Вопрос 4. «Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти».

При изучении четвертого вопроса – «Выборы как институт воспроизводства и обновления государственной власти» - следует иметь в виду, что хотя без выборов нет демократии, далеко не всякие выборы являются проявлением таковой. А только такие, которые строятся на:

· свободе избирательного права, т.е. всеобщем и равном избирательном праве по принципу: «один человек – один голос»;

· свободе выдвижения кандидатур и связанных с ней альтернативности и честной соревновательности выборов;

· свободе и равенстве всех зарегистрированных участников предвыборной гонки в правах на информацию и ведение предвыборной агитации;

· свободе голосования, которая подразумевает тайное голосование, исключающее огласку того, за кого (за какого кандидата или партию) проголосовал избиратель;

· свободе самоопределения каждого потенциального избирателя по поводу личного участия в выборах (как на уровне активного, так и пассивного избирательного права);

· обязательности и периодичности, когда выборы проводятся не от случая к случаю, а регулярно - в сроки, оговоренные законом.

Выборы - это довольно сложный законодательно регулируемый процесс, включающий в себя целый ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. В этой связи необходимо различать и четко представлять себе содержание:

· начального этапа, связанного с объявлением даты проведения выборов и формированием их институциональной инфраструктуры;

· выдвижения и регистрации кандидатов в представительные органы и на выборные государственные посты;

· организации и проведения предвыборной кампании (агитации) кандидатами и избирательными объединениями;

· организации голосования, подсчета голосов и определения победителей.

Особое внимание следует обратить на финансовую сторону выборов и существующие в этой области правовые регламентации и «табу» в том, что касается формирования избирательных фондов и их источников, ограничения круга юридических и физических лиц, наделенных правом добровольных пожертвований в эти фонды, правил и принципов использования поступивших денежных средств и т.д.

Такого же внимания требует и вопрос об избирательных системах.Здесь необходимо выяснить суть двух из наиболее широко распространенных систем, а именно: мажоритарнойсистемы (или системы большинства) и пропорциональной системы (или системы пропорционального представительства). А также «плюсы» и «минусы» каждой из них в том, что касается возможностей реального представительства действующих в стране политических сил и отражения воли большинства, создания дееспособных правительств, развития тех или иных типов партийно-политических систем и пр.

Заключить изучение четвертого вопроса следует рассмотрением практики организации и проведения выборов в Российской Федерации,обратившись к соответствующим законодательным актам. И, прежде всего, к Федеральным законам: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации». Особого внимания заслуживают такие инновации в организации выборов в настоящее время, как:

· переход к выборам только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные партийные списки кандидатов;

· увеличение избирательного порога для прохождения кандидатов той или иной партии в Государственную Думу с 5 до 7 процентов;

· изъятие из бюллетеней для голосования графы «против всех», которая впервые была введена на выборах в Государственную Думу в декабре 1993 года;

· отмена порога явки избирателей, который был необходим для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, и др.

Прочитайте:

1. Муштук О.З. Политология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. - Раздел 5. С.210-263.

2. Хейвуд Э. Политология. Учебник для студентов вузов /Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – Часть1. Глава 5, с.106-127.

3. Категории политической науки. Учебник. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. Главы 6. Подраздел 2: Государство. С.261-293.

4. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997.

5. Муштук О.З. Бизнес и политика. Учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2008. Раздел 6, с.229-277.

6. Политология. Лексикон. Под редакцией А.И.Соловьева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Статьи: Государство (с.84-92); Избирательные системы (с.161-170).

Интернет ресурсы

1. Д.Медведев. «Россия, вперед! // http://www.kremlin.ru/news/5413

2. Электронная гуманитарная библиотека. Лекции по политологии - http://www.gumfak.ru

3. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. Категория Политология - http://ru.wikipedia.org/wiki

Мероприятия для самопроверки:

Задание А. Продумайте ответы на нижеследующие контрольные вопросы темы:

1. Основополагающие признаки и атрибуты государства как «особой организации силы».

2. Три ветви государственной власти и их структурно-функциональная организация в рамках принципа разделения властей.

3. Формы государственного устройства и их типологические характеристики.

4. Сравнительный анализ президентской и парламентской республик.

5. Особенности структурно-функциональной организации власти в современной России.

6. Выборы как институциональный механизм воспроизводства и обновления государственной власти.

7. Современные избирательные системы и выборные технологии. Проблема финансирования выборов.

8. Законодательное регулирование и практика проведения выборов в Российской Федерации.

Задание Б. Осмыслите нижеприведенные цитаты, отражающие потребность социума в государстве, его функционально-ролевом предназначении, а также необходимость свободных выборах, как наиболее безболезненном и «дешевом» способе ротации власть имущих:

а) «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (В.С.Соловьев (1853—1900) – русский философ).

б) «Государственное устройство, оно первей и важней экономики, потому что это условие, чтобы вообще можно было жить». (А.И.Солженицын (1918-2008) - русский писатель)

в) «Государство существенным образом есть аппарат исполнения принуждения. Его самая важная черта – принуждать угрозой силы или убеждением к поведению, отличного от того, что нам нравилось бы делать». (Л. Фон Мизес (1881-1973) – австрийский экономист)

г) «Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. Предписывая своим чадам повиноваться государственной власти и молиться за нее, Церковь не признает абсолютизации власти, которая ведет к полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель же государства заключается в их земном благополучии…». (Алексий II (1929-2008) - Святейший Патриарх Московский и всея Руси)

д) «Право голоса - это самое основное право, без которого все основные права не имеют смысла. Оно дает людям как индивидуумам контроль за собственными судьбами... Голосование является самым мощным инструментом, который когда-либо был изобретен человечеством для разрушения несправедливости и глухих стен, которые сковывали людей из-за того, что они отличаются от других людей». (Л. Джонсон (1908-1973) - 36-й Президент США)

е) «Как «новая демократия» Россия представляет собой замечательно интересный пример политической системы, находящейся в стадии перехода. Здесь особенно важны такие явления и процессы, как становление президентской системы в рамках российского федерализма, эволюция Федерального Собрания, возникновение многопартийной системы…». (Эндрю Хейвуд - английский профессор - политолог)

ж) «Как и в большинстве демократических государств, лидерами в политической борьбе станут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти. Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. Они будут иметь длительный опыт цивилизованной политической конкуренции. Ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших социальных проблем. Соединят в политическое целое все части общества, граждан всех национальностей, самые разные группы людей и наделённые широкими полномочиями российские земли». (Д.Медведев – президент РФ)

Наши рекомендации