Выбор и утверждение темы, руководство ВКР
Проблема выбора темы ВКР
Выбор и утверждение темы ВКР - это один из основополагающих этапов, определяющих успех защиты работы. От того, насколько правильно выбрана тема, насколько она соответствует профессиональным интересам студента, а также условиям преддипломной практики, зависит возможность раскрытия ключевых вопросов, обоснования теоретических положений статистическим материалом.
Отметим, что темы ВКР разрабатываются на кафедре «Гостиничное дело», а также могут быть предложены партнерскими структурами (отелями, в которых проходят практику студенты, смежными кафедрами). Кафедра «Гостиничное дело» предлагает на выбор студентов утвержденный список тем (см. п. 2.3).
Проблема выбора темы волнует многих обучающихся. Одни студенты в принципе не имеют заинтересованности и выбирают тему по остаточному принципу. Другие – сомневаются в правильности выбора направления. Например, выбирая тему «Инновационные методы продвижения гостиничных услуг», с одной стороны - студент имеет собственный интерес, данные анализа, возможно, инновационные идеи, с другой - проблему подбора материала по теории вопроса, фундаментальной и учебной литературы. Существуют и те, кто хотел бы выйти за рамки предложенного списка и разработать собственный вопрос или проблему, занимающую все внимание студента.
Для того, чтобы процесс выбора темы проходил более просто и осознанно рекомендуем:
1) Продумать, какая тема близка и знакома, какие дисциплины программы бакалавриата усвоены лучше всего. Целесообразно определить какие направления могли бы касаться будущей профессии. Тема может быть выбрана на основе практического опыта и выявленных студентом актуальных проблем.
2) Изучить предложенные темы, определить по какой из них представлено внушительное количество научной литературы, какие - более и менее изучены. Не рекомендуется выбирать темы,по которым отсутствуют научные исследования. Раскрытие слишком распространенной темы может повлечь проблему авторских нововведений, предложений и рекомендаций;
3) Лучший вариант, когда все работы студента объединены общей идеей (например, посвящены специфическому типу средств размещения), следуют определенному направлению (например, нормативно-правовой базе гостиничной деятельности) и каждая последующая работы дополняет материал предыдущих исследований. Здесь речь идет о том, что выбирая тему ВКР, студент выполнил ряд курсовых работ, рефератов, докладов и исследований, материал которых может лечь в основу теоретической и практической части бакалаврской работы. Также возможны варианты предварительной подготовки студента к написанию ВКР посредством участия в студенческих научных сообществах, научно-практических конференциях по выбранному профилю.
При выборе темы также возможно руководствоваться рекомендациями преподавателей кафедры.
Студент может предложить свою формулировку темы, однако в этом случае нужно быть готовым к обоснованию её актуальности на стадии выноса темы на рассмотрение членов кафедры «Гостиничное дело». Для того, чтобы тема была рассмотрена на заседании кафедры студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой закрепить тему за ним.
Тема ВКР может быть предложена предприятием (организацией), с которым институт имеет договор о сотрудничестве. В этом случае предприятие (организация) оформляет заявку на разработку конкретной темы в виде письма на имя ректора института.
В заключение данного пункта приведем варианты, которыми может руководствоваться студент при выборе темы ВКР:
1. Студент сам выбирает тему из списка, соответствующую его интересам и согласовывает ее с научным руководителем;
2. Руководитель ВКР назначает тему из списка;
3. Студент предлагает свою формулировку темы и обосновывает ее актуальность;
4. Тема ВКР предлагается предприятием (организатором преддипломной практики).
2.2 Порядок утверждения и закрепления за студентом темы ВКР
Список тем ВКР разрабатывается на кафедре «Гостиничное дело» в соответствии с основной образовательной программой бакалавриата. Темы ВКР также могут быть предложены отелями (с которыми заключены партнерские соглашения на организацию преддипломной практики студентов ГАОУ ВО МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича) или другими кафедрами института.
Все темы бакалаврских работ обсуждаются на заседании кафедры «Гостиничное дело» и утверждаются проректором по учебной работе.
Отметим, каким требованиям должна отвечать тематика ВКР по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело»
– соответствовать задачам подготовки специалистов индустрии гостеприимства;
– учитывать направления и проблематику современных научных исследований;
– приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив методической комиссии в целом;
– учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики по избранной специальности;
– в формулировке темы ВКР не приемлемы односложные определения. Тема не должна быть констатирующей, т.е. носить реферативный характер. Тема бакалаврской работы не должна дублировать темы курсовых и иных работ, предусмотренных основной образовательной программой.
После того как тема ВКР выбрана и согласована с потенциальным руководителем (преподавателем), студент подает заявление (см. Прил.1) на имя заведующего выпускающей кафедрой с просьбой закрепить тему за ним. Тема и руководитель ВКР официально утверждаются приказом ректора института.
Заметим, что в случае необходимости изменения темы или смены руководителя декан факультета на основании представления заведующего кафедрой вносит предложение с предлагаемыми изменениями, но не позднее, чем за месяц до защиты ВКР.
Итак, перечислим основные этапы в утверждении темы ВКР:
1. Выбор темы;
2. Согласование темы с руководителем;
3. Подача заявления на имя заведующего кафедрой о закреплении темы ВКР и руководителя;
4. Обсуждение темы на кафедре «Гостиничное дело» и утверждение темы и руководителя ВКР приказом ректора ГАОУ ВО МГИИТ им. Ю.А Сенкевича.
2.3 Примерный перечень тем ВКР по направлению подготовки «Гостиничное дело»
Технологии работы основных служб и деятельность гостиничного предприятия:
1. Организационная структура административно-хозяйственной службы и пути ее совершенствования.
2. Разработка и внедрение концептуального банкетного обслуживания.
3. Организация культурно-досуговой деятельности в гостиничном предприятии.
Специализированные средства размещения:
4. Пути совершенствования методов приема и обслуживания гостей в СПА-отелях города Москвы.
5. Сравнительный анализ московских гостиниц категории «три звезды».
6. Малый гостиничный бизнес. Управление малой гостиницей.
Информационные и инновационные технологии в индустрии гостеприимства:
7. Роль электронных технологий бронирования в повышении загрузки гостиничного предприятия и качества обслуживания клиентов.
8. Роль новейших технологий в повышении качества гостиничных услуг.
9. Инновационные технологии в оценке профессиональных качеств и деятельности персонала гостиницы.
Вопросы качества и культуры обслуживания в гостинице:
10. Совершенствование качества обслуживания с помощью кадровых технологий.
11. Культура обслуживания и деловой этикет на предприятиях индустрии гостеприимства.
12. Технология подтверждения соответствия гостиницы заявленной категории.
Человеческие ресурсы и корпоративная культура в гостинице:
13. Технология оценки эффективности работы персонала на гостиничном предприятии.
14. Формирование корпоративной культуры и ее влияние на гостиничный сервис.
15. Роль взаимодействия гостиничного предприятия с профессиональными образовательными учреждениями.
Управление гостиничным предприятием:
16. Особенности организационных структур на предприятиях индустрии гостеприимства.
17. Бизнес-план собственной гостиницы.
18. Интеграция международного опыта управления в экологические программы национальных отелей.
Маркетинг в индустрии гостеприимства:
19. Маркетинг специфических сегментов в гостиничном бизнесе.
20. Организация системы управления взаимоотношениями с клиентами гостиничных предприятий и оценка ее эффективности.
21. Креативный маркетинг гостиничного предприятия (бизнеса).
Безопасность отеля, инженерная служба:
22. Системы обеспечения безопасности в гостиничном предприятии и оценка их эффективности.
23. Организационные аспекты деятельности службы безопасности гостиницы.
24. Организация взаимодействия сотрудников службы безопасности с государственными органами.
Темы ВКР от Ассоциации хостелов России:
25. Бизнес-процессы на примере хостела или мини-отеля.
26. Проблемы классификации хостелов и мини-отелей.
27. Технология подбора и адаптации персонала в мини отелях и хостелах.
Руководство ВКР
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) регламентируется самостоятельное выполнение ВКР с использованием консультаций назначенного руководителя. Руководитель ВКР в ГАОУ ВО МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича назначается из числа ведущих преподавателей профилирующей кафедры.
Руководитель формирует индивидуальное задание для студента. Оно может быть получено как на общем собрании института, так и после него по договоренности с руководителем. При разработке задания учитываются профессиональные интересы студента, цели и задачи ВКР, а также необходимые для освоения компетенции (см. Прил. 2). Несмотря на фиксированную часть индивидуального задания, относящуюся к выполнению бакалаврской работы в общем, в нем должны содержаться индивидуальные элементы, проблемы и задачи, конкретно связанные с разрабатываемой темой ВКР.
Далее составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения основных этапов бакалаврской работы. Студент и руководитель определяют форму коммуникаций и контрольные точки плана-графика, разработанного выпускающей кафедрой. Студенту необходимо предоставлять материалы и отчитываясь по выполнению отдельных частей ВКР и всей работы в целом.
По мере готовности материала и исправления основных ошибок бакалаврская работа допускается до предзащиты и рассмотрения на кафедре. В результате предзащиты ВКР студент может получить новые замечания. После того, как они будет устранены, руководитель ставит свою подпись на титульном листе и тем самым допускает бакалаврскую работу на рассмотрение заведующего кафедрой.
Одновременно с допуском руководитель ВКР готовит отзыв (см. Прил.3), в котором отмечаются сильные стороны ВКР, а также выявленные недочеты; определяется уровень развития у студента необходимых компетенций, и выносится решение о допуске ВКР к защите. Затем ВКР должна быть подписана у заведующего кафедрой. Виза заведующего означает допуск работы к государственной итоговой аттестации.
Основные этапы взаимодействия студента с руководителем в ходе подготовки ВКР:
1) Руководитель разрабатывает и выдает студенту индивидуальное задание;
2) Совместное определение круга вопросов по изучению выбранной темы и методам исследования, составление плана-графика подготовки ВКР;
3) Консультации руководителя в ходе подготовки ВКР студента, систематический контроль и поэтапная аттестация;
4) Проверка готовности ВКР, допуск бакалаврской работы к предзащите и защите;
5) Составление отзыва на ВКР студента.
3 Структура и основные требования к РАЗДЕЛАМ ВКР