Сущность политических партий и их роль в политической системе общества. Типология партий и партийных систем
В политической системе демократического общества важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.
Политические партии в современном понимании, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине XIX в. В этом плане они могут рассматриваться как институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по другим культурным регионам современного мира. Первая массовая политическая партия – либеральная – возникла в Англии в 1861 г. В 1863 г. Ф.Лассалем организован Всеобщий Германский рабочий союз. К концу века массовые партии (в основном социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.
Политическая партия осуществляет взаимосвязь и взаимодействие между государством и гражданским обществом. Партия участвует во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, влиянию на политическую социализацию, мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий. С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.
От других политических институтов партию отличают ее характерные особенности и признаки:
· политическая партия – это организация идеологического порядка, носитель определенной идеологии;
· партия – это объединение, относительно продолжительное во времени;
· партия стремится к завоеванию и осуществлению политической власти;
· партия стремится к обеспечению массовой поддержки со стороны граждан.
Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.
Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют функции партии:
· социального представительства – выявления, формулирования интересов больших социальных групп, обоснования этих интересов (или функция политической артикуляции);
· социальной интеграции – активизации и интеграции больших социальных групп;
· создания политической идеологии и политических доктрин;
· формирования общественного мнения;
· борьбы за власть или участие в политической власти;
· участия в борьбе за власть в государстве, участия в аппарате государственной власти, в формировании политической системы – ее общих принципов, элементов, структур и т.д.;
· разработки и осуществления политического курса, программ деятельности государства
· социализации личности – политического воспитания общества в целом, либо его определенной части;
· кадровая – подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, общественных организаций.
Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.
Между политическими партиями и государством четко разделены функции. Партии организуют политический процесс, а власть находится у государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции, которые не являются постоянными, так как парламент периодически сменяется, в то время как государственный аппарат постоянен. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополизации властных отношений, их абсолютизации путем формирования сдерживающих механизмов.
Исходя из природы партий и их социальной опоры, можно выделить следующие типы партий:
· партии, представляющие интересы отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, интеллигенции);
· партии нескольких классов и социальных групп, возникающие, например, на основе национально-освободительных движений.
По принципу организации различают партии:
· кадровые –немногочисленные партии, объединяющие в своих рядах менее 10 % своего электората, в основном профессиональных политиков. В них отсутствует механизм официального приема, они действуют в основном в период предвыборных кампаний;
· массовые –имеющие в своих рядах свыше 10 % граждан, систематически голосующих за данную партию (критерий 10 % связан с тем, что для современных цивилизованных стран характерна невысокая избирательная активность граждан – ниже 50 %). Основной источник финансов – взносы членов партии.
Массовыми партиями являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании, многие европейские партии консервативной ориентации.
По идеологическому признаку (идеологической направленности) выделяют следующие партии:
· идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются идеологическими принципами;
· прагматические, или избирательные партии, которые не имеют идеологических программ, а ставят своей целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах.
По способу функционирования выделяют партии:
· демократические.Они не регулируют четко прием в свои ряды, признают фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие строго в рамках закона;
· авторитарные;
· тоталитарные. Для тоталитарных и авторитарных партий характерны четкая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствуют фракционность, оппозиция. Это партии монополистические, директивные.
Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти: легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные.
Оппозиция – от лат. оппозито – противопоставление – в политике означает противопоставление своей политики другой политике, либо выступление против большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных или иных структурах. В демократических государствах оппозиция предсьавляет собой норму политической жизни. Оппозиционная партия выдвигает альтернативу в противовес правящей партии, критикует ее недостатки и упущения. Она уравновешивает политический процесс, постоянно корректирует свою программу. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (предлагающая деловые предложения), деструктивная (разрушительная).
Основой политической организации общества являются принципы политического монополизма и плюрализма.
В ходе политической борьбы формируется определенная система партий, образуется партийная система – целостная система взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти. Выделяются следующие партийные системы:
· альтернативные (плюралистические) – многопартийная, бипартийная, двухблоковая;
· безальтернативные – система кооперации партий с образованием одного блока; система партий национального согласия; ограниченные партийные системы; однопартийная система.
2. Общественно-политические организации и движения:
содержание и формы проявления их деятельности
Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть. Они представляют собой «группы интересов» – разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т.д.).
Способ действий общественно-политических организаций – убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организованные действия в поддержку своих интересов, например забастовки, митинги; социальный контроль граждан за органами власти; воздействие на процесс принятия политических решений.
Таким образом, общественные организации можно определить как добровольные, самодеятельные объединения, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Общественные организации и объединения – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Могут существовать вне политических партий, но партии всегда базируются на них как своей основе, поэтому борются за привлечение на свою сторону общественно-политических организаций как своих союзников.
Признаками общественно-политической организации выступают широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Социальной базой общественно-политических организаций являются массы, социальные группы, корпоративные организации, общественные, национальные и экологические движения.
Общественные организации отличаются от политических партий следующими признаками:
· не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в них могут участвовать люди с самыми разными интересами;
· добиваются, как правило, решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партии;
· чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти. Однако здесь следует различать общественные движения неполитического характера, которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят своей целью изменить или укрепить существующую в данном обществе систему политических отношений; и общественные движения политического характера (или политические движения), которые пользуются политическими средствами, то есть ведут борьбу за политическую власть или за влияние на способ осуществления этой власти;
· имеют ядро – инициативные группы, различные советы, но при этом отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины – к трансформации их в политические партии;
· лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется на авторитете.
Таким образом, в отличие от партий общественные движения, имея определенные, но зачастую достаточно узкие цели, характеризуются организационной рыхлостью (у них нет единой программы, уставных документов), открытым характером и свободным членством. Причем эти признаки общественного движения не следует оценивать как недостаток, поскольку данные особенности дают им возможность быстро трансформироваться, позволяют гибко и динамично реагировать на происходящие в обществе изменения.
Следовательно, определяя сущность общественных движений, можно констатировать, что они в самом широком смысле слова представляют собой организованную общественную деятельность части граждан, сознающих свои интересы и готовых действовать в их защиту.
Общественные организации и движения выполняют следующие функции:
- политической социализации и мобилизации (ориентации индивида на конкретные политические роли);
- агрегации (аккумуляции) и артикуляции политических интересов;
- социальная интеграции (включения граждан в политическую систему через сотрудничество или конфликт);
- представительства социальных интересов и связи между другими политическими институтами и общественностью;
- создания дополнительных каналов политического участия, компенсирующих недостаток таковых на формально-институциональном уровне;
- моделирования новых политических структур, поиск и испытание новых нетрадиционных форм социальных связей.
Типология общественных организаций связана с их характером и функциями. Можно выделить следующие общественные организации в соответствии с группами интересов:
- в экономической сфере;
- в социальной сфере;
- в сфере отдыха и досуга;
- в сфере религии, науки и культуры;
- в общественно-политической сфере, кроме политических партий;
- региональные и др.
Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества. Союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления – таковы основные типы общественно-политических организаций.
Важным элементом политической системы являются также и общественные движения. В них участвуют граждане, которые в той или иной степени понимают свои интересы и проявляют некоторую активность для их защиты. Общественно-политическое движение есть добровольное консенсусное объединение людей с целью защиты общественных интересов.
Общественно-политическая активность масс в движениях имеет разные уровни, формы и степени действий. Выделяются действия пассивные – простой интерес к политике, более активная форма – выступления на митингах, участие в массовых движениях (забастовки, манифестации, демарши), наивысшей формой общественно-политической активности можно считать членство в политической партии.