеме производства со временем могут меняться и как правило меняются. Меняются они с появлением опыта, внедрением новых технологий,совершенствованием процессов.

Принцип ценообразования, ориентированного на затраты во многом не подходит к стратегии проникновения на новый рынок. Поэтому на новые рынки обычно выходят рынки с запасом прочности, которые могут инвестировать свои средства и подождать с получением прибыли.

Цены конкурентов.

Ценообразование, ориентированное на рынок альтернатива ценообразованию,ориентированному на затраты. В практическом ц/о данный подход учитывает возможности и границы рынка. При этом конкретная величина устанавливаемой цены зависит от цен конкурентов на подобные виды товаров и регулирующего воздействия государственных органов управления. Ц/о, ориентированное на рынок всегда зависит от конкурентной структуры рынка. На рынках чистой конкуренции колебания в уровнях цен происходят, но очень быстро продавцы вынуждено используют ц/о, ориентированное на средний уровень рыночных цен. На не совершенном рынке фиксируется диктат цен монополиста. Но и он должен учитывать мнение и поведение покупателей и учитывать емкость рынка. Максимально прибыльный объем сбыта в этой ситуации связан с ценой, при которой разница между объемом произведенной и реализованной продукции и затратами максимальна.

При достаточной емкости рынка наращивать объемы производства, если темпы роста дополнительных производственных затрат, необходимых для этого, хотя бы

не много опережают темпы роста объема производства экономически уже не
эффективно.

На олигополистическом рынке сбыт предприятия и его доходы зависит от цен
конкурентов. На таких рынках следуют за ценовым лидером, который меняет свою
ценовую политику в стремлении добиться максимально прибыльного сочетания цен
и объемов реализации.

Существуют пассивная и активная политика ц/о. Рассмотренные выше являются
пассивными. Стандартная формула для расчета цены, которая используется на
практике: Ц=С+ЕнС=С (1+Ен)
ЕнС -нормативный коэффициент прибыли от с/с для производства ( от 10 до 50%)
С -с/с товара.

Средняя рыночная цена на практике может быть ниже, выше цен предложений или
быть на одном уровне с ней. В соответствии меняется и ценовая политика
предприятия, стремящегося максимизировать прибыль и повысить рентабельность.
Идеальная ценовая ситуация -если средние рыночные цены выше расчетной цены
предприятия.
По сколку фактическая цена предложения может быть поднята до уровня средней
рыночной цены и производитель будет иметь фактическую рентабельность выше
расчетной.
Именно в этой ситуации можно сбросить цену, что бы добиться дополнительного
роста продаж.

В основе активной политики ц/о лежит ценностное потребительское ц/о.
Предприятию следует создать товар с мнимыми или действительно уникальными
характеристиками и довести его до уровня известного бренда.
В таком случае производитель диктует свой уровень цен. Эту политику проводят
крупные и известные на рынке фирмы.

Типичные методы ц/о.

В зависимости от конкретных условий предприятие в ц/о использует разнообразные методы установления базового уровня цен.

Методы:

1 Метод полных затрат.

2 Метод ориентации на усредненные затраты.

3 Метод предельных затрат.

4 Метод основанный на нормальных предельных издержках.

5 Метод, учитывающий нормы прибыли и т.д.

После расчета цены корректируют и в результате производитель или продавец принимает окончательное решение о конкретной цене продаж. При этом он устанавливает: -Стандартные цены -Долговременные, меняющиеся или гибкие цены -Единые цены или их изменение по сегментам рынка. -Психологические цены -Ассортиментные цены

-Цены с учетом перераспределения издержек в рамках ассортимента товара или номенклатуры товара. -Франко-цены ( учитывающие способы включения транспортных расходов).

Стандартные инструменты ц/о:

1 Метод наценки

2 Метод безубыточности.

Торговые организации имеющие в реализации множество товаров используют среднюю наценку. Это фиксированный процент надбавки, который используется при установлении цены на все товары данного ассортимента.

Наши рекомендации