Распределение и использование прибыли предприятия, факторы ее увеличения.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.
Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:
Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.
Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
Чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений (предпринимательский доход) используется для формирования:
· фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных и оборотных фондов предприятия (прирост капитала);
· фонда потребления (для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности и рентабельности предприятия);
· резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, других фондов, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.
Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на содержание объектов, предназначенных для культурно-просветительных работ, на пополнения собственных оборотных средств и др.
Фонд потребления - источник средств, зарезервированных хозяйственным субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления направляется на следующие цели:
-на выплату едиковременных вознаграждений по итогам работы за год;
-на выплату пособий;
-на оплату проезда;
-на выдачу беспроцентных ссуд;
-на установление надбавок к пенсиям работающим пенсионерам;
-единовременные поощрения работников;
-установление трудовых и социальных льгот;
-на выплату дивидендов по ценным бумагам.
Резервный фонд создается хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, кооператива, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями.
Существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:
первый путь — снижение себестоимости;
второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж.
Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:
I. Факторы — требования менеджмента.
· Достижение соответствующего уровня производительности труда.
· Обеспечение соответствующей оборачиваемости средств предприятия и прежде всего оборотных средств и их источников.
· Оптимизация переменных затрат предприятия.
· Оптимизация постоянных затрат, т.е. общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.
· Оптимизация структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств.
· Внедрение управленческого учета, совершенствование бюджетирования.
· Оптимизация затрат на снабжение.
· Управление затратами.
· Другие факторы.
II. Факторы, связанные с возможными резервами.
· Завоевание и освоение новых рынков.
· Расширение дилерской сети.
· Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции.
· Другие факторы.
Цель управлении прибылью предприятия: оптимизация планирования величины прибыли; получение, как минимум, запланированной прибыли; оптимизация распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.
46. Рентабельность предприятия и продукции: понятие, значение, система показателей рентабельности