Многопартийность в России: становление и развитие

Многопартийная система в России сформировалась в 1905–1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических партии.

В советское время в России действовала безальтернатив­ная однопартийная система.

В 1988–1991 гг. в условиях перехода к демократической государственности начался процесс зарождения многопартийности: организационного становления политических партий, вы­работки политических программ. Принятие в октябре 1990 г. закона «Об общественных объединениях» стимулировало формирование партий. В основной своей массе новые пар­тии возникали как антитоталитарные и выдвигали задачи формирова­ния правового государства, многопартийной системы, многоукладной экономики, организованного народовластия (конституционной демок­ратии).

В выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, реально участвовало лишь 13 избирательных объединений и блоков.

В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, в бюллетени было внесено 43 избирательных объединений и блоков.

Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков.

В 2001–2003 гг. была осуществлена партийная реформа. В июле 2001 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О политических партиях Российской Федерации», в соответствии с которым минимальная численность федеральной политической партии должна составлять 10 тыс. чел. При этом партии должны иметь свои отделения не менее чем в половине регионов России. Закон стимулировал развитие крупных общенациональных партий как инструмента социального представительства и разработки политических решений. Окончательно закон вступил в силу в июле 2003 г., после завершения двухлетнего переходного периода.

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в декабре 2003 г. имели право участвовать 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений, приняли участие 23 политических партии и избирательных блока.

По результатам выборов в Государственную Думу прошли, преодолев 5-ипроцентный барьер, следующие политические партии: Политическая партия «Единая Россия» (37,57 %), КПРФ (12,61 %), ЛДПР (11,45 %), «Родина» – Народно-патриотический союз (9,02 %). Соответственно в Государственной Думе четвертого созыва было сформировано 4 фракции.

В выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва 2 декабря 2007 г. имели право участвовать 15 политических партий. Избирательное законодательство закрепило отказ от смешанной (мажоритарно-пропорцио-нальной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему (выборы по партийным спискам). Был установлен 7 %-й барьер прохождения в Госдуму.

За кандидатов Всероссийской политической партии «Единая Россия» проголосовало 64,30 % избирателей, пришедших на выборы, за КПРФ – 11,57 %, ЛДПР – 8,14 % и за впервые попавшую в Госдуму партию «Справедливая Россия» - 7,74 %. Все партии сформировали свои фракции в парламенте страны.

Общая тенденция последних лет – ослабление правого и левого радикальных политических флангов, не сумевших предложить реалистических программ, и рост центристских настроений, связанных с переходом к эволюционному развитию и последовательному решению назревших общественных проблем на основе предложений центристов.

Основные социальные ожидания масс, адресованные российским политическим партиям, можно сформулировать следующим образом. Это потребность в стабильной общественно-политической ситуации, динамичном экономическом росте, существенном увеличении уровня и улучшении качества жизни людей.

В 2005 г. в России принят и вступил в действие закон «Об общественной палате Российской Федерации», которым определена правовая база создания и эффективной работы в стране органа общественной власти, независимого ни от одной из ветвей власти государственной. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.

У гражданского общества в России появляются уникальные возможности и права для проведения общественной экспертизы проектов законодательных актов, а также нормативных документов правительства, органов исполнительной власти. Создается широкое правовое поле для привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение.

Наши рекомендации