Политическая элита: понятие, функции. теории элит. х. ортега-и-гассет: элиты и массы в политике

Интерес к изучению политических элит возникает в конце XIX – начале XX века. Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Систематическое и постоянное управление обществом находится в руках организованного меньшинства – политической элиты.

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.

Понятие элита относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита подразумевает исключительность, особые критерии отбора и участия в ее функционировании.

Предпосылки возникновения элиты обусловлены рядом факторов:

o функционирование системы организованных центров власти предполагает существование особого слоя политических лидеров и руководителей;

o власть народа и управление государством разделены;

o технология политического властвования требует выполнения политическими институтами их функций в короткие сроки;

o выработка политических решений требует спец. профессиональных знаний;

o реально заниматься политикой стремится меньшинство;

o стремление элиты сохранить свою власть. Элиты способствуют стабильности, пролонгации (продлению) власти, сохранению влияния.

Элиты обладают четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Легитимность правящей элиты – важнейшее условие ее пребывания у власти и сохранения власти.

Политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Политические элиты бывают "открытого" (рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев) и "закрытого" (формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей) типов.

Функции:

· выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;

· выражение и защита совокупного интереса слоя или класса, представителем которого она является, формирование и представление групповых интересов;

· достижение консенсуса на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования политической системы;

· политическое проектирование, т.е. определение стратегических общественных целей и идеалов.

Теории элит. Основоположниками политической элитологии являются Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс.

Г. Моска в работе «Основы политической науки» отмечал наличие двух классов людей: класс правящих и класс управляемых. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Он обращает внимание на значение организации для обеспечения власти меньшинства. Меньшинство лучше организованно, чем большинство, что и обеспечивает возможность управления большинством. Представители правящего меньшинства неизменно обладают свойствами, реальными или кажущимися, которые глубоко почитаются в том, обществе, где они живут. Моска отмечает, что специальные знания и подлинная научная культура становятся подлинной политической силой только на высокой стадии цивилизации. Тогда доступ в правящий класс получают те, кто владеет этими знаниями. Доминирующим критерием отбора становится способность управлять, означающая собственно управленческий опыт, и знание национального характера, особенностей своего народа.

Несколько иную концепцию предложил В. Парето, который ввел в общественные науки термин «элита» – это лица, достигшие высших благ или общественных ценностей, таких как знание, богатство, власть. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в высшей степени обладают отдельные лица и которые обеспечивают им власть. Возникновение и существование политической элиты Парето объяснял психологическими свойствами людей. Он формулирует тезис, что человеческие поступки в большинстве своем определяются чувствами, бессознательными импульсами, «остатками».

Однако не все люди, обладающие элитарными качествами, добиваются руководящего положения. Те, кто в силу ряда причин не может войти в элиту, входит в контрэлиту. В рамках элитистской концепции человеческая история – это история постоянной смены элит.

Организационный подход Г. Моски получил свое развитие в работах
Р. Михельса. Элита зависит от организованности: 1) способность к организации укрепляет и гарантирует власть; 2) структура организации неизбежно способствует формированию элиты. Он выдвинул закон, управляющий всеми организациями, и назвал его "железным законом олигархии": сами организационные условия предполагают существование властвующего меньшинства.

Классические концепции элит, а также концепции Р. Миллса, Ж. Шварценберга, П. Бирнбаумом можно отнести к олигархическим моделям. Олигархическим моделям взаимодействия элиты и общества противостоит теория множественности элит, плюралистическая модель. Американский политолог Р. Даль утверждает, что в современном демократическом обществе элита не является единым образованием, а состоит из нескольких сотрудничающих и конкурирующих между собой руководящих групп.

22. КОНСТИТУЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ПРИНЯТЫМИ 24 НОЯБРЯ 1996 Г. И 17 ОКТЯБРЯ
2004 Г. НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ) – ЯДРО БЕЛОРУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В современных государствах основным юридическим актом, который вносит порядок в систему правового регулирования, является Конституция.

Конституция (от лат. Constitutio — «устройство») – основной закон государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. На основе Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития, отвечать нуждам и чаяниям людей. В ней получают свое закрепление воля и интересы всего народа, важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны, находят отражение вопросы власти, собственности, прав и свобод граждан, обязанностей общества перед гражданами и граждан перед обществом.

Предметом конституционного закрепления являются, по меньшей мере, два вопроса:

1) система государственной власти

2) права, свободы и обязанности граждан.

В результате взаимодействия интересов различных социальных слоев и групп населения, политических и этнических общностей формируются общие для всего народа интересы, которые и обусловливают волю народа, лежащую в основе Конституции и определяющую ее обязательность.

Конституция представляет собой продуманную модель организации социума, и в этом смысле она есть определенная программа, которая носит для всех субъектов права юридически обязательный характер.

Конституция Республики Беларусь. Состоит из преамбулы, 8 глав, 9 разделов, 146 статей.

В преамбуле закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция, предусматривается, что Конституция является Основным Законом РБ. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное значение для уяснения смысла других норм Конституции.

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти. Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово- кредитной системы РБ. Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции.

Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

От того, на сколько гарантированы права и свободы, мы можем судить о том, реальны или декларативны положения Конституции.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

23. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: ПОНЯТИЕ,
ФУНКЦИИ, ТИПОЛОГИИ

Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое место. По объективным и субъективным причинам политическая активность людей неодинакова. М. Вебер писал, что есть политики по случаю, политики на время, политики–профессионалы. Политические лидеры – это особый тип политиков–профессионалов, живущих для политики. Лидерство есть феномен власти.

Лидерство – сложный механизм взаимодействия лидеров и их последователей, которое связано с активным и действенным влиянием на людей. Четко проявляется способность лица (группы), изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных слоев, общества.

Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера носит неформальный характер. Это авторитетная власть, которая имеет продолжительное влияние. Должность стабилизирует положение лидера, значительно усиливает его, способствует пролонгации власти.

Политический лидер – личность, оказывающая постоянное и доминирующее влияние на все общество или то или иное политическое объединение при принятии решений и ведущий за собой последователей.

Наши рекомендации