Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия

Повышение рентабельности выпускаемой продукции является одним из важнейших условий увеличения при­были организации и в связи с этим организации необхо­димо путем анализа рентабельности производства выяв­лять причины увеличения объема нерентабельной продук­ции, оказавшей отрицательное влияние на результат по­лучения прибыли от реализации выпущенной продукции. В условиях рыночной экономики успех любой организации, занимающейся коммерческой деятельностью, за­висит от того, как не только возместить произведенные затраты на выпущенную и реализованную продукцию, но и получить достаточную долю прибыли, которая является успехом предпринимательс­кой деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность юридических лиц, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическим и физическим лицам.

Основное влияние на достижение конечного положительного результата организа­ции оказывает ценообразование, уровень которого зависит от политических, экономи­ческих, психологических и социальных факторов.

Если организация не придает серьезного значения вопросу ценообразования, то ею допускаются серьезные просчеты при установлении цены на выпускаемую продукцию или оказание услуги, что отрицательно сказывается на конечных финансовых результа­тах, способствует получению убытков и как конечный результат - возникновение бан­кротства.

В своей практической деятельности организация исходит из следующих факторов:

Конечным результатом деятельности на любом конкретном этапе - достиже­ние заданной рентабельности;

Как основа финансово-хозяйственной деятельности - долгосрочное финансовое планирование;

Ценовая политика рассматривается на определенный период и во взаимосвязи с финансовым планированием.

Иначе говоря, основная задача ценовой политики организации - выработка меха­низма ценообразования на основе имеющихся внутренних факторов, которые позволя­ют, учитывая внешние факторы, достигнуть положительного конечного результата на определенный период.

Более целесообразно собрать информацию по ценам по таким направлениям как:

- рынок товара;

- тип конкуренции;

- конкуренты;

- государственная политика;

- объемные и качественные показатели, связанные с производством конкретного вида продукции.

Тщательно изучая рынок товара, организация определяет также свои потенциаль­ные возможности производства и организаций - конкурентов на перспективу.

При определении цены на продукцию следует заранее знать конкретный тип и сре­ду того рынка, на котором предстоит реализовывать произведенную для продажи про­дукцию.

В условиях рыночной экономики налицо существование четырех типов рынков:

1. Рынок свободной конкуренции, предназначенный для большинства организаций, каждая из которых не может влиять на уровень текущих цен существенным образом.

Этот рынок характеризуется однородностью и взаимозаменяемостью предлагае­мых товаров, без каких либо ценовых ограничений. При этом снижение цен способ­ствует увеличению спроса.

На рынке свободной конкуренции ни одна из организаций не играет заметной роли, так как в условиях этого рынка цена складывается только под воздействием спроса и предложения, и организация ориентируется на тот уровень цен, который имеет место на этом рынке.

Но в этих условиях, если организация использует конъюнктуру, она может в опреде­ленное время повысить цену предлагаемой продукции с последующим ее снижением до уровня обычной, но это увеличит доходы организации.

2. Рынок монополистической конкуренции, на котором присутствуют организации с не вполне взаимозаменяемой продукцией. Продукция этих организаций отличается по качеству, оформлению, спросом потребителей, в результате чего - наличие широкого диапазона цен.

Этому рынку присуще - острая конкурентная борьба между организациями, диф­ференциация товаров, легкость проникновения на рынок.

Для участия на рынке монополистической конкуренции организации необходимо за­ранее определять специфические потребности покупателей из разных сегментов рын­ка, в этом случае наибольшая роль для достижения успеха отводится рекламе и при­своению товарам марочных наименований.

3. Рынок олигополистической конкуренции, которому присуща конкуренция для не­ большего количества организаций, предлагающих товары однородные и взаимозаме­няемые, а также отличающиеся друг от друга (в частности, электроника, автомобили и др.).

Участники указанного рынка тщательным образом следят за маркетинговой дея­тельностью своих конкурентов и изменением цен.

Как правило, на рынке олигополистической конкуренции цены всех организаций ме­няются в одном и том же направлении и в той же пропорции под воздействием рыноч­ных факторов.

4. Рынок чистой монополии, на котором присуще господство одного продавца, пред­ставляющего как государственную, так и частную организацию.

В то же время, в своей практической деятельности организации при определении цены исходят из нижеследующего:

- достичь заданный уровень рентабельности;

- в основу финансово-хозяйственной деятельности положить долгосрочное финан­совое планирование;

- краткосрочное планирование осуществлять исключительно в рамках долгосроч­ного планирования;

- ценовая политика рассматривается в неразрывной связи с финансовым планированием, являясь его неотъемлемой частью.

Особое значение при рыночной экономике приобретает определение порога рента­бельности продукции, то есть незначительная наценка. В этом случае незначительная (минимальная) наценка, соответствующая порогу рентабельности (самоокупаемости), определяется соответствующей службой организации на основе прогноза продаж, пла­на выпуска продукции и издержек по этому выпуску, плана предполагаемых дополни­тельных издержек и инвестиций.

После этого организация определяет расчетным путем прибыль, которая обеспе­чит заданную рентабельность, ориентируясь на рентабельность по отрасли, других развивающихся организаций, осуществляющих деятельность на аналогичных с орга­низацией рынках. Но при этом организация учитывает, что рентабельность как отрас­левая, так других конкурентов, может быть недостоверной.

Другим путем установления наценки является определение актива баланса как его средней величины от промежуточных значений в течение планируемого периода (за месяц).

В этом случае возмещение потерь возможно за счет повышения наценок на другие изделия, увеличения оборота по изделиям, по которым рентабельность ниже средней по расчету.

При рыночной экономике постоянно возрастает значение совершенствования ме­ханизма продвижения товаров на рынке, привлечение внимания потребителей. На практике к основным методам продвижения товаров на рынке относятся:

- предоставление покупателям бесплатных образцов продукции, что дает им воз­можность составить впечатление о предлагаемом товаре;

- испытание и проверка товара потребителем;

- непосредственное распространение купонов агентами по сбыту и рассылка их по отделениям связи, через средства массовой информации;

- гарантирование возврата денег в случае сдачи некачественного товара потребителям;

- приложение к товару мелкого подарка или пакета из нескольких товаров с пре­доставлением за это скидки;

- демонстрация товара непосредственно в пункте продажи.

Конечно, большинство из указанных методов связано со значительными расхода­ми и организацией тщательного контроля, но организация путем анализа определяет более эффективные методы продвижения товаров на рынке.

Каждая организация знает, что конечным результатом предпринимательской дея­тельности является прибыль - разность между выручкой от реализации продукции и всеми производимыми затратами, а следовательно повышение рентабельности.

К основным направлениям повышения прибыли можно отнести:

1. Рост выпускаемой продукции и ее реализация;

2. Повышение качества выпускаемой и реализуемой продукции, что способствует повышению цены;

3. Снижение издержек производства и обращения;

4. Период наибольшей продажи продукции;

5. Выработка критериев оперативности в принятии решений;

6. Ускорение научно-технического прогресса;

7. Экономическая связь с другими организациями и странами.

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru . (20)

Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции можно проводить внутризаводские и межзаводские сравнения как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам (37, С.145).

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru . (21)

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение (37, С.145).

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru (22)

По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по изменению ценовой политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам (37, С.146).

Исходя из приведенной формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние на ее изменение по сравнению с базисным периодом изменения цен на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru . (23)

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен на реализованную продукцию определяется по формуле:

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru (24)

Влияние фактора изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru (25)

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:

Экономические факторы увеличения прибыли и методы анализа рентабельности деятельности предприятия - student2.ru (26)

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.

Далее во второй главе мы проведем анализ и оценку рентабельности о основных финансовых показателей деятельности ГУП «Таттехмедфарм» «Аптека №293».

Наши рекомендации