II. Выбор и утверждение темы ВКР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов специальности 033300

«Безопасность жизнедеятельности»

Ижевск 2008

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт гражданской защиты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и защите выпускных квалификационных работ

для студентов специальности 033300
«Безопасность жизнедеятельности»

Издание второе

Ижевск 2008

ББК 68.991

М 54

Составители:

В.И. Шалаев, А.В. Попков

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ для студентов специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / сост. В.И. Шалаев, А.В. Попков. Ижевск, 2008. - с.

Рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей выпускных квалификационных работ по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности».

ББК 68.991

© В.И. Шалаев, А.В. Попков, 2008

© ГОУВПО «Удмуртский государственный университет», 2008

Введение

Рекомендации составлены в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утверждено приказом Министерства Образования Российской Федерации от 23 марта 2003 г. №1155).

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Настоящие рекомендации призваны помочь выпускникам в выборе актуальной темы исследования выпускной квалификационной работы (ВКР). Помогут правильно поставить цели и задачи исследования, дадут практические рекомендации по информационному и научному поиску, формулированию полученных результатов, оформлению работы и подготовке её презентации.

I. Общие положения

1.1 Выпускная квалификационная работа (ВКР) является заключительным и обязательным этапом обучения студента в вузе. При выполнении и защите ВКР выпускник демонстрирует уровень своей профессиональной подготовки.

1.2 Цели ВКР:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студента;

- углубленное изучение одного из разделов знаний
(в соответствии с темой работы);

- развитие навыков применения компьютерных технологий;

- овладение студентом методикой самостоятельного исследования, технологиями обработки и интерпретации полученных результатов.

1.3 ВКР должна отвечать следующим требованиям:

- представлять самостоятельное исследование актуальной проблемы, как правило, в области избранной студентом специальности или специализации;

- являться итоговым творческим отчетом студента о теоретических и практических знаниях, умениях и навыках, полученных за годы обучения в Институте гражданской защиты;

- тема ВКР, её цели и задачи должны быть тесно связаны с решением проблемы исследования;

- отражать способность студента теоретически осмысливать актуальные проблемы в области профессиональной деятельности, умение пользоваться современными методами изучения исследуемых явлений;

- должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и рекомендаций;

- иметь расчетно-аналитическую часть (с соответствующими аналитическими таблицами, графиками, диаграммами и т.п.);

- обладать научной новизной и практической значимостью;

- отражать высокую научную добросовестность, достоверность данных и объективность автора.

1.4 Учитывая специфику педагогической квалификации выпускника, студент должен продемонстрировать глубокие знания по предмету исследования и на конкретном материале учебно-воспитательного процесса продемонстрировать знания курсов психолого-педагогического блока (теории и методики обучения и воспитания, общей и педагогической психологии, педагогических технологий обучения ОБЖ и т.д.).

1.5 ВКР является работой студента, на основании которой государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос о присвоении студенту квалификации учителя безопасности жизнедеятельности.

II. Выбор и утверждение темы ВКР

2.1 Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

2.2 Тему ВКР студент выбирает с учётом следующих обстоятельств:

- личных научных интересов и предполагаемого профиля профессиональной деятельности;

- опыта практической деятельности;

- избранной специализации обучения;

- рекомендуемого (утвержденного) кафедрой списка тем ВКР;

- места прохождения практики.

2.3 Кафедра обязана предоставить студенту (слушателю) перечень тем ВКР не позднее, чем за 1 год до защиты (Приложение 11).

2.4 Закрепление за студентом (слушателем) темы ВКР производится по его личному письменному заявлению на имя директора Института с визой заведующего кафедрой (Приложение 1). Темы ВКР, выбранные студентом (слушателем), утверждаются приказом ректора по предоставлению выпускающей кафедры в срок не позднее 6 месяцев до защиты.

2.5 Все изменения тем ВКР оформляются приказом ректора не позднее, чем за 3 месяца до защиты.

2.6 Выпускающая кафедра должна обеспечивать студента (слушателя) до начала выполнения ВКР методическими рекомендациями, в которых устанавливается обязательный объем требований к работе применительно к специальности.

2.7 Координатором всех вопросов, связанных с подготовкой ВКР, является заведующий выпускающей кафедрой.

III. Научное руководство

3.1 Научный руководитель ВКР назначается приказом ректора по предоставлению выпускающей кафедры из числа профессоров, доцентов, опытных преподавателей и научных сотрудников ИГЗ. Руководителями могут быть также профессора и доценты других вузов, научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты профильных организаций и предприятий. Назначение научного руководителя осуществляется одновременно с закреплением тем ВКР за студентом (слушателем) и оформляется одним приказом.

3.2 У одного руководителя могут быть одновременно не более 8 студентов-дипломников всех форм обучения. Смена научного руководителя допускается не позднее, чем за 3 месяца до защиты ВКР и оформляется приказом ректора.

3.3 Научный руководитель ВКР:

- знакомит студентов-выпускников с требованиями, предъявляемыми к ВКР;

- выдает задания на ВКР;

- разрабатывает совместно со студентом календарный график выполнения работы;

- рекомендует студенту необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме исследования;

- проводит регулярные индивидуальные консультации;

- проверяет и оценивает выполнение работы в соответствии с календарным графиком;

- в отдельных случаях по согласованию с заведующим кафедрой организует студентам предзащиту ВКР;

- консультирует выпускников по составлению текста выступления на защите ВКР;

- пишет отзыв на готовую ВКР.

3.4 В отзыве научного руководителя на ВКР должны найти отражение следующие вопросы (Приложение 4):

- актуальность и значимость поставленных в работе задач;

- полнота использования фактического материала и источников;

- наиболее удачно раскрытые аспекты темы;

- уровень самостоятельности студента в принятии отдельных решений;

- обоснованность выводов и ценность практических рекомендаций;

- основные недостатки работы;

- возможность допуска к защите.

3.5 В случае необходимости, по предложению научного руководителя кафедра может приглашать консультантов по отдельным разделам ВКР за счет лимита времени, отведенного на руководство работой. В отдельных случаях в качестве консультанта может выступать заведующий кафедрой. В случае если научный руководитель не имеет опыта работы в высшем учебном заведении, назначение консультанта из числа преподавателей вуза является обязательным.

IV. Рецензирование ВКР

4.1 Готовая ВКР выпускника направляется на рецензию. Рецензентами ВКР могут быть профессора, доценты, ведущие научные сотрудники УдГУ и других высших учебных заведений, а также специалисты профильных организаций и предприятий, хорошо владеющие вопросами, связанными с тематикой работ. В качестве рецензентов могут привлекаться преподаватели УдГУ, если они не работают на выпускающей кафедре.

4.2 ВКР передается на рецензию не позднее, чем за 1 неделю до защиты. Письменный отзыв рецензента (Приложения 5 и 6) передается в ГАК не позднее, чем за 2 дня до защиты, и доводится до сведения автора.

4.3 Рецензия на ВКР должна содержать характеристику актуальности ее темы, цели, структуры с точки зрения целесообразности и достаточности предпринятого исследования. Необходимым элементом рецензии является краткая характеристика основных положений содержания ВКР, их новизны и обоснованности. Важнейшая часть рецензии – замечания, в которых отмечаются недостатки ВКР как по содержанию работы, так и по ее отдельным выводам и положениям (с указанием страниц, на которых они сформулированы). Замечания могут касаться также оформления ВКР и ее научного аппарата. В заключительной части рецензии рекомендуется отметить степень влияния отмеченных недостатков на квалификационные качества ВКР, а также сформулировать вывод о том, отвечает ли данная работа квалификационным требованиям. Рецензент может высказать свое мнение относительно оценки, которую ВКР заслуживает. Получение отрицательной рецензии не лишает права студента защищать выпускную квалификационную работу.

4.4 Рецензия, не содержащая критических замечаний, вряд ли может считаться объективной, так как работа, заслуживающая даже самой высокой оценки, не может не вызвать сомнений, вопросов, касающихся хотя бы отдельных ее положений. В конечном итоге, хорошая научная, творческая работа всегда является поводом для дискуссии. Недопустимы рецензии без критических замечаний на выпускные квалификационные работы с явными недостатками.

4.5 Окончательный вывод о соответствии ВКР квалификационным требованиям делает Государственная аттестационная комиссия, которая не связана мнением научного руководителя и оценкой рецензента, хотя и учитывает их.

4.6 Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.

V. Структура и содержание ВКР

5.1 Предлагаемая тематика ВКР, как правило, охватывает широкий круг вопросов. Поэтому структура каждой работы может уточняться студентом с научным руководителем исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

5.2 Типовая структура ВКР должна включать:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основную часть (2-3 главы);

5) заключение;

6) список источников и литературы;

7) приложения.

5.3 Образцы оформления титульного листа и содержания приводятся в приложениях 2 и 3.

5.4 Во введении необходимо:

- обосновать актуальность темы исследования, её научное и практическое значение;

- чётко сформулировать цель, объект, предмет и гипотезу исследования;

- определить задачи и методы исследования;

- указать методологическую основу исследования;

- показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы.

Актуальность исследования определяет важность выбранной темы для теории и практики образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Обоснование актуальности исследования заключается в ответе на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи (до 2 стр.).

Тема исследования - это сфера исследования в рамках предмета. Проблема в ее характерных чертах должна найти отражение в теме исследования. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой к неизвестному, содержать момент столкновения старого знания с новым.

Цель исследования - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Объект исследования - это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.

Предмет исследования - более конкретное по своему содержанию понятие: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.

Гипотеза исследования - научно-состоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих... Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины...

Отличаясь от предположения, психолого-педагогическая гипотеза должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.

Задачи исследования – это конкретизация направлений, по которым пойдёт реализация цели, т.е. это программа решения поставленной проблемы. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более пяти.

В исследовании целесообразно выделять три группы задач. Чаще всего первая из групп задач – историко-диагностическая - связанная с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая - теоретико-моделирующая группа задач - с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов, модели, структуры, функций и способов его преобразования; третья – практически-преобразовательная группа задач - с разработкой и использованием методов, приемов и средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования, а также разработкой практических рекомендаций.

Методы исследования - это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.

При исследовании образовательных процессов в основном используются общенаучные и психолого-педагогические методы.

К числу общенаучных методов относятся:

- анализ - условное разделение предмета на составные части;

- синтез - условное объединение составных частей предмета;

- сравнение - установление сходства и различия явлений действительности;

- системный подход - раскрытие целостности предмета, выявление многообразных типов связей в нём;

- функциональный подход - выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим;

- индукция - вид умозаключения от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям;

- дедукция - вид умозаключения от общего к частному, от обобщений к конкретным частным утверждениям.

К психолого-педагогическим методам относят:

- обобщение передового педагогического опыта (массового или отдельного педагога, школы);

- изучение школьной документации (классных журналов, планов, распоряжений, протоколов и др.);

- изучение результатов деятельности учащихся (письменных контрольных работ, творческих работ: сочинений, стихов, рисунков, поделок и т.п.);

- методы опроса (анкетирование, интервью, беседы);

- статистические методы (регистрация, ранжирование, шкалирование);

- наблюдение (включенное и невключенное);

- социометрия (анализ внутриколлективных отношений);

- рейтинг;

- педагогический эксперимент.

Методологическая основа исследования - это теоретические основания, служащие базой для объяснения научно-педагогических фактов, используемые методы объяснения.

Очень важно, чтобы объяснение велось не на пустом месте, не путем простого фантазирования, а на основе уже доказанных положений, установленных закономерностей, признанных философских, психолого-педагогических концепций, теорий.

При этом, конечно же, надо понимать суть заявленных позиций, неукоснительно придерживаться этих позиций, уметь объяснить и проиллюстрировать, как и где конкретно заявленная методологическая основа в исследовании использована.

Важно при определении методологической основы исследования избегать штампов и формально относиться к данному пункту.

Ниже приводится пример одного из таких штампов.

Методологическую основу исследования составили теория личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина и др); системного рассмотрения процессов познания и мышления (длинный список фамилий); теоретических подходов к разработке содержания образования (длинный список фамилий); мотивации деятельности (длинный список фамилий); индивидуализации обучения (длинный список фамилий); компьютеризации обучения (длинный список фамилий); исследования отечественных и зарубежных ученых-педагогов по проблемам подготовки специалистов отрасли (длинный список фамилий); роли коммуникации в овладении … .

Поскольку исследовательская работа любого уровня не может носить чисто реферативного характера, должна содержать хотя бы элемент новизны и быть хоть в чем-то и кому-то полезной, в ней необходимо в явном виде сформулировать научную новизну, теоретическую и практическую значимость выполненного исследования.

Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).

Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

Рекомендуется отдельным пунктом выделить положения, выносимые на защиту. На защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для ВКР их может быть не более 2-3.

5.5 Основная часть работы состоит, как правило, из 2-3 логически связанных и соподчиненных глав (разделов), вытекающих из общей цели работы и тех задач, которые определены автором во введении. Главы могут подразделяться на несколько частей (подразделов, параграфов). В конце каждой главы целесообразно давать краткие выводы по ней.

В первой главе (обзорной части), как правило, выполняется анализ современного состояния теории проблемы, дается обзор нормативных актов и литературных источников, позиций исследователей, обосновывается точка зрения автора на исследуемую проблему. По объему обзорная (теоретическая) часть может занимать до 30-40% всей работы.

Задача обзорной части состоит в том, чтобы в развернутом виде представить состояние изучаемой проблемы к моменту проведения исследования. Если работа носит квалификационный характер, то в обзорной части исследователь показывает собственную эрудицию, умение систематизировать и проводить аналитический обзор литературных источников, рассуждать, делать выводы. Чем большее количество источников информации будет проанализировано исследователем, тем лучше. Глубина поиска определяется уровнем работы. По крайней мере, при написании дипломной работы студент должен проанализировать по изучаемому вопросу литературу, имеющуюся в библиотеке вуза, а при необходимости и города.

Обзорная часть носит аналитико-реферативный характер. В ней не следует пренебрегать цитированием, либо пересказом содержания фрагментов первоисточников информации. Естественно, что и в том, и другом случае на эти источники должны делаться точные библиографические ссылки. Но ограничиваться цитатами и пересказом нельзя. В обзорной части на первом месте должны стоять собственные рассуждения, выводы. Но суть в том, что появляться эти рассуждения и выводы должны не на пустом месте, а как результат анализа литературы.

Если исследователь встречается с несколькими точками зрения, или у него вырабатывается собственный взгляд на изучаемую проблему, не совпадающий с мнением других авторов, он должен четко определиться с собственной позицией и аргументировать ее.

Критика вовсе не возбраняется и даже приветствуется, но к ней надо относиться крайне осторожно. Следует отдавать себе отчет, что уже опубликованные материалы, как правило, являются плодом чьей-то, часто длительной поисковой работы, они где-то проходили экспериментальную проверку, защищались, давали положительный практический эффект.

Приведем пример небольшого фрагмента реферативной части работы, посвященной проблемам целеполагания в педагогике:

… Не останавливаясь более на состоянии дел в практике работы школы, рассмотрим, как названная проблема представляется в дидактической и методической литературе.

В дальнейшем, говоря о целях, будем исходить из того, что «цель (как научное понятие) - это осознанное представление конечного результата определенной деятельности» [16, с.52].

На значимость проблемы целеполагания в теории и практике педагогики указывают многие авторы. Например, Г.И. Хозяинов, проводя анализ системы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в контексте педагогического мастерства преподавателя, отмечает, что «ЦИТАТА» [39, с.53].

В.И. Гинецинский, рассматривая знание о целях и ценностях как фактор регуляции педагогического воздействия, пишет: «ЦИТАТА». [2, с.61-62].

Ю.Н. Кулюткин в связи с проблемами психологии обучения взрослых также полагает, что «ЦИТАТА» [14, с.32].

Как отдельную, поднимают проблему цели в педагогике И.Т. Ильина [10, с.52-55], О.П. Морозова [400], а в методике преподавания ОБЖ Л.И. Михайлов [29], А.Т. Смирнов [31].

Наиболее общие педагогические цели являются краеугольным камнем учебных программ и разрабатываемых образовательных стандартов… .

Вторая глава (чаще аналитическая) включает в себя совокупность расчетно-аналитических или практических действий.

Назначением главы является подробное раскрытие исследуемого процесса, явления. В главе анализируется динамика показателей, выявляются и классифицируются факторы, влияющие на эти показатели, раскрываются конкретные методы решения той или иной проблемы, которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами.

В главе описываются методики и условия эксперимента, составляются таблицы, графики, схемы и т.д. (по собственным результатам, материалам статистических сборников и т.п.). Эта глава может занимать 40-50% общего объема работы.

Содержание главы базируется на итогах обзорной части. В ней исследователь представляет собственную работу, как правило, являющуюся продолжением и развитием работ предшественников.

Следует иметь в виду, что в дальнейшем будет защищаться и представлять для грамотного в области педагогики человека интерес именно вторая глава работы, поскольку в ней должен содержаться новый, оригинальный, практически полезный материал.

При изложении материала мысли должны формулироваться четко и ясно, увязываться друг с другом одной логической нитью, хорошо иллюстрироваться. Текст работы не должен быть перегружен второстепенным материалом, поэтому в нем надо оставлять только отдельные иллюстрации, поясняющие суть раскрываемых проблем. Остальной практически значимый материал, наработанный исследователем, целесообразно отнести в приложения к работе.

Каким бы объемным ни был представляемый к защите и описываемый в работе материал, он также должен быть представлен в виде краткого резюме.

Третья глава (экспериментальная) определяет современные требования к решению задач, раскрывает конкретные методы ее решения. В этой главе выполняютсяпрактические расчеты по выбранной методике, дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций) в зависимости от исследовательских задач.

В педагогике нет иного способа получения и проверки знаний, кроме эксперимента, поэтому эксперименту, его содержанию, чистоте проведения, результатам должна отводиться особая роль.

При описании педагогического эксперимента имеет смысл придерживаться следующего плана (по крайней мере, осветить представленные позиции):

1. Название и тип эксперимента (зондирующий, констатирующий, формирующий, контрольный).

2. Цель эксперимента.

3. Идея эксперимента (что, в принципе, надо сделать, чтобы достичь цель).

4. Условия проведения эксперимента (место, время, длительность, численный и качественный состав обследуемых, другие характеристики, позволяющие, по-возможности точно, представить всю картину экспериментальной работы).

5. Исходные педагогические посылки (факты, на которые опирается исследователь).

6. Рабочая гипотеза (предположение о результате экспериментальной работы).

7. Методика эксперимента.

8. Экспериментальные материалы (в тексте можно ограничиться их характеристикой и отдельными примерами, остальной массив вынести в приложения).

9. Ход эксперимента.

10. Материалы для проведения срезовых работ (тексты анкет, контрольных работ и т.д.).

11. Результаты (строгие фактические данные, значения величин, полученных в результате статистической обработки материалов исследования), представленные в виде таблиц, графиков, гистограмм, уравнений, словесных формулировок или другим способом.

12. Выводы (интерпретация полученных результатов).

13. Способы проверки сделанных выводов (Приложение 11).

14. Данные, подтверждающие сделанные выводы.

5.6 Заключение тесно увязывается с введением. В нем исследователь кратко отчитывается о том, решены ли поставленные задачи исследования, достигнута ли поставленная цель, нашла ли подтверждение рабочая гипотеза, говорит о степени завершенности работы и перспективах ее продолжения. Рекомендуемый объем заключения – 2-3 страницы.

5.7 Значимой частью ВКР является список источников и литературы, который должен иметь одноименный заголовок и оформляться в виде текста, пронумерованного по числу указанных источников. Включенные в такой список источники должны иметь отражение в тексте работы. Помимо того, что это ценное указание на источники по теме исследования для всякого, кто будет читать эту работу, библиографический аппарат позволяет судить о научной культуре автора, степени его проникновения в тему и этичности его позиции по отношению к авторам используемых источников. Библиографический аппарат оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Кн. палата», 1991).

5.8 В Приложениявыносятся материалы, которые облегчают восприятие основной части, не перегружая ее. Приложения способствуют более широкому освещению темы. По содержанию и форме приложения могут быть самые разные: копии документов, выдержки из отчетных материалов, фотографии, письма, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

Приложения помещают на страницах, следующих за списком литературы, располагая в порядке появления на них ссылок в тексте выпускной квалификационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера, порядковый номер размещают в правом верхнем углу над содержательным заголовком после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью выпускной квалификационной работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части выпускной квалификационной работы должны быть сделаны ссылки.

Наши рекомендации