Распределение и использование прибыли предприятия.

Получая прибыль, предприятие решает задачи ее использования. Характер направлений использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на пред­приятии, акционеры инвестируют развитие производства.

По сути, распределение прибыли следует рассматривать в трех направлениях: (бюджет, предприятие, собственники). Взаимоотношения предприятия и государства по поводу прибы­ли строятся на основе ее налогообложения. В российском законодательстве налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйствен­ной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности.

Налоги оказывают значительное влияние на формирование фи­нансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели на­копления и потребления. Начисление налогов проводится с отнесением их на различные источники.

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, ус­луг). (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Некоторые налоги включаются в состав расходов по производству продукции, т.е. относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается стоимость амортизируемого имущества. (соц. налог, транспортный налог, государственные пошлины, земельный, лес­ной, др.ресурсные налоги.

Другие налоги относятся на финансовые результаты хозяйствен­ной деятельности предприятия, т.е. уменьшают его балансовую при­быль: налог на прибыль, на имущество.

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансо­во-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после уплаты налога на прибыль,предприятие уплачивает некоторые мес­тные налоги.

Оставшиеся две трети полученной организацией прибыли могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учре­дителями) и самой организацией.

На предприятии распределению подлежит прибыль после упла­ты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также уплачи­ваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются сум­мы по экономическим санкциям.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формиро­вания фондов и резервов предприятия для финансирования потреб­ностей производственного и социального развития.

К расходам, связанным с развитием производства и финансиру­емым из прибыли, относятся расходы: на Научно-Исследовательские Опытно-Конструкторские Разработки; финансирование разработки и освоения новой продукции и тех­нологических процессов; затраты по совершенствованию техноло­гии и организации производства, модернизации оборудования; за­траты, связанные с техническим перевооружением и реконструкци­ей действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов, проведением природоохранных меропри­ятий. В эту же группу относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним. Накопленная прибыль пред­приятия может быть вложена им в уставные капиталы других пред­приятий.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся: выплата пре­мий за достижения в труде, расходы на оказание материальной по­мощи, пособия.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разде­ляется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. уча­ствующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на по­требление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер соб­ственного капитала предприятия.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет раз­мер резервного капитала. Отчисления в резерв­ный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост ре­зервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собствен­ности, характеризуют готовность предприятия к риску, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям при отсут­ствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

18. Виды цен и методы ценообразования на продукцию и услуги предприятия.

Виды цен.

1. Предельная цена на товар как максимально допустимая.

2. Цена, установленная в соответствии со стратегией «снятия сливок» на популярную марку нового товара.

3. Цена, установленная в соответствии со стратегией прочного внедрения на рынок. Часто это цена ниже цены конкурентов независимо от уровня качества нового товара.

4. Ступенчатые цены на товары одного параметрического ряда в рамках данного ассортимента данного продавца.

5. Цена лидера рынка.

6. Престижная, очень высокая цена на товары очень высокого качества.

7. Психологическая цена.

8. Цены на дополняющие комплектующие товары.

9. Скорректированные цены с учетом: транспортных расходов; географических и зональных особенностей условий потребления; базисного пункта первоначальной доставки товара; скидок; изменения спроса и цен конкурентов.

Методы определения цен.

1. На основе издержек (С) и рентабельности (R) товара:

Распределение и использование прибыли предприятия. - student2.ru

2. На основе установления норматива прибыли (Пн), обеспечивающей безубыточность предприятия при условии, что издержки производства оптимальные:

Ц = С + Пн.

3. На основе оценки экспертами качества товара и спроса на него (с учетом действия закона спроса и предложения):

Распределение и использование прибыли предприятия. - student2.ru

где n– количество экспертов – специалистов в данной области (не менее 7); – цена товара, установленная i-м экспертом.

4. На основе анализа динамики цен конкурентов в соответствии с законом конкуренции и предварительной рекламной продажи своего товара.

5. На основе закрытых торгов.

6. Математико-статистические методы: Ц = f (Хi), где Хi – i-й параметр товара.

При применении любого метода обязательны изучение рынка, прогнозирование развития продукции у конкурентов, прогнозирование организационно-технического уровня производства фирмы хотя бы на 5 лет вперед.

Этапы определения цен:

– маркетинговые исследования;

– прогнозирование организационно-технического развития предприятия;

– расчет своих издержек и лимитной цены;

– прогнозирование цен конкурентов;

– установление цены на свой товар на основе описанных выше рекомендаций.

Факторы, оказывающие влияние на методы определения: технические (качество или полезный эффект товара); экономические (себестоимость, инфляция, налоги); социальные (ВВП на душу населения, уровень бедности); психологические (ценность, осведомленность и др.); организационные (форма, условия, объем продаж); политические (демпинг с целью завоевания рынка).

По сфере проявления факторы делятся на:

– внешние: конкурентные преимущества по параметрам рынка, факторам производства;

– внутренние: конкурентные преимущества организации-производителя внутри системы.

По форме проявления факторов:

– инновации (внедрение патента на новый товар или на новую технологию, ноу-хау на новые методы управления);

– унификация и стандартизация объекта (увеличение программы производства).

В зависимости от стадии жизненного цикла:

– стратегический маркетинг (оптимизация ресурсосбережения, установление нормативов);

– НИОКР (совершенствование технологичности);

– ОТПП (совершенствование технологии изготовления);

– производство (внедрение статистических методов контроля качества продукции для сокращения брака);

– обращение (повышение качества сервиса товара, сокращение цикла продаж товара);

– эксплуатация (потребление).

В зависимости от структуры (формы) рынка: монополия (создание оригинальных патентованныхтоваров); олигополия (повышение качества информации о товаре); монополистическая конкуренция (прогнозирование цен основных конкурентов); чистая (совершенная) конкуренция (изучение спроса и предложения, их мониторинг, оперативное управление).

Время действия факторов определяет их виды: стратегические (инновации, автоматизация производства); тактические (повышение качества работ по тактическому маркетингу); оперативные (реализация мер по снижению удельных цен, учет, контроль и мотивация).

Наши рекомендации