Современные подходы к управлению предприятием

Организационная структура и механизм управления предприятием

1. Современные подходы к управлению предприятием

2. Механизм управления предприятием

3. Организационная структура управления предприятием

Современные подходы к управлению предприятием

Без эффективного управления невозможно успешное функционирование и развитие промышленного предприятия.

Управление – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

В настоящее время выделяют четыре школы управления, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

1. подход с точки зрения научного управления: школа научного управления,

2. административный подход – классическая (административная) школа,

3. подход с точки зрения человеческих отношений и науки о поведении- школа человеческих отношений,

4. подход с точки зрения количественных методов – школа науки управления (количественная).

Все вышеперечисленные школы получили свое развитие в первой половине ХХ в. Сторонники школы научного управления стремились доказать, что управлять можно опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

В отличие от Тейлора Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение классической школы (школы административного управления), старался взглянуть на предприятие с точки зрения широкой перспективы, выделить общие характеристики и закономерности его функционирования. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Данные принципы затрагивали два основных аспекта: материальный и социальный.

Первый включает труд, средства и предметы труда в их совокупности; второй – отношения людей в процессе труда, которые и стали предметом исследования Файоля. По его мнению, администрирование составляет часть управления, которое включает шесть основных групп операций управленческой деятельности [63, 64]:

1. техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);

2. коммерческую (закупка, продажа, обмен);

3. финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

4. охранную (охрана собственности физических лиц);

5. учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

6. административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Первыми, кто уделил внимание психологическим и социальным мотивам, были ученые гарвардского университета Э. Мэйо, Ф. Ролитсберг, Г. Мюстенберг и другие, оформилась так называемая «школа человеческих отношений». Эти ученые исследовали человеческое поведение, отношения работников в коллективе, проблемы конфликтов и сотрудничества.

Мэри Паркер Фоллет, еще одна представительница «школы человеческих отношений», изучала влияние социально-психологические отношений на результативность труда в малых группах. Она предположила, что капитал и труд принесут наиболее эффективные результаты только при правильном построении системы мотивации и учете интересов не только управляющих, но и работников.

Основная трудность практики управления заключается в том, что современные организации внутренне неоднородны, являясь так называемыми социотехническими системами. Каждая такая система состоит из целого ряда подсистем, согласованных иерархически (субординация) и «горизонтально» (координация). Руководитель должен собрать информацию обо всех существующих элементах организации, чтобы диагностировать проблемы и предпринимать корректирующие действия.

Количественная школа в своих исследованиях опирается на три методологических подхода: системный, процессный и ситуационный. Основоположником теории систем (системный подход) был Л. фон Берталанфи. Согласно системному подходу, предприятие представляет собой систему, под которой следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, вносящих свой вклад в функционирование целого.

Ситуационный подход, возникший в конце 1960-х годов, развивает главный тезис системного подхода: организация – открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой. Поэтому причины того, что происходит внутри организации, надо искать вне её, в той ситуации, где она реально функционирует. В 1920-е годы уже был сформулирован закон ситуации: «Различные типы ситуаций требуют различных типов знания». Значит, необходим комплекс знаний и умение их выбирать в зависимости от конкретных условий для эффективного поведения в различных жизненных ситуациях. Процесс управления, согласно ситуационному подходу, имеет четыре основных этапа:

1. формирование управленческой компетентности руководителя,

2. предвидение и анализ возможных последствий от применения каких-либо методов по отношению к ситуации,

3. адекватная трактовка ситуации, определение её главных факторов (ситуационных переменных) и оценка воздействия на них,

4. согласование приемов управления с реальными условиями для достижения положительного эффекта.

Процессный подход впервые был предложен представителями школы административного управления, которые пытались описать функции руководителя, рассматривая их, как независимые друг от друга. А. Файоль насчитывал пять базовых управленческих функций: «Управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Выделяют такие функции как: планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Однако обычно существенные виды управленческой деятельности объединяют в небольшое число категорий, т.е. процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля и двух связующих функций – принятия решения и коммуникации для согласования базовых категорий (рисунок 1).

Современные подходы к управлению предприятием - student2.ru

Рисунок 1. – Функции управления

Наши рекомендации