Процессный подход к организации и управлению деятельностью предприятием. Понятие офиса

Введение

Любая управленческая деятельность в любой организации связана с информацией. Организация как структура – это система объективно необходимых для ее управления функций, распределенных по уровням и звеньям управления, для эффективной реализации которых необходимо своевременное информационное обеспечение.

Основная роль аппарата управления заключается в обработке информации. Он получает информацию в самых разных формах. Это могут быть данные, выдаваемые компьютером в электронной форме; документы, передающие информацию в численной или цифровой формах; устная информация, передаваемая по телефону, часто в электронной форме.

В тех же формах управленческий аппарат и производит информацию. Между процессом получения и распространения информации аппарат управления выполняет ряд разнообразных действий. Он может преобразовать информацию (например, информацию о продажах в информацию о полученной выручке и выполненной работе); объединять информацию (например, информацию о продажах с информацией о закупках в информацию о товарно-материальных затратах); накапливать информацию (например, информацию о пробках для составления ежемесячных и годовых отчетов о доходах).

Весь объем информации, циркулирующий в организации, составляет важный для нее стратегический информационный ресурс. В современном быстро меняющемся мире скорость получения информации для выработки управляющих решений, эффективность ее обработки должны быть очень высокими.

По мере становления российского бизнеса к его руководителям приходит понимание того, что в успешном развитии компании одну из определяющих ролей играет эффективный офис-менеджмент.

Модуль 1. Документационное обеспечение управленческой деятельности в организации

Тема. Основные понятия офиса, организация офисной работы

План лекции

1. Процессный подход к организации и управлению деятельностью предприятием. Понятие офиса

2. Этапы развития офиса

3. Понятия и термины в сфере электронных документов

4. Организация работы с документами на предприятии

5. Основные преимущества и принципы электронного документооборота

Цели, задачи:

1. дать представление о процессном подходе к управлению деятельностью организации, о целях и задачах офиса,

2. ознакомить с основными этапами развития офиса,

3. дать представление о необходимости документационного обеспечения управления,

4. изучить понятия и термины в сфере организации документационного обеспечения управления,принципы и преимущества электронного документооборота.

Ключевые вопросы

1. Организация эффективной работы с документами – основа реализации процессного подхода к управлению деятельностью организации.

2. Документы – как средство описания процессов в организации, как инструмент распределения функций между работниками.

3. Виды деятельности, обеспечивающие документационную поддержку управления.

4. Основные проблемы неэффективного документооборота.

5. Пути улучшения документационного обеспечения управления.

6. Принципы и преимущества электронного документооборота.

Процессный подход к организации и управлению деятельностью предприятием. Понятие офиса

В последние годы над традиционными подходами к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия стал преобладать процессный подход, который обеспечивает создание эффективной системы управления предприятием, что особенно важно в современной, сложной и динамичной рыночной среде. В отличие от структурного подхода, основанного наорганизации управления деятельностью предприятия по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), их взаимодействия - через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня, процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.

Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятием понимается ориентация деятельности предприятия на бизнес-процессы, и ориентация системы управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия.

Бизнес-процесс - это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы компании, создает ценность и выдает результат потребителям (клиентам).

Вся деятельность организации представляется в виде деловых процессов - бизнес-процессов. Бизнес-процессы складываются из определенной совокупности бизнес-операций.

Бизнес-операция - совокупность действий, составляющих содержание одного акта производственной (или предпринимательской, или другой) деятельности.

Например, бизнес-процесс хозяйственной деятельности начинается с производства или закупки партии товара по заранее намеченному плану действий и завершается продажей товара и получением прибыли.

Процессный подход подразумевает:

· цельное описание технологий выполнения всех работ,

· документируемость технологий их выполнения,

· эффективную информационную поддержку.

Реализация практически всех бизнес-операций сопровождается оформлением и исполнением большого числа определенных документов, в которых сосредоточена основная информация предприятия. Организация эффективной работы с документами является одной из важнейших организационных задач. Для ее решения в состав каждого предприятия включается офис - самостоятельное структурное подразделение, поддерживающее функционирование организационной структуры управления бизнес-процессами. Основная цель работы офиса - обеспечение документами процессов управления и деловых процедур.

Задачами офиса являются:

· документирование принимаемых организационных, плановых, административных и управленческих решений.

Документирование – процедура создания документов, отражающих факты, события или показатели, получаемые при выполнении функций управления или деловых процессов;

· документационное обеспечение управления, охватывающее процессы документирования, организации работы с документами в процессе управления;

· получение, фильтрация и распределение потоков внешней и внутренней информации руководителям и исполнителям подразделений в соответствии с их полномочиями;

· контроль их исполнения, анализа качества и сроков исполнения;

· организация хранения, поиска документов и выдачи документов, необходимых для выполнения функций управления или деловых процессов и процедур. Деловая процедура – последовательность определенных операций, совершаемых сотрудниками организации для решения какой-либо задачи в рамках деятельности организации.

На входе и выходе офиса не материальные изделия, а «бумаги», фиксирующие решение, принятое должностным лицом или организацией в целом. Операционно работа служащих офиса складывается из чтения документов, их подготовки, размышления над изложенными в документах фактами. Основной функцией работы служащих в офисе является предоставление нужной информацией нужному человеку в нужное время.

Особенность работы офиса состоит в том, что он является не только источником информационных услуг, но и источником решений, регламентирующих поведение людей или распределение ресурсов в организации. Через офис организации проходят все ее информационные потоки.

Этапы развития офиса

Исторически офис прошел путь развития от конторы писаря до современных систем электронного документооборота (СЭД). Основные этапы развития:

· контора писаря,

· механизированный офис, в котором

- механическим способом написанные под копирку письма (что сократило время их написания);

- оперативный обмен информацией между офисами посредством почтовой связи, телеграфа и телефона, что позволило принимать решения на базе более полной информации и в более сжатые сроки;

- подготовка квалифицированных кадров с тем, чтобы клерки, бухгалтеры и другие счетные работники не занимались составлением окончательных документов.

В результате этих изменений значительно повысилась продуктивность аппарата управления. С изменением техники происходили изменения в аппарате организации управления и его функциях. Оснащенный техникой аппарат управления создал предпосылки для развития современных бюрократических организаций, крупных корпораций, государственных органов, потому что он обеспечивал их жизненно важной информацией и средствами для обработки документов,

· электрифицированный офис, который позволил повысить уровень делопроизводства, продуктивность аппарата управления, качество документов, оперативность передачи информации благодаря широкому применению электрических пишущих машинок с заменяемыми головками, копировальных устройств, портативных диктофонов и факсимильных устройств;

· электронный офис – система автоматизации работы учреждения, основанная на использовании компьютерной техники. Отличительной чертой перехода к «электронному офису» явилось получение возможности использовать технику для обработки содержания информации. Развитие программного обеспечения обеспечило решение задач электронного делопроизводства и документооборота, электронного архивирования, быстрого поиска документов и распределенного доступа к ним. Электронный архив документов позволил решить задачи систематизации, архивации, хранения и управления документами в рамках задач делопроизводства для любого офиса;

· виртуальный офис - является идеальным решением для удаленного управления бизнесом. Он существенно оптимизирует затраты на поддержание представительства компании в стране ее регистрации, сокращает расходы на аренду, заработную плату сотрудникам, расходы на оргтехнику и пр. Организации, использующие виртуальный офис, получают реализацию офисных услуг коллективного пользования, включающих в себя:

- служебный почтовый адрес организации для получения корреспонденции;

- услуги пересылки входящей почтовой корреспонденции на указанный адрес;

- электронный адрес в стране регистрации офиса с возможностью переадресации корреспонденции;

- виртуальный телефонный номер (выделенный номер) - номер выбранной страны и города;

- приём факса на персональный номер с передачей сообщений на адрес электронной почты в любой стране мира,

- обслуживание входящих звонков, услуги секретаря. Благодаря многоканальному телефону не может быть упущен ни один звонок;

- веб-хостинг и аренду переговорных комнат и конференц-залов для деловых встреч.

Следует упомянуть, что в настоящее время виртуальный офис имеет организационные недостатки:

- множество компаний могут использовать один и тот же адрес;

- недостаток государственного регулирования и как следствие ненадежные провайдеры;

- благодаря лёгкому процессу регистрации среди пользователей действует множество мошенников.

Для борьбы с мошенниками разработан Формуляр почтовой службы 1583 (Postal Service Form 1583), регулирующий работу почтовых служб. Согласно этому постановлению коммерческие почтовые службы считают противозаконным получать почту анонимно либо под вымышленным именем.

Наши рекомендации