Тема 7. Государство как институт политической системы

Гражда́нство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Госуда́рство — форма самоорганизации общества, располагающая механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории и обладающая суверенитетом.

Суверените́т (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних, и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Мона́рхия — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д. Абсолютная монархия, Дуалистическая монархия, Парламентарная, Выборная.

Респу́блика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Парламентская республика, президентская республика, смешанная (парламентско-президентская).

Государственно-территориальное устройство — это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

Унита́рное госуда́рство— форма государственного устройства, при котором его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.

Конфедера́ция — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Законодательно-представительная ветвь власти — это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролиру ет бюджет страны. Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент.

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Судебная власть — одна из ветвей государственной власти (наряду с законодательной и исполнительной).

Государственный аппарат — этосистема управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовымпринципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat) — государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Задание 1

Теократическая согласно которой носитель власти или отождествляется с божеством, или рассматривается как посланник Бога, получающий непосредственно от него свои права. Теократическая теория всегда имела и имеет своих сторонников в лице религиозных деятелей Древнего Востока, античных философов, богословов средневековья (Фома Аквинский), светских ученых ХVII-ХIХ вв. (в Голландии – Клавдий Салмазий, во Франции – Жозеф де Местр, в Германии – Фр. Шталь),
Патриархальная Данная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода.
Договорная Договорная теория относится к числу рационалистических объяснений происхождения государства. Образование государства рассматривается как результат свободной и сознательной воли человека, как некий воображаемый или действительный юридический акт заключения общественного договора. При этом предполагается, что до возникновения государства люди жили в естественном состоянии. Они не только не были подчинены государству, но не составляли общества, не были связаны никакими социальными узами.
Завоевания Опирается на исторические факты и шлет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества. Ее сторонниками были Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и другие. Наиболее полно и последовательно теория насилия изложена польско-австрийским социологом и государствоведом Людвигом Гумпловичем в его работах «Раса и государство. Исследования о законе формирования государства» и «Общее государственное право», Л. Гумплович считал, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определенного порядка в форме государственной организации.  
Марксистская Историческая неизбежность социалистической революции, интернациональная классовая борьба пролетариата.

Задание 2



Форма правления Форма государственного устройства
Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. 1.Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) бессрочна; 3) не зависит от населения. Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность; 3) зависимость от избирателей.   Форма государственного устройства — это элемент фор­мы государства, характеризующий внутреннюю структуру го­сударства, способ его политического и территориального деле­ния, обусловливающий определенные взаимоотношения орга­нов всего государства с органами его составных частей. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах. Формы государственного устройства: 1. унитарная (простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болга­рии, Италии). Унитарные государства бывают централизован­ными — Швеция, Дания и т. п.. и децентрализованными — Ис­пания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользу­ются широкой автономией, самостоятельно решают передан­ные им в ведение центральными органами вопросы; 2. федеративная (сложное, союзное государство, части ко­торого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и други­ми признаками государственности). В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов фе­дерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной консти­туции, которая может быть изменена только с согласия субъек­тов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъ­ектов федерации, третья — совместной компетенцией союза и его членов; 3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических к про­чих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо от­сутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и только координирующего свойства. Конфедерация пред­ставляет собой непрочное государственное образование и су­ществует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государ­ство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформиро­валась в федерацию.  

Задание 4

Монархия Республика
Япония Марокко Дания Норвегия Великобритания Швеция Испания Хорватия Польша РФ Франция Греция Турция Словения  

Задание 5

Парламентская Республика Президентская Республика Смешанная
Федеративная Республика Германия Республика Италия Республика Португалия Республика Польша Республика Австрия США Республика Беларусь   Российская Федерация

Задание 6

Форма государства Форма государственно-территориального устройства
Республика: смешанная республика, монархия: дуалистическая монархия, парламентская монархия, абсолютная монархия, конституционная монархия федерация, конфедерация, унитарное государство

Тест

Наши рекомендации