Теория отношений X-Y Д.Мак-Грегора

Менеджер может прямо или косвенно регули-ровать, изменять поведение сотрудников на рабочем месте, управлять различными аспек-тами этого поведения. МакГрегор утв-ет, что сущ-ет по меньшей мере 2 подхода, кот. мене-джеры исп-ют для упр-я подчинёнными. Эти подходы явл-ся следств-ми двух разл. взглядов на природу чел.: принципиально негативного («теория X») и принцип-но положительного («теории У»).

Теория X: -персонал организации ленив;

- не любит работать;

- избегает ответственности;

- предпочитает быть исполнительным

- не проявляет инициативы

Теория Y:- работа желанна для персонала;

- сотрудники способны к самоконтролю;

- при положительном опыте, стрем-ся брать на себя ответственность;

- интерес зависит от уровня морального и материального вознаграждения.

Теория X предполагает, что люди в своем большинстве нужд-ся в принужд-и, строгом и постоянном контроле и стимулир-е к добросо-вестной работе предпол-ет наказ-е или страх перед возможным наказанием. В контексте концепции А. Маслоу, те менеджеры, которые следуют теории X, убеждены: людьми упр-ют потребности низших уровней. По мнению МакГрегора, такой подход в открытой или замаскир-й форме наиболее распространён среди менеджеров. Сам МакГрегор был убеж-дён в большей валидности теории Y и был пропагандистом идей широкого участия всех членов организации в процессах подготовки и принятия решений, наделения сотрудников большей ответств-ю и возм-ю рисковать, а также указывал на важность оптим-х группо-вых отношений как ф-ра индивид. мотив-ии.

2)Теория отношений “Z” У.Оучи– обосн-е коллективистских принципов мотивации работников исходя из ценн-й предпр-я как одной большой семьи. Главным мотиватором персонала явл-ся клановая корпорация.

Призн-ми такой корпорации являются: пожизненный наем, созд-й твёрдые гарантии занятости и сопричастности к общ. судьбе организации; медленное продвиж-е по службе; универс-й хар-р квалиф-ии, шир. коммуника-ции; коллект-й, основывающийся на согласо-ваниях метод принятия реш-й и групповая ответств-ть; шир. свобода действий и нечётко выраж-й механизм контроля; пост. забота о соц. и экономических потребностях работни-ков; регулярное присутствие руководства на производстве; доверит-е товарищеское обще-ние руковод-лей с подчинёнными; гласность, эгалитаризм (высокая степень равенства доходов), сглаженность равных различий; системат-е культивир-е здоровой соц. обста-новки, корпоративных ценностей и предан-ности организации.

Коммуникации

– процесс обмена инф-ей, встроенный во все осн. виды управленч-й деят-ти.

Теория отношений X-Y Д.Мак-Грегора - student2.ru

Ф-ии коммуникаций: 1.информативная – передача данных, фактов, сведений;

2.Интерактивная – организация взаимод-я между людьми; 3.Перцептивная – воспр-е друг друга партнёрами и установление взаимопони-мания; 4.Экспрессивная – возбужд-е или изме-нение хар-ра эмоциональных переживаний.

Организационные коммуникации– совок-ть коммуник-й, выстраиваемых на основе обще-ния, опр-го инф-ей о самой орган-ии, её целях, задачах и хар-ре функционир-я. Классифик-я:

· Внешние – коммуник-ии между орган-й и средой;

· Внутр-е - ~ внутри организации между раз-личными уровнями и подразделениями;

· Формальные - ~, кот. опред-ся взаимосв-ю уровней упр-я и функциональных отделов;

· Неформальные – канал распростр-я слухов;

· Межличностные – устное общение людей между собой;

· Горизонтальные - ~ между различными отделами организации;

· Вертикальные – передача инф-ии внутри организации с уровня на уровень

Коммуникационный процесс. Осн. цель – обе-спечение использ-я и поним-я информ-ии.

Информация

Теория отношений X-Y Д.Мак-Грегора - student2.ru

Хар-ка коммуникац. Каналов

Теория отношений X-Y Д.Мак-Грегора - student2.ru

Информация – 1)одна из 3 фунд. субст-й (вещ-во, эн-я, информ-я), ф-ма сущ-я материи, охва-тывающая л. продукт мыслит. деят-ти, прежде всего – образы и знания об объекте упр-я.

2)л. сообщение о чём-либо, полезное для упр-я

3)свед-я, данные, явл-ся объект. хран-я, обра-ботки и передачи и исп-е в проц. анализа и выработки реш-й в упр-ии.→ Управленческая информ-я – совок-ть свед-й о внутр. и внешн. сост-ии упр-емой системы (объекта упр-я), исп-мых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Классиф-я инф-ии:

По ф-м упр-я: инф-я для прогноза и планир-я, организ-ии, контроля, мотивации, исследов-я;

По сферам управленч-й деят-ти: эконом., соц., техн., организационно-правовая;

По источникам возникн-я и поступл-я: информация входящая и исходящая, внешняя и внутренняя;

По степени обработки: первичная и вторичная, простая и сложная;

По возм-тям использ-я: полезная (релевантная) и избыточная;

По времени поступл-я: непрерывная и дискретная.

Св-ва информ-ии: -соц.значимость;

-средство коммуникаций;

-превращ-е информ-ии в знания по мере накопл-я;

-колич-я и кач-я определённость;

-ценность (стоимость);

-превращение информации в товар.

Хар-ки информации:-кол-во (сообщение, уменьшающее неопределённость);

-актуальность (уменьшение ценности с теч. времени);

-логичность и понятность, обеспечив-е её усвоение;

-объективность;

-достоверность;

-степень открытости (публичная, конфиденц-я, секретная)

Координация

– функция, направленная на согласование активностей элементов достижения общих целей. Обеспечивает целостность и устойчивость организации. Процесс воздействия руководителя на сотрудников, путем установления рациональных связей между ними.

Главная цель координации — это достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними

Разновидности:

1) Превентивная – предвидение проблем

2) Устраняющая – устранение пробоев в системе

3) Регулирующая – сохранение схемы работы

4) Стимулирующая- улучшение деятельности даже при отсутствии проблем

Механизмы:

1) Взаимное согласование,

2) Прямой контроль,

3) Стандартизация рабочих процессов,

4) Стандартизация выпуска

5) Стандартизация квалификации.

Традиционные формы координации:

1) Совещания

2) Личные контакты между руководителями

3) Согласование документов

4) Компромисс

5) Координация в работе над документами

Контроль в менеджменте: сущность, предназначение и задачи, разновидности контроля, принципы его осуществления. Процесс и этапы контроля, их сущность. Концепции: внутренний контроль, внешний контроль, контролинг.

Контроль в рамках предприятия означает всю совокупность мероприятий, средств и механизмов, направленных на обеспечение соблюдения сотрудниками предписанных норм и правил поведения при выполнении возложенных на них задач и осуществлении полномочий

Контроль - функция управления, связанная с проверкой соответствия на данный момент времени текущих параметров элементов системы управления заданным для них ранее критериям.

Значение контроля

Для предприятия: контроль является необходимым условием достижения предприятием поставленных целей;

Для сотрудников: контроль обеспечивает обратную связь в системе управления, дает сотруднику возможность узнать оценку своей работы, а также внести необходимые коррективы в свою деятельность.

Контроль можно также классифицировать:

- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);

- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);

- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);

- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Общепризнанные принципы:

- осмысленность и однозначное восприятие стандартов сотрудниками;

- двустороннее общение с сотрудниками;

- достаточность контрольных мероприятий и действий;

- установление жестких, но достижимых стандартов;

- вознаграждение за достижение установленных стандартов и норм.

Критерии оценки контроля:

- эффективность контроля;

- эффект влияния на людей;

- выполнение задач контроля;

- границы контроля (ограничения контроля).

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления);

3. Планирование проверки:

- объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);

- проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);

- субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);

- методы контроля;

- объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);

- сроки и продолжительность проверок;

- последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений действительных и предписанных;

5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка);

6. Выработка решения, определение его веса;

7. Документирование решения;

8. Метапроверка (проверка проверки);

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет);

10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Концепции:

Внутренний контроль, выступает как система мер, обеспечивающих нормальную работу организации в сферах качества выпускаемой продукции, использования сырья, финансов, соблюдения конструкторских и технологических требований и т.п. Такой контроль осуществляют специальные подразделения этой же организации, подчиняющиеся либо её первому руководителю, либо руководителю, персонально отвечающему за контроль. Как правило, это службы технического контроля, ведущие входной контроль поступающего сырья и комплектующих изделий, промежуточный контроль на разных этапах производства, выходной контроль и испытания готовой продукции перед передачей её покупателю и послепродажный контроль в период эксплуатации её покупателем.

Внешний контроль- контроль со стороны организаций, не связанных с контролируемой организацией ни экономически, ни административно и действующих на основе законов или правительственных постановлений. К этим контролирующим организациям относятся налоговые, пожарные, санитарные, экологические, архитектурно-строительные инспекции, различные технические инспекции типа ГИБДД, Госгортехнадзор и т.п., являющиеся государственными органами

Контроллинг как отдельная служба в организации занимается анализом отчётности отдельных подразделений и организации в целом. Под контроллингом понимают концепцию и методологию эффективного управления организацией в целях обеспечения её стабильного существования на рынке.

Основной механизм реализации контроллинга заключается в том, что на каждом этапе определяются фактические затраты на определённую группу работ, которые затем сравниваются с плановыми показателями.

Этапы контроллинга

• подготовка бюджетов для каждого подразделения организации и последующее сведение их в общий бюджет организации, то есть фактическое прогнозирование прибылей и убытков;

• выявление фактических расходов и доходов по бюджетным статьям;

• сравнение реальных расходов и доходов с запланированными в бюджете;

• выявление причин (финансовых и нефинансовых) отклонения реальных расходов и доходов от запланированных в бюджете;

• принятие мер (финансовых и нефинансовых) для приведения текущих результатов в соответствие с бюджетом.

Принципы контроллинга

• Принцип движения и торможения. Разработка обоснованных стратегических решений, а так же выявление тормозящих факторов и лиц.

• Принцип своевременности. Контроллинг как функция ориентирован на будущее и служит раннему выявлению новых возможностей и угроз для организации.

• Принцип стратегического сознания. Позволяет оценивать любое действие, любое решение с позиций его соответствия стратегическим планам и программам.

• Принцип документированности. Создание условий для проверки реальности решения задач и достижения каких-либо целей.

Определения, сущность менеджмента и предпринимательства, взаимосвязь между ними. Обязательные условия предпринимательства. Функции предпринимательства. Разновидности и сущность предпринимательства.

Менеджмент– это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка. Это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Родоначальник менеджмента – Фридерик Уинслоу Тейлор.

Менеджмент – это научная и практическая концепция экономического управления производством и эффективного управления фирмой в условиях цивилизованного предпринимательства.

Ж.Б.Сей. функции предпринимательство является Соединение и комбинация различных факторов производства.

Предпринимателем может быть любой субъект, который внедряет в борьбу что-либо новое . Ёзеф Шульбете

Предпринимательство– инициативная самостоятельная деятельность, которую субъект бизнеса, владея, пользуясь, либо распоряжаясь полностью или частично материальными благами, осуществляет на свой риск под свою финансовую или имущественную ответственность, для создания продукции, оказания услуг и выполнения работ с целью получения прибыли.

Предприниматель – это человек, способный понять структуру потребностей клиента, сочетая это понимание с рациональной тратой капитала и других источников для создания экономической ценности и с необходимой энергией для создания собственного дела.

Обязательные условия предпринимательства:

-Частная собственность

-Самостоятельность и независимость

-Возможность свободного доступа на рынок

-Субсидиарная и юридическая ответственность

Функции предпринимательства:

-Социальная

-Хозяйственно-экономическая

-Маркетинговая

-Инновационная

-Ресурсная

-Организационная

Разновидности предпринимательства:

1) Производственное

2) Коммерческое

3) Финансово-кредитное

4) Консалтингово-аудитское

5) Инжиниринговое

6) Информационное

Содержание предпринимательской деятельности. Типовые схемы производственного и коммерческого предпринимательства. Понятие и сущность предпринимательской сделки.

Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.

Содержание предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может осуществляться двумя путями:

1) непосредственным производством какого-либо товара, продукта или услуги;

2) производством посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю.

Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы.

В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

1.получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств; 2. удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства с целью удовлетворения явного или потенциального спроса.

Типовая схема производственного предпринимательства:

1. избрать вид производственной деятельности: какие товар, работы, услуги намерен производить.

2. Маркетинговая деятельность – контакт с потенциальными потребителями в целях выявлния потребности в товаре и спросе на него.

3. приобретение средств производства: нанять рабочую силу, купить производственные фонды, материалы, инфомацию.

4. собственно основная производственная деятельность

5. осуществление предпринимательской сделки, которая связанна с денежными затратами.

6. реализация потребителю определенного объема произведенного товаров с получением за них денежной выручки.

Схема коммерческого предпринимательства:

1. Выбрать вид товара для коммерции

2. Маркетинговый анализ

3. Найм работников для закупки, транспортировки, продажи товара, проведение рекламной компании

4. Привлечение денежных средств для финансирования сделки

5. Получение товара для последующей продажи

6. Реализация товаров покупателю, получение выручки, уплата налогов

Сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей в интересах получения взаимной выгоды Осуществление предпринимательской сделки неизбежным образом связано с денежными затратами (Дз), которые можно определить следующим образом: Дз = Др + Дм + Дс + Ди + Ду, где Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников; Дм - денежная оплата стоимости приобретаемых материалов, сырья, энергии, полуфабрикатов;Дс - денежные фонды, связанные с использованием основных фондов, средств труда, сооружений, помещений; Ди - денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации; Ду - оплата услуг сторонних организаций и лиц. В зависимости от специфики направлений коммерческо-предпринимательской деятельности различают: сделки купли-продажи, лизинговые сделки, бартерные сделки, сделки аренды и т.д. Сделки могут быть односторонними, двусторонними или многосторонними.

23. Сущность понятий: «предприятие», «проект», «фирма». Теоретические модели предприятия: неоклассическая, институциональная, эволюционная, предпринимательская, агентская, интеграционная модель, модель выживания. Их предназначение, сущность и основные характеристики. Общие требования к предприятиям.

Предприятие – коммерческая организация, самостоятельный хозяйственный субъект, действующий в определенной сфере деловой активности и производящий продукцию в целях удовлетворения потребностей.

Фирма – синоним понятия предприятия, юридически самостоятельная предпринимательская единица.

Проект— это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Теоретические модели предприятия :

1. неоклассическая модель предприятия – объект, преобразующий исходных материальные, трудовые, финансовые и иные ресурсы в продукцию с помощью набора специфических технологий.

2. институциональная модель предприятия основана на сопоставлении двух видов отношений
а) между фирмами, взаимодействующими на рынке.
б) между подразделениями одной фирмы

3. эволюционная модель предприятия рассматривает его как биологическую систему, поведение которой определяется:
а) взаимоотношениями между его членами
б) принятыми правилами принятия решения

4. предпринимательская модель предприятия – фирма, как сфера приложения предпринимательских инициатив и имеющихся у него предпринимателя или доступных для привлечения ресурсов.

5. «агентская» модель предприятия – описание взаимоотношений между собственником фирмы и ее менеджером.

6. интеграционная модель предприятия – комплексный учет специфики фирмы как относительно целостной и самостоятельной социально-экономической системы, интегрирующей во времени и пространстве процессы производства, реализация продукции и воспроизводства.

7. выживания предприятия – фирма, действующа в нестабильной среде и не способная приспособиться к постоянным измененим, руководствуется основной целью – выжить

Общие требования к предприятиям

1. адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке

2. создавать условия для минимизации внутрифирменных и транзакционных издержек для устойчивого функционирования на рынке

3. уделять самое пристальное внимание системе внутрифирменного принятия управленческих решений

4. формирование позитивной целенаправленности мотивации работников предприятия

5. взаимоотношения между менеджментом и собственниками предприятия д.б. скоординированы с интересами бизнеса, как процесса

6. сохранение и развитие предприятия требует сбалансированности между производственно-реализационными и воспроизводственно-снабженческими процессами

Наши рекомендации