Понятие политич. элиты. Классич. и современ. теории элит.

Правящая элита-это социальные группы, занимающее наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени степени властью и возможностями влияния на общество.

Теории:

1.В.Парето. Исходил из тезиса, что люди изначально не равны. Элита- совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области. Элита делится на правящую, прямо или косвенно осущ.власть, и неправящую, не имеющую доступа к управлению и руководству. Разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис». Первые опираются на материальную силу, хар-но использование силы. Лисы для укрепления власти используют хитрость, обман- эти более динамичны.

Циркуляция элит- часть элиты перемещается в низы, часть поднимается по соц лестнице.

2.Моска. Отличительные качества открывающие доступ в элиту считал: богатство, происхождение, личн каче-ва. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властые функции благодаря организованности. 3 способа воспроизводства правящей массы: наследование, выборы и кооптация

3. Михельс.Невозможность прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации( партии, профсоюзы). Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращается в олигархию.

Современные теории:

Технократическая теория ( Богданов, Веблен).В связи с развитием науки, техники возрастает роль инженеров-организаторов. Используя особые знания, технократы постепенно вытесняют традиционных собственников с ведущих постов

Организационно-управленч теория. Бернхейм. Революция менеждеров- переход власти из рук собственников в руки профессиональных менеджеров.

Меритократическая. Белл, Гоулднер. Элита- наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами. Занимает господствующее положение в общество. Формирование элиты –следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Властный подход. Моска, Михельс, Миллс. Элита –группа, осуществляющая властные функции и влияющее на общ-во.

26. Типы полит. элит и способы их формир-ния.

Типы элит:

По функциональному признаку: политическая- составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные полномочия. (выделяют: высшую –президент и его окружение, среднюю- депутаты, мэры, административная- члены правительства, слой гос служащих), экономическая, культурно-информационнная.

По месту в политической системе: правящая и оппозиционная.

По интенсивности циркуляции и способом рекрутирования: открытые, закрытые.

По структкре: объединенные( единая идиология, согласие внутриэлитных групп относительно ценностей, правил полит конкуренции,осуществления власти), разъединенные( острая борьба м\у группировками)

По степени представительности: высока и низкая степень
Важный аспект теории политических элит - вопрос о механизме их формирования и воспроизводства. Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависит от систем их рекрутирования (отбора). Эти системы определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы.
Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. Антрепренерскуюсистему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.
Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.
»+»относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.
В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.

27. Понятие и концепция политич. лидерства.

По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми».
Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное.

Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.
Политический лидер - это человек, который руководит политическими процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Политическое лидерство можно определить как легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегуляции и саморазвитии.
В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает.
Понятие инструменты власти включает все, на что может опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.
третий компонент политического лидерства - это ситуация, с которой он сталкивается. В соответствии с ней должны изменяться и методы действий.
Исторически возникновение политического лидерства связано с формированием общественных интересов и с появлением личности как субъекта политического действия.
Различается формальное и неформальное политическое лидерство.
Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правилах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства.
Стадии эволюции полит лидерства

1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров;
2) образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и борьба за власть;
3) приход партий к власти и участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.
Функции:

- интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение национального единства во взаимоотношениях с другими государствами;
- нахождение и принятие оптимальных политических решений;
- осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола.

- коммуникация власти и народа. В условиях сложной и многоступенчатой иерархии государственных органов, их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для предотвращения отчуждения граждан, для поддержания консенсуса;
- охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических
целей.

Функции полит лидерства. Диагностическаяфункция предполагает своевременную оценку ситуации, определение наиболее важных проблем, выделение негативных тенденций и установление путей их преодоления..
Директивнаяфункция означает выработку линии поведения группы, принятие решений для изменения ситуации и выбор момента начала действий.
Мобилизационная функция - это конкретные действия по достижению поставленной цели, вовлечение в эту деятельность индивидов, социальных групп, слоев.
Культ политических руководителей, - неотъемлемый элемент сакрализации власти. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.

28 Структура и функции политич. лидерства, его типология.
Типология политического лидерства.
В политологии существуют различные классификации политического лидерства.
Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выделяются три типа лидерства.
1. Традиционное (вожди племен, монархи). Опирается на обычаи и традиции. Характерно в основном для доиндустриального общества.
2. Рационально-легальное, которое легитимируется законом. В современных условиях основной путь обретения лидером политической власти - всеобщие выборы.
3. Харизматическое, основывающееся на вере в выдающиеся качества и способности руководителей.
В зависимости от целей, которые ставят лидеры, и оказываемого ими воздействия на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров - консерваторы, реформаторы и революционеры.
Консерваторы стремятся к сохранению статус-кво общества. Реформаторызаинтересованы в постепенном совершенствовании общественного устройства, прежде всего властных структур. Революционерыставят своей задачей переход к принципиально иной общественной системе.
В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом в политологии выделяются два политических стиля лидерства - демократическое и авторитарное.
Демократическое лидерство предполагает коллегиальность принятия решений, акцент на побуждающих, а не принуждающих методах управления.
Авторитарное лидерство предполагает монопольную власть лидера, единоличное определение им целей и способов их достижения, акцент на административных методах управления.
При очевидной предпочтительности демократического стиля лидерства оно не всегда является оптимальным. В чрезвычайных обстоятельствах преимуществами обладает авторитарный стиль. Авторитаризм может трансформироваться в эффективную демократию, как это произошло в Испании и в Чили.
Возможна дифференциация и типология политического лидерства на основе комплекса факторов: а) качества самого лидера; б) свойства его приверженцев; в) взаимосвязь между лидером и приверженцами и г) ситуация, в которой осуществляется лидерство.
Исходя из этих факторов, выделяют четыре собирательных типа лидеров.
1. «Знаменосец». Обладает собственным видением реалий и перспектив, способен определять цели и способы их достижения, воздействовать на сторонников.
2. «Служитель». Выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев, руководствуется их желаниями и действует от их имени.
3. «Торговец». Способен убедить людей в привлекательности своих идей и планов, заставить их «купить» эти идеи и планы.
4. «Пожарный». Способен откликнуться на актуальные проблемы и насущные требования момента, адекватно реагировать на них.
В реальной действительности эти четыре идеальных типа лидерства встречаются достаточно редко. Чаще всего их свойства проявляются на различных этапах деятельности одних и тех же политических лидеров.
В завершение обзора представлений о типологии лидерства отметим индивидуальноеи коллективноелидерство. Первое обычно представлено одним лицом-руководителем. В качестве субъектов коллективного лидерства могут выступать такие институты, как партии, общественные организации, правительства, руководящие органы парламента, элиты деятелей науки, экономики и культуры, иные коллективные группы, оказывающие влияние на общество или его часть.
Пригожин, относительно России:

- наследование, то есть принятие власти по родству через смену поколений или другими близкими родственниками монарха;
- самозванство, то есть захват власти с помощью силы, нелегитимно;
- уступающий тип лидерства, связанный с тем, что спасение системы стало возможным через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий. В качестве примера приводится М. С. Горбачев;
- инверсионный тип лидерства, который проявляется в признании лидера не столько в связи с его идеями и заслугами, сколько из-за его преследования предыдущей властью;
- конструктивный тип лидерства, сформировавшийся на основе конструктивной программы.
Россию можно отнести к лидерскому типу общества. Неразвитость структур гражданского общества компенсируется лидерством. Лидерское общество чрезвычайно зависимо от личных особенностей главы государства. Лидерский характер российского общества будет преодолеваться по мере становления гражданских структур.

Наши рекомендации