Учет поступления и выбытия основных средств

Основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях:

· приобретения сооружения и изготовления за плату;

· сооружения и изготовления самой организацией;

· поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд;

· поступления от юридических и физических лиц безвозмездно;

· получения государственным и муниципальным унитарным предприятием при формировании уставного фонда;

· поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;

· поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества организациями различных организационно-правовых форм (акционерным обществом и др.);

· в других случаях.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Учет поступления и выбытия основных средств - student2.ru ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

· суммы, уплачиваемые за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

· суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта основных средств;

· регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

· таможенные пошлины и таможенные сборы;

· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которую приобретен объект основных средств;

· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств, предусмотрены следующие документы:

· Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС–1);

· Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС–1а);

· Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС–1б).

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств.

Акт о приеме–передаче основных средств состоит из трех разделов.

Первый раздел заполняется на основании данных передающей стороны. Для объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в нем указываются дата ввода в эксплуатацию, фактический срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта. В том случае, если объект основных средств приобретается через розничную сеть, этот раздел не заполняется.

Второй раздел заполняет организация – получатель основного средства только в своем экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта, срок полезного использования, установленный организацией, способ начисления амортизации, норму амортизационных отчислений.

Третий раздел содержит краткую характеристику объекта основных средств.

В акте предусмотрен раздел для отражения данных об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций. Такие данные записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности, при этом на первой странице в раздел «Справочно» заносятся сведения об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности. Если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте, в этом разделе указываются сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС–6, №ОС–6а, №ОС–6б).

Таблица 2. Типовые проводки по отражению в учете приобретения основных средств за плату.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Документ Корреспонди-рующие счета
Дебет Кредит
Приобретен объект основных средств Договор, счет 08–4
Выделена сумма НДС по операции 1 Счет-фактура 19–1
Начислено вознаграждение посреднику (если объект основных средств приобретен при его участии) Договор, счет 08–4
Выделена сумма НДС по операции 3 Счет-фактура 19–1
Отражены расходы по доставке объекта сторонней организацией Счет 08–4
Выделена сумма НДС по операции 5 Счет-фактура 19–1
Окончание табл. 2  
Отражены расходы по погрузке, доставке и разгрузке объекта основных средств собственными силами Наряды на выполнение работ 08–3 10,70, 69,71 и др.
Отражены расходы на монтаж объекта силами подрядчика Договор, счет 08–3
Выделена сумма НДС по операции 8 Счет-фактура 19–1
Отражены расходы на монтаж объекта собственными силами и подготовке объекта к использованию Наряды на выполнение работ 08–3 10,70, 69,71 и др.
Оплачено поставщикам и подрядчикам Платежное поручение
Оплачены услуги Платежное поручение
Зачтены фактически уплаченные суммы НДС Банковские выписки из расчетного счета 19–1
Объект основных средств принят на балансовый учет по полной первоначальной стоимости (передан в эксплуатацию) Акт приемки 01–1 08–3
           

Таблица 3. Типовые проводки по отражению в учете строительства основных средств

№ п/п Содержание хозяйственной операции Документ Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Отражены расходы на разработку проектно-сметной документации на строительство (конструкторской документации на изготовление) Акт о выполнении работ, счет 08–3
Отражены расходы по оформлению прав на строительство Договор, расчетные документы 08–3
Отражены расходы на строительство (изготовление) объекта основных средств Акт о выполнении работ, счет 08–3
Выделены суммы НДС по операциям 1,2,3 Счет-фактура 19–1 60,76
Оплачены работы и услуги Платежное поручение 60,76
Зачтены фактически уплаченные суммы НДС Банковские выписки из расчетного счета 19–1
Изготовленный объект основных средств принят на балансовый учет Здание (сооружение) принято на балансовый учет после окончания строительства Акт приемки Свидетельство о регистрации недвижимости 01–1 08–3

Таблица 4. Отражение в учете поступления основных средств в качестве вклада в уставный
капитал

№ п/п Содержание хозяйственной операции Документ Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Учредительными документами определен уставный капитал Устав организации
Объект основных средств внесен учредителями в счет вклада в уставный капитал Акт передачи, устав организации 08–3
Отражены расходы предприятия по подготовке объекта к использованию Наряды на выполнение работ 08–3 60,76,10,70,69 и др.
Объект принят на балансовый учет Акт приемки на 01–1 08–3

Причинами выбытия основных средств могут быть:

а) продажа;

б) безвозмездная передача;

в) списание за непригодностью;

г) утрата;

д) передача в виде вклада в уставный капитал других организаций.

Амортизация основных средств, используемых в производстве, начисляется ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому
учету.

При начислении амортизации в учете делается следующая проводка:

Дт 20,23, 25,26

Кт 02

Во всех случаях при выбытии объекта основных средств в бухгалтерском учете отражают операции списания первоначальной (восстановительной) стоимости и накопленной к этому времени амортизации.

Списание пришедших в негодность объектов основных средств также оформляется документально. Для этих целей применяются следующие документы:

· Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС–4);

· Акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС–4а);

· Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС–4б).

Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им
лицом.

Таблица 5. Типовые проводки по отражению в учете выбытия основных средств.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Документ Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта Договор, карточка учета 01–9 01–1
Списана начисленная амортизация Ведомость начисленная амортизация 01–9
Списана с баланса остаточная стоимость объекта Расчет бухгалтерии 91–2 01–9
Объект продан покупателю Акт купли-продажи 91–1
Отражен НДС в составе выручки То же 91–3
Основные средства оплачены покупателем Выписка из расчетного счета
Отнесены на реализацию расходы продавца по демонтажу и транспортировке Наряды, расчетно-платежные ведомости 91–2 60,76,10,70,69 и др.
Отражен финансовый результат Расчет бухгалтерии 91.9 (99) 99 (91–9)

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Таблица 6. Типовые проводки по отражению в учете основных средств в случае износа

№ п/п Содержание хозяйственной операции Документ Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта Карточка учета, акт списания 01–9 01–1
Списана начисленная амортизация Ведомость начисл. амортиз. 01–9
Списана с баланса остаточная стоимость объекта, не пригодного к дальнейшему. использованию Расчет бухгалтерии 91–2 01–9
Отражена стоимость демонтажа Наряды, расчетно-платежные ведомости 91–2 60,10,70,69 и др.
Учтена стоимость возвратных отходов Внутренняя накладная 91–1
Отражен финансовый результат Расчет бухгалтерии 99 (91–9) 91–9 (99)

Таблица 7. Отражение в учете безвозмездной передачи объектов основных средств

№ п/п Содержание хозяйственной операции Документ Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта Договор, карточка учета 01–9 01–1
Списана начисленная амортизация Ведомость начисления амортизации 01–9
Списана с баланса остаточная стоимость объекта, передаваемого безвозмездно Расчет бухгалтерии 91–2 01–9
Отражен НДС в составе рыночной стоимости передаваемого объекта То же 91–3
Отражены расходы по демонтажу и транспортировке передаваемого объекта Наряды, расчетно-платежные ведомости 91–2 60,10, 70,69 и др.
Отражен финансовый результат (убыток) Расчет бухгалтерии 91–9

Таблица 8. Формы по учету основных средств

Номер формы Наименование формы
ОС–1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС–1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС–1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС–2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС–3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС–4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС–4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС–4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС–6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС–6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС–6б Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС–14 Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС–15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС–16 Акт о выявленных дефектах оборудования

Организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет основных средств (Закон о бухгалтерском учете 129-ФЗ). Понятия «налоговая амортизация» при УСН нет. С 2006 года ОС приобретенные (изготовленные) в период применения УСН списываются в расход равными долями по отчетным периодам. То есть, приобрели ОС в 1 квартале, расходы делите на 4 части, и включаете по 1 части каждый квартал. В целях налогового учета к ОС относится имущество, стоимостью более 20 тысяч рублей. Имущество стоимостью 20 тыс. и меньше списывается в расходы в составе материальных расходов, конечно, при условии соблюдения общих требований к расходам – экономической обоснованности, документальной подтвержденности и т.п. В случае неполной оплаты ОС, в расходы можно включать ОС в части оплаченных сумм с 2007 года в расходы можно включать расходы достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС.

При применении упрощенной системы налогообложения, а следовательно и упрощенной системы учета нет необходимости в ведении учета основных средств на синтетических счетах с применением Плана счетов и метода двойной записи. Достаточно оформление первичных документов и регистров бухгалтерского учета для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, по стоимости основных средств и нематериальных активов (письмо Минфина России от 29.01.2003 № 04–02–05/3/1).

Закон № 191-ФЗ, внеся изменения в пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», освободил субъектов УСН от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.

В первую очередь учет основных средств и нематериальных активов необходим для соблюдения критерия применения УСН. Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая по правилам бухгалтерского учета, превышает 100 млн руб. При этом, если после перехода на УСН по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая опять же по правилам бухгалтерского учета, превысит 100 млн руб., то считается, что налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Таким образом, для решения вопроса о применении УСН налогоплательщик рассчитывает стоимость основных средств и нематериальных активов по правилам бухгалтерского учета.

Учет основных средств субъектам УСН следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 30.07.1998 № 33н). Учет нематериальных активов ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н).

САМОПРОВЕРКА

Учет поступления и выбытия основных средств - student2.ru Учет поступления и выбытия основных средств - student2.ru

1. Основные средства принимаются к учету:

А. по первоначальной стоимости;

Б. по восстановительной стоимости;

В. по ликвидационной стоимости.

2. Амортизация основных средств это:

А. постепенное списание стоимости основных средств, путем включения затрат в себестоимость продукции;

Б. постановка на учет основных средств;

В. процесс пересчета материальных ценностей.

3. Основные средства включают в себя следующие элементы:

А. здания и сооружения;

Б. дебиторскую задолженность;

В. машины и оборудование;

Г. основные материалы;

Д. транспортные средства;

Е. хозяйственный инвентарь стоимостью более 40 тысяч рублей.

4. Единицей бухгалтерского учета основных средств является:

А. отдельное приспособление;

Б. инвентарный объект;

В. специально оборудованные объекты недвижимости.

5. Первоначальная стоимость основных средств включает:

А. стоимость приобретаемого имущества по договору;

Б. НДС;

В. затраты по доставке объекта основных средств;

Г. затраты на рекламу;

Д. затраты по монтажу.

6) Переоценка основных средств предполагает:

А. калькулирование их себестоимости;

Б. списание затрат по амортизации на основное производство;

В. определение реальной стоимости объектов основных средств в соответствии с их рыночными ценами на дату переоценки.

7) В случае принятия к учету объекта основных средств составляется проводка:

А. Дт 51, Кт 01;

Б. Дт 01, Кт 60;

В. Дт 08, Кт 60.

8) Ввод в эксплуатацию объекты основных средств предполагает взаимодействие следующих счетов:

А. списание с 10 счета на 20;

Б. списание ОС с 08 на 01 счет;

В. отражение на забалансовых счетах.

9) Начисление амортизации отражается в учете:

А. Дт 02 Кт 08;

Б. Дт 10 Кт 02;

В. Дт 20 Кт 02.

10) Списание амортизационных начислений производится:

А. ежемесячно;

Б. ежеквартально;

В. ежегодно.

11) Списание амортизационных отчислений отражается:

А. по дебету счета 10 кредиту счета 01;

Б. по дебету счета 02 кредиту счета 01;

В. по дебету счета 01 кредиту счета 02.

12) В случае продажи ликвидируемого станка, средства, полученные от покупателя будут оприходованы как:

А. безвозмездные поступления;

Б. выручка;

В. прочие доходы.

Ключи к тесту: 1) А; 2)А; 3) А, В, Д, Е; 4) Б; 5) А, В, Д; 6) В; 7)В; 8) Б; 9) В; 10) В; 11) Б; 12) В.

Учет поступления и выбытия основных средств - student2.ru ТЕМА 9.4. Упрощенные системы учета и отчетности в малом бизнесе

Цель: определить возможность применения и содержания упрощенных систем учета и отчетности в малом бизнесе.

Задачи:

· определить содержание упрощенного учета и отчетности в предпринимательстве;

· изучить состав отчетности и специфику ведения учета при упрощенной системе налогообложения;

· изучить состав отчетности и специфику ведения учета при применении специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

План изучения темы:

§1. Общие положения об упрощенной отчетности в малом бизнесе.

§2. Ведение учета при упрощенной системе налогообложения.

§3. Отчетность при применении специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Общие положения об упрощенной отчетности в малом бизнесе

Субъекты малого бизнеса вправе вести упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.

Осуществление наличных денежных расчетов ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

· Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 № 40.

· Положение Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.1998 № 14-П.

В частности, организации, принимая наличные денежные средства необходимо составлять приходный кассовый ордер, а выдавая их – расходный кассовый ордер. Одновременно все операции поступления и выдачи наличных денежных средств регистрируются в пронумерованной, прошнурованной и зарегистрированной кассовой книге.

В соответствии с постановлением Росстата от 15.10.2007 № 78, малые предприятия (в которых среднесписочная численность работающих от 50–100) сдают следующие формы статистической отчетности:

– годовая форма № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», предоставляется в территориальный орган статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего после окончания квартала;

– ежеквартальная форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», предоставляется в территориальный орган статистики не позднее 29-го числа месяца, следующего после окончания квартала.

Подготовленная Минфином России инструкция о том, как малые предприятия могут упростить себе учет, основана на типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые ведомство утвердило еще в 1998 г. (приказ Минфина России от 21.12.98 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»; далее – приказ № 64н), Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и действующих ПБУ.

В частности, первое, что предлагается сделать малому бизнесу для облегчения работы, – сократить количество синтетических счетов в применяемом рабочем плане счетов бухгалтерского учета.

Организации малого бизнеса разрешается применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. Предприятия, не занятые в производстве, связанном с большими затратами материальных ресурсов и имеющие незначительное количество хозяйственных операций (не более тридцати в месяц), вправе использовать форму бухгалтерского учета без использования регистров бухучета имущества. Они регистрируют все хозяйственные операции в специальной Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Малым фирмам, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендовано применять форму бухучета с использованием регистров. В этом случае регистрация фактов хозяйственной деятельности проводится в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Форму Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомостей организации могут найти в приложении к приказу № 64н.

Целесообразность применения именно этих форм регистров вызвала сомнения у разработчиков программного обеспечения. Формы регистров, которые приведены в приложении к приказу № 64н, предназначены для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах учета и в отчетности. При использовании любой современной программы, предназначенной для ведения бухгалтерского и налогового учета, например, «1С», программа сама обобщает, классифицирует и т.п. накопленную информацию.

Субъекты малого предпринимательства имеют право не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов, не отражать обесценение нематериальных активов и финансовых вложений, не создавать резервы предстоящих расходов (ПБУ 6/01, ПБУ 14/07, ПБУ 1/2008, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Они также имеют право принимать решение о признании коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это предусмотрено ПБУ 10/99.

Малым предприятиям разрешено составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде, а также самостоятельно разрабатывать формы отчетности. Но такие послабления распространяются не на все малые фирмы.

Представлять отчетность в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах позволено лишь тем субъектам, в отношении которых не проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности. Такие организации могут не представлять формы № 3–5 и пояснительную записку. Эта возможность закреплена в п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н.

Минфин предлагает малым фирмам самостоятельно определять объем информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Приводить показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно в бухгалтерской отчетности такие фирмы могут лишь в случае их существенности, а также в ситуации, когда без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (ПБУ 4/99).

Те, кто не публикует бухгалтерскую отчетность полностью или частично, не обязаны раскрывать в ней информацию о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008). Малые предприятия могут не указывать в бухгалтерской отчетности информацию по сегментам (п. 3 ПБУ 12/2000).

Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов (ПБУ 18/02).

Наши рекомендации