Использование и распределение прибыли на предприятии. Факторы роста прибыли

Прибыль формируется и распределяется в соответствии со следующими принципами:

прибыль, получаемая предприятием в процессе производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятиями как хозяйствующими субъектами;

прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов устанавливаются законодательно;

величина прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся у предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

По сути распределение прибыли следует рассматривать по трем направлениям: в бюджет государства, предприятию и собственникам. Пропорции этого распределения в значительной мере влияют на эффективность деятельности предприятия.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия. Некоторые аспекты распределения прибыли фиксируются в уставе предприятия. В соответствии с уставом предприятия или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонд накопления, фонд потребления, фонд социального развития. Схема распределения прибыли представлена на рис. 14.2.

Использование и распределение прибыли на предприятии. Факторы роста прибыли - student2.ru

Рис. 14.2. Схема распределения прибыли

Факторы, оказывающие влияние на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. К внешним относятся факторы, независимые от деятельности предприятия, но которые могут оказывать влияние на темпы роста прибыли (природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, штрафных санкций; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы; степень совершенства хозяйственного механизма, формирования и распределения прибыли и другие).

К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия.

Внутренние факторы в свою очередь делятся на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственныефакторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной деятельностью, социальными условиями. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, принимающих участие в формировании прибыли. Это предметы труда, средства труда и сам труд. По каждому из этих элементов выделяют группы экстенсивных и интенсивных факторов. К экстенсивным относятся факторы, отражающие объем производственных ресурсов (например, численность персонала, стоимость основных фондов, величина запасов товарно-материальных ценностей), их использование во времени (длительность рабочего дня, коэффициент сменности работы оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов и др.).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, ускорение оборачиваемости оборотных средств, внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий).

Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между чистым доходом от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и затратами на производство и сбыт реализованной продукции. Следовательно, сумма прибыли находится под влиянием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества продукции, структуры продукции, себестоимости отдельных видов продукции, уровня цен. На ее величину влияет соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками материальных ресурсов и покупателями продукции. Темпы роста прибыли зависят и от соответствия объема и структуры выпускаемой предприятием продукции общественным потребностям и платежеспособному спросу населения.

Контрольные вопросы

1. Сущность прибыли.

2. Функции прибыли.

3. Виды прибыли в соответствии с законодательством Украины, методика их расчета.

4. Направления распределения прибыли на предприятии.

5. Внешние и внутренние факторы роста прибыли.

6. Система показателей рентабельности на предприятии.

Наши рекомендации