Функции политических элит и лидеров

Функции политической элиты многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Самыми существенными из них являются следующие:

1) Руководство и управление обществом. Политическая элита – основной резерв руководящих кадров для политического, экономического, административного, культурного и т.п. управления. Контролируя самые разнообразные ресурсы, политическая элита имеет возможность влиять на условия жизни людей.

2) Стратегическая функция. Политическая элита разрабатывает стратегии и тактики развития общества, определяет политическую программу действий, разрабатывает концепции назревших реформ. Эта функция в полной мере реализуется на высшем уровне политической элиты.

3) Мобилизующая функция. Для реализации стратегического курса политической элите необходимо организовать массы на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция. В политических программах элиты должны найти отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп и слоев общества. Политическая элита должна уметь видеть особенности настроений различных социальных общностей, реагировать на изменения общественного мнения и вовремя принимать соответствующие им решения. Эта функция также должна обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, к которым относятся СМИ, PR-службы, социологические центры и т.п.

5) Интегративная функция. Она призвана обеспечить стабильность общественной жизни, снимать острые противоречия и конфликты. Для этого действия политической элиты должны быть направлены на сплочение различных слоев населения, гармонизацию и согласование социальных интересов, достижение консенсуса и сотрудничества с политическими оппонентами.

Необходимо отметить, что содержание и границы функций, которые призвана выполнять политическая элита, определяются конституцией страны, другими нормативными актами. На содержание функций также значительное влияние оказывает политический режим данного государства. Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом зависят от целей, ситуации, среды, в которой им приходится действовать. Если лидер сталкивается с кризисным общественным развитием, на первый план выходят следующие:

1) Аналитическая (диагностическая) функция. Она связана с глубоким и всесторонним анализом причин сложившейся ситуации, изучением объективных и субъективных факторов. Лидер определяет наиболее важные проблемы и определяет, что и как необходимо исправить.

2) Директивная функция. Она связана с принятием решений, разработкой программы действий. Важную роль здесь играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.

3) Мобилизующая функция. Она связана с мобилизацией масс на осуществление намеченных целей, выполнение конкретных решений. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт с широкими массами, убеждать их, вдохновлять, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях стабильного общественного развития круг функций политического лидера значительно расширяется.

4) Новаторская функция. Общество не должно стоять на месте, оно должно развиваться. Поэтому политический лидер должен вносить новые конструктивные идеи, проекты, направленные на обновление и дальнейшее развитие общества.

5) Коммуникативная функция. Политические лидеры должны служить людям, выражая интересы различных социальных групп и общества в целом. Проведение прогрессивной и взвешенной политики невозможно без всестороннего учета запросов и потребностей людей – их стремлений к справедливости, миру, безопасности, благосостоянию и свободе. Поэтому лидер обязан следить за постоянно меняющимися общественными настроениями, мнениями, связанными с динамикой преобразующейся жизнедеятельности людей.

Именно политический лидер должен обеспечивать постоянную коммуникацию власти и масс, наличие каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращать отчуждение граждан от политики.

6) Интегративная функция. Политический лидер должен делать все возможное для поддержания целостности и стабильности общества, обеспечения гражданского мира и согласия. Различные социальные слои общества, различные политические партии, союзы, альянсы должны действовать на благо общественного развития под влиянием авторитета политического лидера.

Кроме того, политический лидер обязан предвидеть последствия реформ и преобразований, избегать нежелательного эффекта резкого расслоения и поляризации общества, вовремя реагировать и принимать по возможности упреждающие воздействия, направленные на предотвращение конфликтов в обществе. Невнимание к обострившимся социальным проблемам способно привести не только к социальной напряженности, но и вызвать политическую нестабильность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашин, Г.К. и др. Основы политической элитологии. М.,1999.

2. Гаман-Голутвина. О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. 2000. № 3.

3. Глухова, А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000.

4. Дегтярев, А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. - 1996. - № 2.

5. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ. // Полис. 2000. № 1.

6. Ледяев, В.Г. Формы власти: типологический анализ. // Полис. 2000. № 2.

7. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000 – 559 с.

8. Антанович Н.А., Суздалева И.В. Политология: учеб. пособие. – М.: Изд. Центр БГУ, 2005. ­– 376 с.

9. Политология. Учебник. / Под ред. С.В. Решетникова. Мн., 2000. - 447 с.

10. Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. – 795 с.

Наши рекомендации