Понятие элиты. Основные теории элит

Из самой сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующих групп в политологии используются различные понятия (например, правящие круги, высшее политическое руководство и др.), среди которых наиболее точным и, одновременно, емким является понятие «политическая элита».

Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII в., он стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. Однако в политической науке он активно начал применяться с конца XIX века. В отечественной политологии данный термин получил права гражданства лишь в начале 90-х гг.

Идеи элитизма возникли еще в глубокой древности. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Ф. Ницше и некоторые другие. Собственно «классическая» теория элит возникла в конце XIX – начале ХХ века благодаря трудам В. Парето, Г. Моска и Р. Михельса. При этом различные авторы по-своему определяли понятие элиты (в том числе, политической):

· В. Парето: лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности.

· Г. Моска: наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества.

· Г. Лассуэл: лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус.

· Ж. Боден: лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу.

· Р. Уильямс: лица, занимающие высшие места в обществе благодаря своему биологическому и генетическому происхождению.

· Дж. Бернхейнм: лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере.

Если суммировать различные точки зрения по вопросу о содержании понятия «элита», можно констатировать, что этим понятием обозначается, как правило, привилегированное меньшинство общества, в большей или меньшей степени обладающее выдающимися качествами, имеющее высокое положение, власть и богатство, и активное в политической и иных сферах деятельности.

Тем самым, в определении понятия элиты авторы использовали различные подходы, среди которых можно выделить два определяющих: 1) ценностный (аксиологический), делающий акцент на превосходящих качествах элиты; 2) структурно-функциональный (статусный), подчеркивающий ту роль, которую выполняют элиты благодаря своему месту в социальной иерархии. Эти подходы легли в основу развития теории элиты и ее модификаций.

Общим для классических теорий элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) является следующее:

· любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей;

· элита обладает особыми качествами, внутренне сплочена;

· массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность;

· элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не уступает.

Для современных теорий демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) характерны следующие положения:

· элиты необходимы как гарант высокого качественного состава руководителей;

· элиты, в отличие от радикально настроенных масс, являются поборниками либерально-демократических ценностей;

· элиты способны нейтрализовать присущий массам иррационализм.

В рамках ценностных теорий (Х. Ортега-и-Гасет) утверждается следующее:

· элита – наиболее ценный элемент социальной системы;

· элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии;

· элита не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета.

Концепции плюрализма элит (Д. Рисмен) являются наиболее распространенными в современной политической мысли. В их основе лежат следующие положения:

· элита неоднородна и ни одна из ее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни;

· в современном обществе власть рассредоточена между различными группами элит;

· конкуренция между элитами делает возможным контроль за ними со стороны граждан;

· границы между элитами и массами достаточно условны.

Своего рода идейным антиподом теории плюрализма элит выступают различные леволиберальные теории элиты, в частности теория властвующей элиты (Р. Миллс):

· основная функция элиты – обеспечение собственного господства;

· рекрутирование элиты осуществляется исключительно из собственной среды;

· реально проконтролировать элиту со стороны демократических институтов невозможно.

Как видно, практически все рассмотренные теории элит не вписываются в основной постулат демократии о том, что правительство контролируется народом. С другой стороны, элитарность современного общества очевидна. Поэтому для демократии первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной и полезной для обществ политической элиты.

Наши рекомендации