Экономическая природа и источники образования прибыли. Распределение и использование прибыли гостиничными предприятиями

Прибыль на современном этапе — это конечная цель и движущий мотив развития любого предприятия, в том числе в туристской отрасли. Управление прибылью — одна из главных задач экономической деятельности предприятий, ра­ботающих на рынке туризма.

Прибыль дает возможность удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собствен­ников. Объектом экономических интересов государства явля­ется та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль и использует для развития экономики. Чис­тая прибыль (или прибыль после уплаты налогов) служит для удовлетворения экономических интересов предприятия, кото­рое за счет этой прибыли решает производственные и социаль­ные задачи своего развития. Экономические интересы работ­ников связаны с материальным стимулированием и социаль­ными выплатами, источником которых является чистая прибыль предприятия. Дивиденды и капитал собственников также повышаются с ростом прибыли организации.

В рыночных условиях гостиничное хозяйство и его струк­турные подразделения осуществляют свою производствен­но-эксплуатационную деятельность на основе самоокупае­мости затрат на производство и на реализацию продукции и услуг. Для обеспечения устойчивого развития и расширенно­го воспроизводства в процессе эксплуатационной деятельно­сти выручка от реализации продукции и услуг должна превышать расходы, т.е. гостиничное хозяйство должно получать прибыль.

Прибыль является результативным (оценочным) показате­лем, характеризующим эффективность деятельности органи­зации, успешное ведение предпринимательской деятельности, и выступает в организации экономическим показателем роста. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами.

Прибыль в гостиничном хозяйстве — это прибыль (убыток) от реализации услуг, которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязатель­ных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции и услуг гостиницы. Происхождение прибыли связано с получением выручки от реализации продукции и услуг по ценам, установившимся на основе спроса и предложения.

Прибыль в ресторанном хозяйстве — это разница между вало­выми доходами (за вычетом отчислений от валового дохода) и текущими затратами (издержками производства и обращения).

Роль прибыли для коммерческого предприятия заключа­ется в следующем: прибыль является фондообразующим по­казателем, так как чем больше прибыль, тем больше фонды предприятия; прибыль — источник финансовых ресурсов; ис­точник образования фондов предприятия (накопления, по­требления, развития и др.); источник материального стиму­лирования трудового коллектива, образования имущества, капитала, трудовых и социальных льгот для работников пред­приятия.

Соотношение прибыли с другими показателями (издерж­ками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволяет оценить эффективность использования ресурсов предпри­ятия. Прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия и характеризирует результат его производствен­но-эксплуатационной деятельности.

В большинстве случаев получение прибыли является ре­зультатом реализации товара и услуги, основанной на привле­чении, прежде всего труда и капитала. Помимо этого, источниками образования прибыли выступают внедрение различных инноваций, предпринимательская способность, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств. Прибыль орга­низации увеличивается при экономии постоянных издержек (эффект производственного или операционного рычага) и рас­тет до тех пор, пока процентная ставка по банковским креди­там не будет ниже рентабельности вложенного капитала (эф­фект финансового рычага).

Основные функции прибыли:

· распределительная, т е. прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода на части, которые аккумулиру­ются в бюджетах разных уровней и остаются в распоряжении коммерческого предприятия;

· стимулирующая, т.е. прибыль является источником формиро­вания различных фондов стимулирования деятельности пред­приятия, собственника;

· оценочная, от которой зависят хозяйственная деятельность предприятия, рост или снижение ее объемов, успех или неуда­ча в предпринимательской деятельности.

Выделяют следующие виды прибыли:

· от вида деятельности: эксплуатации номерного фонда гости­ницы; реализации дополнительных платных услуг (парик­махерской, спортивных сооружений, химчистки, сауны и др.); ресторанного хозяйства; реализации имущества; участия в дея­тельности других организаций; проведения внереализацион­ных операций;

· от цели — бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли. Использование термина «балансовая прибыль» объясняется следующей причиной: конечный финансовый результат рабо­ты предприятия отражается в его балансе, составляемом нарас­тающим итогом за месяц, квартал, год. Балансовая прибыль определяется на основе бухгалтерского учета всех хозяйствен­ных операций предприятия.

Основные элементы балансовой прибыли: прибыль от реали­зации товаров, продукции и услуг; финансовые результаты по прочим операциям; финансовые результаты по внереализаци­онным операциям.

В определении балансовой прибыли ресторанного хозяйства имеются отраслевые особенности формирования прибыли от реализации. В общественном питании прибыль от реализации является разностью между валовым доходом (суммой торговых надбавок и наценок на собственную продукцию и покупные товары за вычетом отчислений от валового дохода) и издержка­ми производства и обращения. Такой же результат может быть получен как разность между товарооборотом (за вычетом нало­га на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обяза­тельных платежей) и покупной стоимостью реализуемых то­варов.

К внереализационным доходам предприятия относят:

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;

· излишек имущества, выявленный при инвентаризации;

· проценты, полученные за хранение средств на счетах в банке;

· доходы по операциям с тарой, в частности суммы, полученные от поставщиков в возмещение расходов по сбору, хранению, погрузке, транспортированию тары (бонус); суммы, получен­ные организациями — владельцами тары-оборудования от по­купателей в возмещение расходов, связанных с ремонтом и ес­тественным ее износом; выявленные при инвентаризации из­лишки тары и прочие доходы по таре;

· суммы, полученные от автотранспортных организаций;

· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров и услуг.

К внереализационным расходам и потерям предприятия от­носят:

· расходы, связанные с наймом имущества в аренду;

· некомпенсируемые потери от простоев по внешним причинам (например, потери прибыли ресторана во время поста или про­стой гостиниц вследствие отсутствия клиентов, не прилетев­ших по причине нелетной погоды);

· потери и убытки по операциям с тарой;

· судебные издержки и арбитражные расходы;

· уплаченные, присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хо­зяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

· суммы сомнительных долгов по расчетам с другими организа­циями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервиро­ванию в соответствии с законодательством;

· убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;

· убытки по операциям прошлых лет, выявленные или востребо­ванные в текущем году;

· некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтоже­ние и порча производственных запасов и других материальных ценностей), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий;

· некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, дру­гих чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными ус­ловиями;

· отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении кур­сов иностранных валют национального банка, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

· убытки от продажи (покупки) иностранной валюты;

· убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошед­шие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, предусмотренном законодательством, виновники которых не установлены или суд отказал во взыскании с них;

· налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством за счет финансовых результатов;

· другие расходы, не связанные с реализацией товаров.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации услуг (в ресторанном хозяйстве — валовой доход) и всей совокупностью затрат, в том числе затрата­ми упущенных возможностей. При этом экономическая прибыль меньше бухгалтерской на сумму неявных затрат предпри­ятия.

В зависимости от порядка определения прибыль бывает ба­лансовая, налогооблагаемая, чистая.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из балан­совой прибыли. При этом из облагаемой налогом прибыли вы­читаются:

· прибыль, полученная от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход, которая определяется как разность между полученными дивидендами и приравнен­ными к ним доходами и налогом на доходы;

· сумма исчисленного налога на недвижимость за основные фонды;

· прибыль, фактически использованная на проведение приро­доохранных и противопожарных мероприятий, исследова­тельские работы;

· прибыль, направленная на финансирование капитальных вло­жений производственного и непроизводственного назначения (в том числе жилищного строительства), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

При этом общая сумма льготируемой прибыли, используе­мая на перечисленные выше мероприятия, не может превы­шать 50 % балансовой прибыли.

Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении организа­ции) рассчитывается как разность между балансовой при­былью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балан­совой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономи­ческими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует чистую прибыль самостоятельно.

В зависимости от метода оценки выделяют:

· номинальную прибыль — фактически полученная сумма при­были;

· реальную прибыль — номинальная прибыль, скорректирован­ная с учетом инфляции. Она отражает реальную покупатель­ную способность чистого дохода, полученного предприятием.

В зависимости от размера прибыли различают: минималь­ную прибыль, нормальную и максимальную.

Минимальная прибыль — прибыль, которая после уплаты на­логов обеспечивает предприятию минимальный уровень рен­табельности на вложенный капитал, равный среднему процен­ту ставки банков по депозитам, сложившемуся за отчетный пе­риод.

Минимальная прибыль Пмин определяется по формуле

Пмин = К х УРКмин / 100% - УВно

где К— вложенный капитал, млн руб.; УРКмин — минимальный уровень рентабельности капитала, %; УВНО — удельный вес на­логов и отчислений в балансовой прибыли, %.

Вариант минимизации прибыли характеризуется тем, что уменьшается объем менее прибыльных услуг, а ресурсы, вы­свобождающиеся при этом, направляются на увеличение объе­ма более прибыльных услуг. Однако, например, гостиницы, следующие по такому пути, рискуют утратить стабильный кон­тингент туристов, которые, как правило, предпочитают ком­плекс разнообразных услуг.

Нормальная прибыль — минимальное вознаграждение пред­принимателю, удерживающее его в выбранной им сфере дея­тельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель перемещаются в другую сферу. «Бегство капитала» из низкорентабельной отрасли в другую от­расль в дальнейшем приведет к росту прибыльности послед­ней. При постоянном спросе на данные товары и услуги даже незначительный капитал может получить нормальную при­быль. Если же предприниматели в данной отрасли деятельно­сти получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей (транспортной и др.), в результате чего уровень при­были снизится до нормального.

Нормальная прибыль Пн рассчитывается так:

Пн = К х УРн / 100% - УВно

где УРН — нормальный уровень рентабельности, % (норма при­были на капитал, которая в среднем сложилась на рынке).

Максимальная прибыль — прибыль, связанная с реализаци­ей целей предприятия на рынке. Организация, которая ставит целью максимизировать прибыль, должна, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятель­ности, а с другой — рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально возможную прибыль. Так, с этой целью администрация гостиницы может повысить цены на основные и дополнительные услуги перевести некоторые услуги из разряда бесплатных в разряд платных (например, вызов такси, предоставление информации и др.), упростить сервис. Концепция получения максимальной прибыли может быть реализована в условиях превышения спроса над предло­жением. В дальнейшем, например при расширении сети гос­тиниц, ориентация на максимизацию прибыли как долго­срочная стратегияпредприятия не находит применения. Для предприятий более привлекательной в условиях рынка явля­ется долгосрочная деятельность с получением нормальной прибыли, чем «одноразовый» доход, хотя и относительно вы­сокий.

Выделяют и такие виды прибыли, как:

· капитализированная — прибыль коммерческого предприятия, которая направляется на увеличение собственного капитала и резервов;

· монопольная — прибыль, позволяющая организации получить монопольный контроль за рынком;

· нераспределенная — прибыль коммерческого предприятия, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, ис­пользуемая в целях реинвестирования, на нужды развития, и прибыль, полученная предприятием на данный момент, но еще не распределенная между акционерами в виде дивидендов и не потраченная на какие-либо другие цели. Данные виды прибыли часто называются резервами, созданными из прибы­ли (резервный фонд), и представляют собой существенную часть капитала большинства компаний;

· плановая в гостиничном хозяйстве — прибыль, получаемая при обеспечении плановых затрат и объема выручки от реализации услуг;

· плановая в ресторанном хозяйстве — прибыль, получаемая при обеспечении плановых издержек производства и обращения и объема продаж;

· «притягательная» — прибыль, порождающая стремление дру­гих предприятий проникнуть в данную сферу бизнеса;

· реинвестированная — доля годовой прибыли, которая не рас­пределяется между акционерами, а повторно инвестируется в активы предприятия;

· случайная — прибыль, образуемая за счет увеличения собст­венного капитала предприятия в результате случайных опера­ций, не характерных для обычной хозяйственной деятель­ности;

· упущенная — потенциальная прибыль, которая не была полу­чена, но могла быть достигнута предприятием при оптималь­ных условиях, при более благоприятных обстоятельствах;

· учредительная — доход, полученный учредителями акционер­ного общества при открытой подписке на акции в форме раз­ницы между суммой реализации акций и суммой их номиналь­ной стоимости;

· спекулятивная — прибыль, полученная от изменения цен при заключении сделок на срок, когда между их заключением и ис­полнением проходит значительный промежуток времени.

Наши рекомендации