Особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях опережающего развития

Порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) определен Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (Соглашение).

Согласно ст. 10 Соглашения СТЗ – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 473-ФЗ таможенная процедура СТЗ применяется на участках территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где создана зона таможенного контроля, под которыми для целей настоящего Федерального закона понимаются земельные участки, строения, помещения, открытые площадки, расположенные на ТОСЭР и находящиеся во владении или в аренде у резидента ТОСЭР.

Таможенная процедура СТЗ предусматривает возможность беспошлинного ввоза иностранного оборудования и сырьевых товаров для их использования в пределах территории особой экономической зоны, в том числе в целях переработки и получения готовой продукции, с последующим вывозом готовой продукции либо за пределы таможенной территории ЕАЭС, либо на остальную часть таможенной территории ЕАЭС[8].

При этом иностранные товары, ввозимые на участок ТОСЭР в рамках заключенного им соглашения об осуществлении деятельности (в т. ч., узлы, агрегаты, комплектующие, предназначенные для сборочного производства автомобилей), могут помещаться под таможенную процедуру СТЗ в общеустановленном порядке с применением декларации на товары.

Исходя из положений ст. 10 Соглашения, в случае помещения узлов, агрегатов и комплектующих под таможенную процедуру СТЗ, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. При этом иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона № 473-ФЗ иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров Таможенного союза, могут размещаться и использоваться только на участках резидентов ТОСЭР, за исключением случаев, установленных Соглашением.

В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 15 Соглашения[9] для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, действие таможенной процедуры СТЗ должно быть завершено. Завершение действия таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, осуществляется в соответствии с Соглашением и с учетом статуса таких товаров. При этом при вывозе товаров на остальную часть таможенной территории ЕАЭС для целей определения статуса товаров нормы статьи 19 Соглашения не применимы.

Учитывая положения абзаца 3 п. 2 ст. 10 Соглашения, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, приобретают статус иностранных товаров. В связи с чем, в целях завершения таможенной процедуры СТЗ в отношении иностранных узлов, агрегатов и комплектующих, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, при вывозе готовой продукции (автомобилей) на остальную часть территории ЕАЭС она подлежит помещению под таможенные процедуры, предназначенные для иностранных товаров.

При помещении готовых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления установлены особенности по уплате таможенных пошлин, налогов в зависимости от того, производилась ли идентификация иностранных товаров в готовом товаре:

– при условии идентификации иностранного товара в готовой продукции таможенные пошлины, налоги рассчитываются по ставкам и с учетом таможенной стоимости, количества, массы или объема, применяемым в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, использованных при изготовлении продукта переработки, на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ;

– если идентификация иностранных товаров в продукте переработки не осуществлялась – по ставкам и с учетом таможенной стоимости, количества, массы или объема, определенным в отношении готовой продукции, на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Ставки ввозных таможенных пошлин установлены Единым таможенным тарифом ЕАЭС, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54. Ставки налога на добавленную стоимость, акциза в отношении ввозимых товаров установлены частью второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для резидентов ТОСЭР правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрены.

При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ, применяемую на участке резидента ТОСЭР, декларантом товаров может выступать только резидент, что подтверждается представлением при таможенном декларировании свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента ТОСЭР, а также соглашения об осуществлении деятельности.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 25 Федерального закона № 473-ФЗ резиденты ТОСЭР обязаны вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и представлять в таможенный орган отчетность о таких товарах.

Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, формы отчетности о таких товарах, порядок заполнения этих форм, порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности о таких товарах установлены приказами Минфина России от 08.06.2016 № 79н и ФТС России от 09.06.2015 № 1116.

Ввоз иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на участок территории резидента осуществляется с уведомлением уполномоченного таможенного органа и под его надзором в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 31.08.2016 № 148н «Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых (ввезенных) на участки территории ТОСЭР или на участки свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура СТЗ (за исключением участков свободного порта Владивосток, в пределах которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны или логистической особой экономической зоны), и вывозимых с таких участков».

Уведомлением о ввозе на участок резидента товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, является декларация на товары, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру СТЗ.

При необходимости ввоза на территорию участка резидента товаров ЕАЭС, такой ввоз осуществляется без уведомления уполномоченного таможенного органа.

П. 3 ст. 15 Соглашения установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, могут быть переданы резидентом, поместившим данные товары под таможенную процедуру СТЗ, во владение, пользование и (или) распоряжение иному резиденту. При этом таможенная процедура СТЗ завершается помещением таких товаров под таможенную процедуру СТЗ резидентом, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру СТЗ.

Передача вышеуказанных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, резидентом во владение, пользование и (или) распоряжение нерезиденту правом ЕАЭС не предусмотрена.

Таким образом, мощным инструментом развития экономики Дальневосточного федерального округа стало создание территорий опережающего социально-экономического развития. ТОСЭР кардинально отличается от ОЭЗ. Идея ТОСЭР строится на индивидуальной работе с каждым инвестором.

Цели ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе: создание условий ускоренного развития субъектов РФ; создание новых рабочих мест; привлечение отечественных и зарубежных инвестиций; создание конкурентоспособного инвестиционного климата; рост малого и среднего предпринимательства; привлечение зарубежных технологий и специалистов и т.д.

Наши рекомендации