Понятие элиты. Основные теории элит

Из самой сущности политической власти следует разделение общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. В отношении властвующих групп в политологии используются различные понятия (например, правящие круги, высшее политическое руководство и др.), среди которых наиболее точным и, одновременно, емким является политическая элита.

Термин «элита» происходит от французского «elite» – лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII в. стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. Однако в политической науке активно начал применяться с конца XIX века. В отечественной политологии данный термин получил права гражданства лишь в начале 90-х гг.

Идеи элитизма возникли еще в глубокой древности. Предшественниками современных элитарных теорий были Конфуций, Платон, Н. Макиавелли, Ф. Ницше и некоторые другие. Собственно «классическая» теория элит возникла в конце XIX – начале XX века благодаря трудам В. Парето, Г. Моска и Р. Михельса. При этом различные авторы по-своему определяли понятие элиты (в том числе, политической):

В. Парето: «лица, обладающие высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности»

Г. Моска: «наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества»

Г. Лассуэл: «лица, получившие в обществе наибольший престиж, статус»

Ж. Боден: «лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу»

Р. Уильяме: «лица, занимающие высшие места в обществе, благодаря своему биологическому и генетическому происхождению»

Дж. Бернхейнм: «лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере».

Если суммировать различные точки зрения по вопросу осодержании понятия «элита», можно констатировать, что этим понятием обозначается, как правило, привилегированное меньшинство общества, в большей или меньшей степени обладающее выдающимися качествами, имеющее высокое положение, власть и богатство, и активное в политической и иных сферах деятельности.

различные подходы, среди которых можно выделить два определяющих: 1) ценностный (аксиологический), делающий акцент на превосходящих качествах элиты, 2) структурно-функциональный (статусный), подчеркивающий ту роль, которые выполняют элиты благодаря своему месту в социальной иерархии. Эти подходы легли в основу развития теории элиты и ее модификаций.

Общим для классических теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс) является следующее:

любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей

элита обладает особыми качествами, внутренне сплочена

массы признают право элиты на власть, то есть ее легитимность

элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку власть никто добровольно не уступает

Для современных теорий демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет) характерны следующие положения:

элиты необходимы как гарант высокого качественного состава руководителей

элиты, в отличие от радикально настроенных масс, являются поборниками либерально-демократических ценностей

элиты способны нейтрализовать присущий массам иррационализм

В рамках ценностных теорий (X. Ортега-и-Гассет) утверждается следующее:

элита – наиболее ценный элемент социальной системы

элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии

элита не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета

Концепции плюрализма элит (Д. Рисмен, Келлер) являются наиболее распространенными в современной политической мысли. В их основе ежат следующие положения:

элита неоднородна и ни одна из ее групп не способна одновременно доминировать во всех областях жизни

в современном обществе власть рассредоточена между различными группами элит

конкуренция между элитами делает возможным контроль за ними со стороны граждан

• границы между элитами и массами достаточно условны

Своего рода идейным антиподом теории плюрализма элит выступают различные леволиберальные теории элиты,в частности теория властвующей элиты (Р. Миллс):

основная функция элиты – обеспечение собственного господства

рекрутирование элиты осуществляется исключительно из собственной среды

реально проконтролировать элиту со стороны демократических институтов невозможно

Как видно, практически все рассмотренные теории элит не вписываются в основной постулат демократии о том, что правительство контролируется народом. С другой стороны, элитарность современного общества очевидна. Поэтому для демократии первостепенное значение имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее результативной и полезной для обществ политической элиты.

Наши рекомендации