Происхождение, виды и функции политических элит
В условиях обновления российского общества остро ощущается влияние общественного фактора. Деятельность различных партий, общественных организаций и движений персонифицируется в конкретных личностях – лидерах и политических элитах. Термин «элита» происходит от французского слова «елите», что означает лучший, отборный, избранный, «избранные люди».
Политическая элита – это определенным образом структурированная группа людей, обладающая потенциалом решающего политического влияния на большинство других групп и институтов в этом обществе и являющаяся основным источником руководящих кадров для сообщества. К элите относят профессиональных политиков высокого ранга, наделенных властными функциями и полномочиями. Это также высшие руководящие кадры – государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, выработке стратегии общественного развития. В состав политических элит входят также управленцы и идеологи, представители различных отраслей других слоев общества, духовенство, суждения и мнения которых пользуются авторитетом в обществе. Политическая элита отличается тем, что концентрирует в своих руках политическую власть, управляет обществом, принимая важные решения. По существу политика – это продукт элиты, ее функции выражают интересы всего общества.
Кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.
Элита присуща всем обществам и государствам, ее существование обусловлено следующими факторами:
а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
б) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом, выступающим условием его эффективности;
в) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим регулированием;
г) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.
Эти и многие другие факторы обусловливают элитарность политических структур общества.
По объему властных функций можно различать:
- высшую элиту (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера парламента, руководителей органов государственной власти, ведущих политических партий). Она принимает наиболее важные политические решения;
- среднюю элиту (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т д.). Как правило, это около 5 % высшего слоя законодательной, исполнительной и судебной власти в стране;
- административную элиту (высший слой государственных служащих, занимающих ключевые позиции в административном аппарате – высшие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления).
Политическая элита также делится на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, и оппозиционную.
Выделяются следующие функции элиты:
1). стратегическая –разработка стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий;
2). коммуникативная– эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
3). организаторская– связана с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами;
4). Интегративная– укрепление стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, недопущение конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Ее важными содержательными элементами выступают сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.
Каков механизм формирования и воспроизводства политической элиты? В мире существуют:
1). Закрытый тип – формирование по закрытым каналам, характерен для недемократических обществ;
2). Открытый, конкурентный тип – присущ демократическим государствам.
Политическое лидерство
Анализируя вопрос, необходимо остановиться на определениях лидерства, связанных с различными подходами к трактовке понятия, выделить следующие из них: лидерство как влияние на других людей; как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений; как особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке; политический лидер как символ общности и образец политического поведения людей, способный реализовать их интересы с помощью власти.
В общем виде лидерство (от англ. leader – «ведущий») – это ведущее положение, приоритетное влияние отдельной личности, социальной группы, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности. Сущность лидерства составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Политическое лидерство – это социальное отношение, выражающее взаимосвязи и взаимодействие социальных общностей по поводу преодоления неравенства их статуса в структуре общества с целью утверждения приоритета своих интересов посредством овладения политической властью.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней:
· лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы;
· лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов;
· лидер, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института (правительства, администрации, парламента). Влияние лидеров второго и третьего уровней основано на связи их программ с умонастроениями, свойственными массовому сознанию, с ожиданиями людей.
Немецким социологом М. Вебером была обоснована типология лидерства, связанная со способом легитимации власти. Он выделил:
· традиционное лидерство, основанное на обычаях, традициях. Такой была власть старейшин, вождей, монархов;
· рационально-легальное лидерство, связанное с избранием лидера демократическим путем;
· харизматическое лидерство (от греч. «харизма» – милость, божественный дар), авторитет и власть которого опирается на веру и эмоции, личные волевые качества.
Э.Дженнингс выделил типы лидеров в зависимости от характера их деятельности: лидер-консерватор (привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или адаптировать их к изменениям); лидер-реформатор (стремится к изменению идеалов или приведению в соответствие с ними социальной реальности); лидер-революционер (стремится к коренному преобразованию всей общественной жизни). Имеются и другие классификации лидерства.
По отношению к власти можно выделить оппозиционного и властвующего лидера. Оппозиционный тип в свою очередь подразделяется на два подтипа: конфронтационно-оппозиционный, который является непримиримым противником данной власти, и конструктивно-оппозиционный, критикующий данную власть, но не ориентированный на ее немедленное свержение.
По типу деятельности различают политиков-идеологов и политиков-организаторов. Политик-идеолог выдвигает новые идеи, политик-организатор не выдвигает принципиально новых идей, но умеет мобилизовать людей на претворение в жизнь концепции идеолога. По отношению к действительности можно выделить типы лидеров-реалистов, фанатиков и романтиков. Реалист, выдвигая определенные цели и задачи, исходит из объективной реальности. Фанатик руководствуется своими устремлениями, навязывает их обществу, совершенно не считаясь с реальностью. Романтик – тип политика, который не обладает развитой способностью адекватно реагировать на изменившиеся условия и корректировать свои действия.
Характеризуя функции лидерства, следует выделить и раскрыть следующие: социально-организационную (интегративную) – процесс организации и управления, мотивации и интеграции в единую социальную общность; культурно-организационную (социокультурную) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивную – координация и регулирование политических интересов.
Какими же основными качествами должен обладать современный лидер и политик?
Лидер приобретает власть наиболее авторитетного в группе лица благодаря своим личным качествам, которые оцениваются группой в процессе совместной деятельности. Он может оцениваться как деловой, интеллектуальный, общительный, обладающий организаторскими способностями, предприимчивый. Авторитет интеллектуального лидера основывается на умении решать сложные задачи, выполнять функции мозгового центра. Лидеру общения присущи коммуникабельность, умение снять напряжение внутри группы. Все эти качества могут сочетаться в одном лице.
Лидер, как правило, должен обладать компетентностью, государственным подходом к делу, высокой аналитичностью ума, большой работоспособностью, твердостью принципов и убеждений, способностью к восприятию альтернатив и поиску нового; умением убедить и вести за собой людей; коммуникабельностью, ораторскими способностями; наличием собственной программы; умением бороться за осуществление этой программы; популярностью и т.д. Лидер должен учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной группы, интересы общества для него должны быть выше личных, он должен иметь большие организаторские способности.
Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. Политический авторитет – это соответствие лидера тем ожиданиям людей, которые должны проявиться в политической деятельности лидера. Истинный авторитет политического лидера в той или иной социальной группе создается прежде всего выражением и защитой социальных интересов, последовательностью, решительностью, эффективной организацией и проведением политики, основанной на интересах людей.
Политический лидер также должен обладать основными политическими качествами:
· способностью квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать своей деятельностью интересы широких масс;
· инновационностью, т.е. способностью постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ. Основой сильной инновационной платформы является главная, рельефно обозначенная цель, способная оптимально объединить интерес самых различных групп и общественных объединений. Политическая программа лидера должна быть мотивированна, давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера;
· политической информированностью. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидание различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством, различными общественными институтами. Политическая информация должна служить прежде всего тому, чтобы не проглядеть стыки интересов социальных групп регионов, наций и государств в целом;
· ораторскими способностями, развитой культурой речи;
· чувством политического времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: «Быть политиком – значит своевременно принимать меры». Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение.