Комплекс работ по управлению предприятием.
Функции менеджмента сформировались объективно в процессе дифф. и специал. деят. по управл. организацией.
А.Файоль "Общее и промышл. управл."Управлять - значит вести организацию к её цели, извлекая макс. возможн, из всех имеющ. ресурсов.
Комплекс работ по руководству предпр. (Деятельности):
-технологическая
-коммерческая
-финансовая
-обесп. безопасн.
-отчетная
-по управлению
Полная функция менеджм. - некий функционал, переменная величина, заданная на множ. функций менеджмента, зависит от их взаимодействий.
(по Файолю)Функция менеджм. - "административные операции" деят по управл. орг-ей: 1.Предвидение-прогнозирование
2. Организация-деталищация задач
3. Распорядительство
4. Координация
5. Контроль
(совр.)Функции:
1. Планирование(в т.ч. прогнозирование) - вид деят.,связанный с постан. целей, задач, опр их последствий, и разработки прогр. действий для дост. пост. целей в будущем; оптимальное распределение ресурсов для достиж. пост. цели
Содержание:
-выявл. возможностей постан. целей и задач
- составл. прогр. действий
-выявл. необх ресурсов и источн.
-опред. с непоср. исполнителей и доведение до них планов
2. Организация - созд. и соверш. структуры и правил функционир. её элементов; образование и соверш. связей между частями целого для обесп. выпол. решения с организац. стороны.
Содержание:
-раздел управленч. задач, делегирование ответств. и полномочий
-установл. взаимосвязи между различными видами работ
-приспособл. организационной структ. к задачам намечаемой деят-и
-подбор людей для конкр. работы
3. Мотивация - сист. возд-я на психику персонала, формирования совок. мотивов и стимулов, отв. за побужд. к действиям
Содержание:
-установл. принципов и набора мотивов и стимулов
-созд. атмосферы, благопр. для мотивации работников
-активное общение со своими сотрудниками
4. Коммуникации - процесс обмена информ., данными, сведениями, опытом персонала, позвол. координировать деятельность внутри орг. и налаживать внешние контакты.
Содержание:
-устан. норм и правил отношений персонала и закр. за ними комм. связей
-опр. процедур и операции, осущ. с информацией
-установл. сист. документооборота
-осущ. изменени в соотв. с информ.
-систематический процесс получения, обмена, фильтрац., и интерпретации необх. информ.
5. координация - процесс дотиж. согласованности в работе всех звеньев организ., путем установл. связей между ними. Содерж:
-доведение и распред. деят между исполнителями
-предвидение проблем и трудностей
-устранение перебоев в системе
-обеспеч. взаимодействия разл. частей организации
6. принятие управл. реш. - творческое и волевое целенапр. воздейств. субъекта упр-я, состоящее в выборе цели, программы и способа деят. объекта упрал, снимающее противоречие орг. проблемы
7. Контроль - процедура сопост. и проверки соотв. фактически достигнутых результ намеченным:
-установл. стандартов
- измерение фактич. получ. результ.
Прогнозирование
– функция, позволяющая выявлять причинно-следственные связи, факторы и тенденции, приведшие к нынешнему состоянию организации, и по их результатам сформулировать прогноз возможных изменений в будущем. Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.
Для осуществления прогнозирования необходимо совершить:
- Анализ процессов и определение причинно-следственных связей
- Попытки предвидеть будущее, выявление ключевых проблем
- Анализ и сопоставление различных вариантов развития организации
- Анализ неопределенности
Методы прогнозирования:
А) Поисково-технологическое – перемещение в пространстве технологий от более низкого уровня к более высокому и установление тенденций развития ситуации на основе имеющейся информации. Методы: экстрополяция (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его), моделирование.
Б) Нормативное – перемещение от потребностей к технологиям и средствам реализации. Методы: ПАТТЕРН (помощь прогнозирования), Метод Дельфи, интерполяция (способ приближенного вычисления значения величины, находящегося между двумя известными значениями), экстрополяция.
В) Метод сценариев – декомпозиция прогноза, предусматривающего выделение набора отдельных вариантов развития событий в совокупности, охватывающий весь спектр действий. Методы: согласование мнений, комиссий, матриц взаимодействия.
Планирование
– систематический поиск и разработка возможной последовательности действий, позволяющих достичь желаемой цели и прогнозирование их последствий в условиях, заданных прогнозом. Систематический процесс принятия управленческих решений, ориентированных в будущее.
Принципы планирования:
- Полнота (учесть все)
- Необходимая степень детализации (определяется целью планирования и степенью охвата)
- Простота, логичность, ясность.
- Эластичность и гибкость: использование плановых резервов; учет множественности возможных альтернатив; отсрочка деталей планирования до выяснения всех условий и факторов; вариантность (выравнивание при планировании, экономичность)
Виды планирования:
1) Последовательное новый план составляется по истечении срока действия предыдущего
2) Скользящее по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.
3) Жесткое конкретно указываются все цели и мероприятия
4) Гибкое учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом
5) Общее- долгосрочное основополагающее, концепция фирмы
6) Стратегическое долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала
7) Тактическое- условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.)
8) Оперативное конкретных действий на краткосрочный период
12.Организация планирования
Следует определить:
1) Объект планирования (что планируется)
2) Субъект планирования (кто планирует)
3) Период (горизонт) планирования
4) Средства планирования (компьютерное обеспечение)
5) Методику планирования
6) Согласование планов
Этапы планирования:
1) Целеполагание
2) Подбор, анализ и оценка способов достижения цели
3) Составление перечня необходимых действий
4) Составление программных работ
5) Анализ ресурсов
6) Анализ разработанного варианта плана
7) Подготовка плана действий
8) Контроль за выполнением, внесение изменений.
Методы планирования:
Балансовый – установление материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях на различных этапах развития предприятия. Метод применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих источники образования ресурсов и потребностей в них.
Опытно-статистический – ориентация на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстрополяции которых определяется план искомого показателя. Метод: расчет по средней арифметической, расчет скользящей средней, экспертный.
Нормативный – использование норм и нормативного расхода живого и общественного труда для определения переменных величин. Метод: технико-экономического расчета.
Экономико-математический – накопление количественных выражений взаимосвязей между сложными социально-экономическими технологиями и другими процессами.
Система планов коммерческой организации:
1) Маркетинговый план
2) Производственный план
3) План технического и организационного развития
4) План повышения экономической эффективности и рентабельности производства
5) План капитальных вложений и капитальное строительство
6) План материально-технического обеспечения
7) Финансовый и кассовый план
8) План охраны природы
9) План социального развития.
Организация деятельности
– совокупность операций, установленные постоянные или временные взаимоотношения между элементами системы, определяющими порядок и условия ее функционирования, направленные на создание необходимых условий для достижения поставленных целей.
Организация деятельности:
1) Формирование структуры организации
2) Распределение функций и задач
3) Обеспечение ресурсами
4) Контроль
Распорядительство – реализация властных полномочий, связанных с решением актуальной ситуации в устоявшейся системе властных отношений.
Мотивац. менеджмент
– тип совр. упр-я, в кот. гл. приоритеты отданы мотивированию деят-ти менеджмента.Круг проблем мотива-ционного менеджмента:
Мотивация– процесс пробуждения себя и дру-гих к деятельности, её рез-там, отн-ю к работе, кач-ву для достиж-я личных целей и цели организации. Мотивы– совок-ть дви-жущ. причин, психол-ки обуславливающих повед-е, действия и деят-ть людей. 3 вида: мотивы-побуждения – истинные, реальные мотивы, активизир-е к действиям; мотивы-суждения– провозглаш-е и открыто признав-е всеми объясн-я повед-я; мотивы-тормоза – удерж-ют человека от опр. действий.
Мотивация как ф-я упр-я –процесс побужд-я индивидуума к деят-ти для достиж. целей орга
низации и/или личн. целей. Ф-ии мотивации:
1) оправдательная– позвол. оправд. человеку своё повед-е;
2) ориентирующая – напр-ет повед-е работни-ка в сит-ии выбора;
3) смыслообразующая – опред-т субъект. Знач-ть деят-ти для работника, выявляя её личност-ный смысл;
4) мобилизующая – мобил-ет силы работника для реализ-ии знач. для него видов деят-ти.
Потребность –осозн-е отс-е чего-либо, вызыв-е побужд-е к действию.
Вознаграждение –действия, вызыв-е раздр-е мотивов: 1)принуждение, 2)поощрение
1) материальные: денежные (з.пл., премии и т.п.), неденежные (соц. обесп-е, возм. карьерн. роста), функц-е (доп. навыки, проф. св-ва).
2) нематериальные: психологические, творчес-кие, своб. время.
Методы мотивации: Разъяснение; Воспитание;
Поощрения; Наказания; Личный пример.
Формы мотивации: По рез-там; по статусу (рангу).
Модель мотивации – взаимосвязанный набор принципов и факторов, создающих предпосы-лки для побужд-я работников предпр-я к высо-копроизводительной трудовой деятельности.
Содержательные концепции
основаны на идее иерархической дифференциации потреб-ностей и понимании того, что человек стре-мится к удовлетворению потребностей.
1)Теория мотивации (потребностей) А.Маслоу
1. Потр-ть более выс. уровня воз-никает после того, как удовлетв-на нижестоя-щая потребность. 2. Удовлетворённая потр-ть перестаёт вып-ть ф-ию побуждающего мотива.
Удовл-е в проц. труда | Вне проц. Труда | |
Потр-ти к самовыр-ю | Продвиж-е, обуч-е, про-явл-е творч. способностей | Образование, увлечения |
~в уваж-ии | Призн-е, высо-кий статус, доп. обяз-ти | Семья, друзья, обществ. груп-пы |
соц.потреб. | Раб. группы, клиенты, коллеги, начальники | Семья, друзья, группы |
Потр-ти в безоп-ти | Безоп-ть труда | Страх-е, соц. гарантии |
Физиол-е | з/пл, сносные усл-я труда | ?Пища, жильё, отдых? |
2)Теория приобрет. потребн-й Д.Мак-Клеланда – добавл-е к Маслоу потр-й власти, достиж-я успеха и соучастия. Потр-ть власти рождает стремл-е к лидерству, жел-е возд-ть на людей. Потр-ть достиж-я успеха – стремл-е чел. достичь поставл. целей более эффективно, необх-ть призн-я ценн-ти какой-либо работы и её рез-тов. Потр-ть людей в соучастии – потр-ти быть не только исполн-лем, но и инициато-ром, необх-ть общения и контактов.
3)Двухфакторная модель мотив-и Ф.Герцберга
1. Мотивация: успех, продвиж-е по службе, призн-е и одобр-е рез-тов работы, выс. степ. ответств-ти, возм-ть творч. и делового роста
2. Гигиенические ф-ры: политика фирмы и администрации, усл-я работы, заработок, межличностные отнош-я, степень контроля
1. Гигиенические ф-ры либо дают, либо не дают развиться чувству неудовл-ти работой. Если они достаточны, то могут мотивировать.
2. Мотиваторами явл-ся ф-ры 2 уровня.
4)Теория мотивации ERG К.Альдерфера
3 типа потр-й: существования (existence), потр-ти в соц. связях (relatedness) и потр-ти роста (growth). В отл-е от Маслоу, допускавшего, что мотив-я может развив-ся только снизу вверх, от низш. потребн-ти к высш, Альдерфер утв-ет, что движ-е может идти в обоих напр-ях. Если усилия, направл-е на удовл-е потр-й какого-либо уровня, постоянно оказ-ся безус-пешными, то чел. может вернуться к повед-ю, удовл-му более простые, с т. зр-я возм-ти их удовл-я, потребности. Любая потр-ть может актуализироваться независимо от удовл-я др. потребностей.
Процессуальные концепции
осн. на учёте того, как чел. распред-ет усилия для достиж-я различных целей.
1) Теория ожиданий В.Врума: Наличие активн. потр-ти не явл-ся единственно необх-мым условием мотив-ии человека для достиж-я опр. цели; Человек обычно надеется на то, что выб-ранный им тип повед-я приведёт либо к мора-льному удовл-ю, либо к приобр-ю желаемого.
Оценка личностью вероятн-ти опред. события
опирается на связи след. ф-ров:
-затраты труда – рез-ты;
-рез-ты – вознаграждение;
-валентность (удовлетворенн-ть вознагр-м) – перспективы.
Мотивация = ЗР x РВ x ВВ
2) Теория справедл-ти С.Адамса, Р.Гудмана: Человек субъект-но опред-ет отн-е получ. вознагр-я к затраченным усилиям и затем соотносит его с вознагр-ем др. людей, вып-х аналогичную работу; Если сравн-е показ-ет дисбаланс и несправедл-ть, то у сотрудника возн-ет психологическое напряжение; Для снятия напр-я необх-мо индивид-но мотивир-ть работника
3) Комплексная теория мотивации Л.Портера – Э.Лоулера – совмещ. модели ожид-я и справе-дл-ти. Мотивирующие факторы:
-затрач-е уси-лия;
-восприятие;
-получ-е рез-ты;
-вознаграждение;
-степень удовлетворённости
Уровень затрач-х усилий опред-ся ценн-ю вознагр-я и степенью уверенн-ти в том, что эти усилия действит-но повлекут за собой опред. уровень вознаграждения. Достигнутые рез-ты зависят от прилож-х сотрудником усилий, его способн-й и характерных особенн-й,осознания своей роли в процессе труда. Достигнутые рез-ты могут повлечь внутренние вознагр-я (удовл-е от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения) и внешние вознаграждения (похвала руковод-ля, премия, продвижение по службе).