Распределение и использование прибыли предприятия, факторы ее увеличения.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.

Чистый доход предприятия после уплаты налогов и отчислений (предпринимательский доход) используется для формирования:

· фонда развития (фонда накопления), что соответствует приросту основных и оборотных фондов предприятия (прирост капитала);

· фонда потребления (для повышения материальной заинтересованности работников предприятия в повышении эффективности и рентабельности предприятия);

· резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности, других фондов, если они предусмотрены учредительными документами, законами, требованиями практики.

Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на содержание объектов, предназначенных для культурно-просветительных работ, на пополнения собственных оборотных средств и др.

Фонд потребления - источник средств, зарезервированных хозяйственным субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления направляется на следующие цели:

-на выплату едиковременных вознаграждений по итогам работы за год;

-на выплату пособий;

-на оплату проезда;

-на выдачу беспроцентных ссуд;

-на установление надбавок к пенсиям работающим пенсионерам;

-единовременные поощрения работников;

-установление трудовых и социальных льгот;

-на выплату дивидендов по ценным бумагам.

Резервный фонд создается хозяйствующим субъектом на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерного общества, кооператива, товарищества, предприятия с иностранными инвестициями.

Существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

первый путь — снижение себестоимости;

второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж.

Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:

I. Факторы — требования менеджмента.

· Достижение соответствующего уровня производительности труда.

· Обеспечение соответствующей оборачиваемости средств предприятия и прежде всего оборотных средств и их источников.

· Оптимизация переменных затрат предприятия.

· Оптимизация постоянных затрат, т.е. общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.

· Оптимизация структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств.

· Внедрение управленческого учета, совершенствование бюджетирования.

· Оптимизация затрат на снабжение.

· Управление затратами.

· Другие факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами.

· Завоевание и освоение новых рынков.

· Расширение дилерской сети.

· Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции.

· Другие факторы.

Цель управлении прибылью предприятия: оптимизация планирования величины прибыли; получение, как минимум, запланированной прибыли; оптимизация распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.

46. Рентабельность предприятия и продукции: понятие, значение, система показателей рентабельности

Наши рекомендации