Тема: государство – основной институт политической системы

1. теории происхождения государства

2. сущность, признаки и функции государства

3. формы и типы государства

4. правовое государство и гражданское общество

1)

Конфуций (ок 551-479гг до н э): государство – большая семья, где отношения между правителем и подданным = отношения между старшими и младшими

Государство – политический институт, который организовывает жизнь населения на определенной территории, обеспечивает порядок и поддерживает нормы и правила человеческого общежития.

Теории происхождения государства:

Теологическая теория (Ф. Аквинский 1225-1274): государство – результат Божьей воли, орудие проявления Божественного плана; оно вечно как и Творец.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Договорная теория: государство возникло в результате договора и между народом и правителями; со временем правители забыли о своих обязанностях перед народом – нужно заключить новый общественный договор

Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг: Теория насилия:

-теория внешнего насилия: государство – результат внешнего завоевания одного народа другим (государство – аппарат принуждения)

-теория внутреннего насилия: государство – результат насилия одной части общества над другой

Ф. Ницше. расовая теория: государство для обеспечения постоянного господства высших рас над низшими

К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895). Классовая теория: государство возникло в результате разложения родового строя, появления общественного разделения труда и частной собственности, расслоения общества; государство – орудие подавления и эксплуатации угнетенного класса

Герберт Спенсер (1820-1903). Органическая теория: государство – живой организм, части которого выполняют определенные функции (правительство – мозг)

Психологическая теория: государство – следствие психологических закономерностей развития человека, который имеет естественные потребности в определенной организации (Г. Тард, Л. Петражитский)

2)

Отличительные признаки государства:

-суверенность (верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне)

-принудительность (монопольное право на применение принуждения, право на легальное насилие для поддержания порядка)

-всеобщность (государство включает в сферу своего взаимодействия всех людей, проживающих на его территории, монопольно издает законы, обязательные для всех)

Атрибуты государства:

-территория (определяется границами, которые разделяют сферы суверенитета отдельных государств)

-население

-государственный аппарат

-государственный флаг, герб, гимн

-столица

-государственная денежная единица

-глава государства

Функции государства:

Внутренние:

-охрана общественного порядка

-социальная

-экономическая

-защита прав и свобод граждан

-идеологическая

Внешние:

-поддержание отношения с другими государствами

-внешнеэкономическая

-военная

-решение глобальных проблем

3)

Форма государства (строение, структура и организация государственной власти) включает три элемента:

-форму правления

-форму государственного устройства

-форму политического режима

Форма правления – организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, между ними и гражданами

Формы правления:

-монархия – власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству

-республика – высшие органы избираются населением на определенный срок

Монархия:

-абсолютная

-конституционная: парламентская и дуалистическая

- теократическая (в руках монарха сосредоточена не только светская, но и духовная сфера)

- выборная (Объединенные Арабские Эмираты)

Республика:

- президентская

-парламентская

-полупрезидентская (смешанная)

-суперпрезидентская

Характерные признаки президентской республики (США):

-президент – глава государства и глава исполнительной власти

-жестокое разделение властей

-президент не может распустить парламент

-парламент не может вынести вотум недоверия правительству

-Парламент может объявить импичмент президенту

-президент имеет право отлагательного вето

-президент не имеет законодательной инициативы

Характерные признаки парламентской республики (ФРГ):

-руководящий орган власти – парламент

-правительство формируется на парламентской основе

-отсутствие жестокое разделения властей

-правительство обладает законодательной инициативой

-реальная власть в руках Премьер-министра

-президент выполняет представляет представительные функции

-Премьер-министр имеет право распустить парламент

Характерные признаки смешанной республики (РБ):

-президент – глава государства; его роль велика

-президент может распустить парламент

-президент назначает правительство и премьер-министра

-президент обладает правом законодательной и инициативы и правом отлагательного вето

-двойная ответственность правительства перед парламентом и президентом

Форма государственного устройства – раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений между центральной, региональной и местными властями:

-унитарное государство (единое, простое, государство)

-федерация (сложное, союзное государства)

-конфедерация (союз юридически и политически самостоятельных государств)

унитарное государство (РБ, Франция, Испания). Признаки:

-Концентрация финансов в национальном бюджете

-вмешательство центра в дела местной власти

-господство единой системы органов правосудия

-единые правовые и конституционные нормы

-единое гражданство

-возможность центра замещать исполнительные органы местной власти по своему усмотрению

Характерные черты федерации (РФ, США, ФРГ):

-субъекты федерации автономны и самоуправляемы

-наличие 2х палатного парламента

-сосуществование единой Конституции государства и Конституций субъектов

-наличие двойного гражданства

-существование единой системы прав граждан, единой судебной системы, единой валюты, единой охраны границ

-наличие собственных правительств

Характерные признаки конфедерации (ЕС):

-юридическая и политическая самостоятельность государств-участников

-отсутствие единого центра принятия решений

-совместные решения принимаются на основе консенсуса

-возможность государства-участников в любой момент покинуть союз

-проведение совместной политики в определенных целях (оборона, внешние связи и т д)

3)

Правовое государство – организация власти, создающая условия для наиболее полного обеспечении прав и свобод человека и гражданина

По отношению к гражданам действует принцип: «разрешено все, что не запрещено законом»; по отношению к людям, наделенным властью – «разрешено только то, на что они уполномочены законом»

Принципы деятельности правового государства:

-верховенство права во всех сферах жизни общества

-незыблемость свободы личности, ее прав и свободы

-отсутствие командно-административных методов управления

-взаимная ответственность личности и государства

-политический и идеологический плюрализм

-исключение любых форм деспотии и диктатуры

-суверенитет народа

-наличие развитого гражданского общества

-функционирование институтов демократии, которые препятствуют узурпации власти

-разделение властей

-независимость и автономность суда

-наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан

-участие граждан в управлении государством посредством механизмов прямой демократии

Тема 8: органы власти в РБ

1. основы государственно-институционального строя РБ

2. Президент, Парламент, Правительство РБ

3. местное самоуправление и управление

4. бюрократия и бюрократизм

1)

Конституционный строй – государственный и общественный порядок, который определен Конституцией, как основным законом страны

Признаки конституционного строя:

-подчинение государства праву

-признание и гарантированность прав и свобод человека

-разделение властей

-многообразие форм собственности

-политический плюрализм

-наличие гражданского общества

Основы конституционного строя РБ:

1.РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст1)

2.государственный суверенитет – право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст2)

3.народный суверенитет – право белорусского народа осуществлять свою власть самостоятельно, быть единственным источником государственной власти (ст3)

4.государство ответственно за развитие демократии, которая осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст4)

5.государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст14)

6.селовека, его права, свободы и гарантии, их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства (ст2).

2)

1994г – введение института президентства в Беларуси

1996г – внесение изменений и дополнений в Конституции РБ – расширение полномочий президента

Функции президентской власти:

-гарантийная

-арбитражно-интегративная

-контрольная

Президент РБ:

1.назначает референдумы, выборы в Парламент и местные Советы

2.распускает палаты Национального собрания

3.назначение Премьер-министра

Парламент.

Национальное собрание РБ – высший представительный и законодательный орган власти

Палата представителей:

-рассматривает проекты законодательства

-назначает выборы президента

-дает согласие президенту на назначение Премьер-министра

-выдвигает обвинения против президента

Совет республики:

-дает согласие на назначение президентом председателя и судей 3х высших судов, председателя ЦИК, Генпрокурора, председателя Нац банка

-избирает 6 судей Конституционного суда

Правительство – совет Министров РБ – центральный орган государственного управления, высший орган исполнительной власти

Правительство:

-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны

-разрабатывает проект республиканского бюджета и отчитываемости о его выполнении перед Парламентом

-обеспечивает исполнение Конституции и законов

-принимает меры по обеспечению прав свобод граждан

Система судов:

-Конституционный Суд

-Верховный Суд

-Высший Хозяйственный Суд

3)

Органы местного управления и самоуправления:

-исполнительные комитеты

-местные Советы депутатов

-органы территориального местного самоуправления

-местные референдумы

-собрание граждан

4)

Бюрократия – рационально организованная служба управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствие с законами, инструкциями и другими правилами – особы слой чиновников-управленцев

Основные подходы к исследованию бюрократии:

1)концепция рациаональной бюрократии М. Вебера – В. Вальсона

-иерархичность

-бюрократы лично свободны, исполняют свои обязанности на контрактной основе, их функции четко определены

-главный критерий отбора – квалификация

-единственный источник доходов – зарплата

-основные занятия чиновника – выполнение служебных обязанностей

-повышение в должности осуществляется на основе должностных заслуг

-чиновник не может присваивать занимаемую должность или извлекать доходы, связанные с ней

-бюрократический аппарат и чиновники подчиняются строгой дисциплине, их деятельность контролируются

Модели взаимодействия бюрократии и политики:

1.чиновники – послушные исполнители воли политиков

2.бюрократы и политическая элита имеют общие интересы

3.функциональное единство администрации и политических элит

4.между бюрократией и политической элитой осуществляется конкуренция

2)теория бюрократии К. Маркса

Бюрократия = бюрократизм

-подмена общественных интересов частными

-неспособность бюрократии решить подлинные проблемы

-отсутствие у нее гос разума

-извращенное восприятие действительности

-предвзятость, произвол

-формализм

-карьеризм как образ жизни

Бюрократизм – групповая монополия управляющих……………………

Коррупция – преступная деятельность, связанная с подчиненностью государственных чиновников, получением или лично, или через посредников материальных благ

Формы проявления:

-подкуп чиновников и общественно-политической деятелей

-взяточничество как законное или незаконное предоставление благ или льгот

-протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, приятельских отношениях

-покупка

Последствия коррупции:

-расширение теневой экономики

-разрушение конкуренции

-моральное разложение чиновников

-создание организованной преступности

-усиление социальной дифференциации общества

-дискредитация права

-нравственная деградация общества

Наши рекомендации