Таможенно-правовая характеристика процедуры свободной таможенной зоны
Подпункт 15 пункта 1 ст. 202 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) устанавливает в качестве одного из видов таможенных процедур процедуру свободной таможенной зоны. При этом в данной статье содержится ссылка на то, что нормы, касающиеся данной процедуры, будут определены отдельным международным договором государств-членов таможенного союза. Таким договором является Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее - Соглашение).
В соответствии с п.1 ст. 9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории. Свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее - СЭЗ) - это часть территории государства - члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Помимо СЭЗ, функционирование которой осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным Соглашением, предусмотрено также две разновидности свободной экономической зоны - портовая СЭЗ и логистическая СЭЗ.
Портовая СЭЗ создается на территории морского, речного и воздушного порта, за исключением территории, на которой расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров.
Логистическая СЭЗ создается на территории, прилегающей к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска через таможенную границу государства - члена Таможенного союза.
Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза.
При этом территория СЭЗ остается частью таможенной территории Таможенного союза.
Территория СЭЗ, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.
Свободная таможенная зона как таможенная процедура заключается в следующем: товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Товары, помещенные под данную процедуру, сохраняют свой статус - иностранные товары остаются иностранными, а товары Таможенного союза - товарами Таможенного союза.
Лицами, осуществляющими деятельность на территории свободной экономической зоны, являются резиденты - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории государства - члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" 22 июля 2005 года N 116-ФЗ для включения в данный реестр коммерческой организации необходимо, что бы она была зарегистрирована на территории муниципального образования, в котором расположена свободная экономическая зона; должно быть также заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории СЭЗ с органом управления особыми экономическими зонами.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.
Кроме того, помещению под описываемую таможенную процедуру подлежат товары, предназначенные лицам, не являющимися резидентами СЭЗ, для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ, если такие лица заключили с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.
Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования самой СЭЗ либо сроком, в течении которого лицо, поместившее товары по указанную таможенную процедуру, имеет статус резидента СЭЗ, либо принятием специального решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.
При прекращении функционирования СЭЗ или прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на ее территории товары, помещенные на территории такой СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные процедуры в течение четырех месяцев.