Пути реформирования государственной власти

В Российской Федерации

Анализируя вопрос, следует показать историческую ограничен­ность государств тоталитарного политического режима, что прояви­лось в распаде СССР и аналогичных режимов. Начиная с 20-х гг., в нашей стране был взят курс на полное подчинение гражданского об­щества государству, ставшим тормозом, причиной деформа­ции, искажения всех общественных отношений. Произошло огосудар­ствление всех общественных механизмов, порядок насаждался репрес­сивным государственным аппаратом, основанным на идеологических постулатах. Чрезмерная централизация госу­дарственных структур не позволяла оперативно реагировать на дей­ствительность, принимать правильные решения.

С 90-х гг. началось становление российской государ­ственности, демократического федеративного государства. 12 июня 1991 г. I съезд народных депутатов России принял Декларацию о го­сударственном суверенитете Российской Федерации. В марте 1992 г. был принят Федеративный договор, который юридически закрепил существующую разнотипность субъектов федерации. Все субъекты федерации равноправны, имеют одни и те же права и полномочия.

Российская Федерация представляет собой по способу организации высшей власти пре­зидентскую республику. По типу государственного устройства –федеративным государством, состоящим из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов. Основы государственного устройства страны следует рассматривать, опираясь на соответствующие главы и статьи Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г.

Господствовавший более 70 лет в России классовый подход к социальным явлениям и государственному строительству уступил мес­то процессу построения государства с позиций таких общественных ценностей, как демократия, гуманизм, патриотизм, права человека, гражданственность, социальная справедливость.

В аспекте рассматриваемой нами проблемы наиболее сущес­твенное значение имеют положения Конституции о распространении суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховен­стве на этой территории ее Конституции и федеральных законов, равноправии субъектов, государственной целостности России и един­стве системы государственной власти. Основой федеративного устройства Российского государства яв­ляются следующие принципы: все субъекты федерации независимо от размеров, численности населения, экономического потенциала пол­ноправны, субъекты федерации добровольно передают строго огово­ренный минимум полномочий федеральному центру. Главная цель объединения в единое федеративное российское государство – не установление подчиненности учредите­лей друг другу, а обеспечение эффективного их функционирования и развития.

Важным условием дальнейшего развития и укрепления россий­ской государственности является согласие всех политических сил в решении основных вопросов экономичес­кого, социального и культурного развития.

Для того чтобы российское общество стабильно функционирова­ло на демократических принципах, недостаточно ввести такие атри­буты демократии, как политический плюрализм, разделение властей, свобода выборов, многообразие политических и гражданских органи­заций. Главное – создать систему управления обществом, решающую роль в которой играют его граждане. Только такая система способ­на ограничить всевластие бюрократического государственного аппа­рата и подчинить его демократически формируемому, подконтрольно­му, по воле граждан сменяемому механизму народовластия.

Система политической власти в России будет легитимной и най­дет поддержку в массовом общественном сознании россиян только при условии, если она будет законно формироваться, основывать свою деятельность прежде всего на учете национально-государственных интересов и праве, будет справедливой и сильной, способной ре­шать важнейшие проблемы, стоящие перед страной.

Для упрочения демократической российской государственности необходимо создание экономического фундамента на основе многооб­разия форм собственности, формирование нового типа государствен­ности, базирующейся на приоритете права, создание реального плю­рализма в обществе, стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

В современной Конституции Российской Федерации (ст.1) закреплено: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ

Наши рекомендации