Тема 7. Государство как основной институт политической системы

1. Происхождение, признаки и функции государства.

2. Типология государств.

1. Проблема государства – одна из приоритетных в современной политической теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом его политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения.

Государство не относится к вечным феноменам общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей жизни особые институты.

В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В обществе с государством власть централизованной группы опирается на иерархический административный аппарат, строящий свою деятельность на базе юридических норм. Здесь действует четко установленная иерархия – разделение на лиц, владеющих политической властью и подчиняющихся ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью.

Существует несколько теорий и концепций происхождения государства.

1. Патриархальная теория, зародившаяся в древней Греции и получившая теоретическое обоснование в 17в. В одной из работ английского мыслителя Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.

2.Теологическая концепция государства, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. В этой концепции нашли отражение некоторые реальности, связанные с теократическими формами первых государств мира.

3. Теория общественного договора. Наибольшее распространение получила в XVII–XVIII вв. в трудах Г.Гроция, Д.Локка, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо. В соответствии с ней возникновение государства есть результат своеобразного договора находящихся в догосударственном состоянии индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью. Атрибуты власти передаются суверенному монарху или иному государственному институту.

4. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский. В основе возникновения государства, считают они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

5. Социально-экономическая, или марксистская, концепция, в соответствии с которой государство возникает как результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими.

Природа государства сложна и имеет ряд тесно связанных друг с другом измерений. Одним из важнейших измерений являются признаки государства, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на всё население в пределах определённой территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определённой территории требует установления его пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия – армии, служб охраны порядка и безопасности.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций ).

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в её верховенстве и независимости от любых других и внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется:

а) в общеобязательности её решений для населения;

б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

г) в наличии специальных средств воздействия на населения, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-пятых, государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Государство относится к наиболее устойчивой структуре политической организации общества, является её основой в силу того, что выполняет ряд функций, отличных от деятельности других субъектов политической системы.

Функции государства – это обязанности, круг деятельности, назначение, роль в наиболее концентрированной, обобщённой форме. С развитием государства, усложнение его задач и ростом объема забот расширялись и углублялись функции. В современном мире в общем плане можно классифицировать функции следующим образом:

– руководство и управление. Руководство связано с выработкой государством стратегии, общих параметров и ориентиров жизни и развития общества, включая направления и принципы, методы решения экономических, социальных, политических, национальных и культурных вопросов, проблем. Управление же задействовано на выработку и применение конкретных механизмов реализации общих замыслов, задач, стратегических установок;

– внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса, подавлением воли угнетённых классов, слоёв (для антагонистических обществ), обеспечением политической стабильности, регулированием национальных (межнациональных) отношений, взаимодействием с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными институтами. К политической функции относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Правовая функция всецело принадлежит государству. Осуществляя правотворчество, оно устанавливает правовые законы и нормы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан.

Организаторская функция государства состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнения решений, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, решений, предписаний, информационном обеспечении политики, осуществлении мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объёме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования, программирования.

Социальная функция государства проявляется в осуществлении заботы о человеке как члене социума: удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, образовании, поддержании здоровья; осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности. Социальное государство стремится сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения социального дохода в пользу менее обеспеченных слоёв), обеспечить занятость и право работника на предприятии, развивать систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.

Образовательная функция государства. По мнению видных государственных деятелей Великобритании, США, Японии, качественное образование – основа будущего, столбовая дорога в современную цивилизацию. Многие государства стоят перед задачей, которой нет альтернативы: осуществления кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающей весь процесс образования от школьного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставления людям разных возможностей его получения, качественную подготовку молодёжи к активной жизни.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная, насильственная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, координации совместной деятельности с другими государствами в различных сферах, участием в блоках, союзах.

Содержание, объем и проявление функций обусловлены типом общества, его классовой структурой, волей господствующего класса. Практика убеждает в том, что чрезмерное вмешательство государства в дела общества, стремление регулировать все его процессы отрицательно сказываются на самостоятельности, инициативе, ответственности регионов, местных структур управления, порождает иждивенчество, потребительскую психологию. Поэтому за последнее время наметилась тенденция ослабления воздействия государства на отдельные общественные дела и процессы.

Таким образом, государство – это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.

2. Тип государства определяется тем, какой социальной группе оно служит, т.е. в конечном счете, тип государства зависит от господствующего способа производства и соотносится с типом общественно-экономической формации.

Исторически известны следующие типы государства: рабовладельческое (в двух его разновидностях: античное и азиатское); феодальное, буржуазное, социалистическое. Все они отличаются различным уровнем развития экономических основ и соответственно развитостью политических структур в целом и государственных организаций и учреждений в частности.

В то же время на этапах перехода от одной общественно-экономической формации к другой существовали и существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые предполагают одновременное существование элементов государства различных типов, и исторически переходного типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старой государственной машины и постепенное создание нового типа государства.

От типа государства принято отличать его форму, которая характеризуется совокупностью способов и методов осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит государственная власть.

Форма государства определяется: формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима.

Форма правления – организация верховной государственной власти, а также порядок образования её органов и их взаимоотношений с населением.

В соответствии с этим традиционно выделяются: монархия (абсолютная и конституционная); республика (парламентская, президентская, теократическая, смешанная и т.д.), однако следует вспомнить, что понятие республика может распространяться на государства противоположного типа. Возможно деление форм правления и следующим образом: монархия, аристократия, демократия.

Монархия – первая историческая форма правления. Она характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства – монарх – занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, её органа или избирателей.

Существует две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства. При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в области управления. Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский характер.

Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии, тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой момент времени парламент может выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра, главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства – председатель совета министров, премьер-министр, канцлер – официально не является главой государства, но реально он – первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства – президент здесь избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент, – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действие президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа. В президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам президент может быть отстранён от власти лишь в случае нарушения им конструкции либо совершения преступления.

Полупрезидентская или смешанная республика не имеет типичных черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но тяготеет к одной из них. Её характерной чертой является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. В целом же распределение полномочий и порядок взаимоотношений между различными институтами власти в полупрезидентской республике варьируется от страны к стране.

Форма государственного устройства, т.е. способ организации территориально-политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

В зависимости от формы государственного устройства выделяют:

а) унитарные государства, которые делятся лишь на административно-территориальные единицы, не имеющие права на собственную конституцию и законодательство;

б) федеративные государства, основанные на государственном праве объединения, отдельные члены которого связаны между собой общей конституцией, причем внешним суверенитетом наделена лишь федерация в целом. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основных принципов федерации, правительство со своими полномочиями;

в) конфедерацию – союз государств, объединенных, как правило, в целях осуществления совместной оборонной и внешней политики. При этом сохраняется полная самостоятельность во всех других сферах.

Конфедерациями в прошлом были США (1776–1787 гг.), Швейцария до 1848 г., Германский союз в 1815–1867 гг. Хотя Швейцария и относится ныне к конфедерации, по своему устройству она в большей мере является федерацией. Черты же конфедерации имеют место в Европейском экономическом сообществе, преобразованном в 1991 г. в Европейский союз на встрече глав государств в Маастрихте.

Анализ роли и места государства в политической системе будет не полон без учёта методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, то есть без политического режима. Современная история знает три формы политического режима: демократическую, авторитарную, тоталитарную.

Демократический политический режим – эта форма народовластия, характеризующаяся свободным волеизъявлением народа, верховенством законов, провозглашением принципа социальной справедливости и равенства всех перед законом.

Авторитарный политический режим обусловлен чрезмерным централизмом власти в руках правящей касты, запретом оппозиции, культивирование в массах раболепского отношения к власти, страха и фанатизма.

Тоталитарный политический режим – крайняя форма авторитаризма, для которой характерны: полный (тотальный) контроль государства над жизнью общества, запрещение всех демократических организаций, оппозиции и инакомыслящих. Типичным примером тоталитарных режимов является фашистская диктатура. Развернутая характеристика политических режимов дана в специальной теме.

Наши рекомендации