Тема 5. Государство как центральный институт политической системы

Содержание темы:

Вопрос 1. «Происхождение, сущность и основные признаки государства как «особой организации силы».

Вопрос 2. «Институциональные формы правления и формы государственного устройства».

Вопрос 3. «Особенности структурно-функциональной организации государственной власти в Российской Федерации».

Вопрос 4. «Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти».

В результате успешного изучения темы Вы узнаете:

· основные концепции происхождения и сущности государства как универсальной организации, призванной производить необходимый обществу минимум урегулированности и порядка;

· структуру и функции государства как разветвленной системы учреждений и институтов, олицетворяющих собой три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

· сущность и содержательный смысл парламентаризма как базового института демократии, в котором самым непосредственным образом проявляется принцип народного суверенитета;

· основные типы государства, классифицированные по таким основаниям, как форма правления, форма государственного устройства;

· сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизнедеятельности верховенство права и закона;

· сущность и основания социального государства как института, гарантирующего своим гражданам определенный уровень социальной защищенности и безопасности;

· место и роль в системе органов государственной власти института президентства и парламентаризма: общие черты и особенности президентской и парламентской республик;

· роль и значение в организации и функционировании государственной власти института свободных демократических выборов: основные типы избирательных систем;

· особенности структурно-функциональной организации государственной власти в нынешней России и реализации принципа «разделения властей»;

и приобретете следующие компетенции:

· сформулировать принципиальные различия в подходах к анализу происхождения и сущности государства, характерные для марксизма и либеральной западной традиции;

· раскрыть содержание принципа разделения властей как системы сдержек и противовесов в организации государственной власти, обеспечивающей свободу и демократию;

· дать исчерпывающую характеристику механизмов формирования каждой из ветвей государственной власти, а также их функционально-целевое предназначение;

· различать (на примере конкретных стран) особенности государственного строительства в условиях унитарных государств, федераций и конфедераций;

· доказать прямую зависимость возникновения и развития гражданского общества от существующей в данном государстве формы и способа правления;

· соотносить такие понятия как «парламентская республика» и «президентская республика», «абсолютная монархия и парламентская монархия»;

· провести сравнительный анализ и сформулировать различия между системой организации государственной власти в США и в Российской Федерации;

· раскрыть содержание избирательной кампании как сложного законодательно регулируемого процесса, распадающегося на целый ряд последовательно сменяемых друг друга этапов;

· видеть «плюсы» и «минусы» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и особенности их использования при организации выборов в нашей стране.

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:

Государство –организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Законодательная власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Исполнительная власть –представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Конфедерация– форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации.

Мажоритарная избирательная система –одна из двух основных типов избирательной системы, при которой избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх. Его власть (за редким исключением) является пожизненной и передается по наследству.

Пропорциональная избирательная система -одна из двух основных типов избирательной системы, при которой распределение мандатов осуществляется в соответствии с полученной долей голосов избирателей.

Республика– форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными общенациональными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Судебная власть – представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров).

Унитарное государство – одна из двух форм территориальной организации государства. Государство является унитарным (слитым, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования.

Федерация -форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Обратите внимание:

На важность этой темы в приобретении необходимых навыков рационально - критически анализировать политические явления и процессы, связанные с организацией и функционированием государственной власти в различных странах и политических системах, механизмами формирования в них политико-властных институтов и структур, распределением между ними сфер (и объемов) компетенции и ответственности и т.д.

Причем речь идет о навыках и способностях выявлять в этом анализе (с помощью методов сравнительной политологии) не только то, что является общим, роднит, но и то, что отличает, что порождает национальную специфику и связано не только с различиями в историческом опыте и традициях, но и с субъективной стороной политики. В том числе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями власть предержащих, степенью их приверженности к демократическим формам и методам правления, отношением к возможности (и необходимости) контроля со стороны общественности и пр.

«Любое правительство может позволить себе ровно столько, сколько ему позволяет народ» - этот нормативный идеал демократии потому и является идеалом, что, как и всякий другой идеал, не знает завершения. Но в той или иной мере приблизиться к нему – задача (как показывает опыт западных стран) вполне осуществимая. Но для этого необходимы как прочные знания того, по каким каналам и с помощью каких средств возможно удержание власти и властителей в русле возложенных на них социумом обязательств, так и практические навыки разумного (рационального) пользования этими механизмами.

Если мы в России желаем действительно демократической и социально ответственной власти, то мы должны приучить наших «правителей» (больших и малых) воспринимать себя не в качестве ниспосланных Богом «пастырей паствы», т.е. народа, а только и исключительно в роли его «вышколенных слуг». Профессионалов, которые нанимается (и содержатся) народом для ведения общих дел, уполномочиваются им управлять страной по правовому (т.е. справедливому) закону во имя не частного и не корпоративного, а всеобщего блага.

И которые отстраняется (изгоняются) народом в случае, если не соблюдают (или непрофессионально выполняют) принятые на себя по социальному контракту обязательства. Если вместо того, чтобы заботиться о продвижении общих государственных интересов, действуют только и исключительно в угоду своим личным эгоцентрическим амбициям и планам.

А для этого есть только один путь – научиться реально (эффективно) пользоваться (помимо прочего) таким доступным для всех инструментом контроля и ротации власть предержащих, как свободные (альтернативные) выборы. Только через это умение выбирать достойных себя «вождей» и «управителей», а, выбрав, справляться с ними, мы сможем действительно придти к реальной демократии. Демократии рационально осознанного и ответственного участия, в которой власть будет отправляться (и постоянно обновляться) свободно выражающим себя большинством.

Наши рекомендации