Понятие политич. элиты. Классич. и современ. теории элит.
Правящая элита-это социальные группы, занимающее наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени степени властью и возможностями влияния на общество.
Теории:
1.В.Парето. Исходил из тезиса, что люди изначально не равны. Элита- совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области. Элита делится на правящую, прямо или косвенно осущ.власть, и неправящую, не имеющую доступа к управлению и руководству. Разделял элиты по методам правления на «львов» и «лис». Первые опираются на материальную силу, хар-но использование силы. Лисы для укрепления власти используют хитрость, обман- эти более динамичны.
Циркуляция элит- часть элиты перемещается в низы, часть поднимается по соц лестнице.
2.Моска. Отличительные качества открывающие доступ в элиту считал: богатство, происхождение, личн каче-ва. Политический класс занимает господствующее положение в обществе и осуществляет властые функции благодаря организованности. 3 способа воспроизводства правящей массы: наследование, выборы и кооптация
3. Михельс.Невозможность прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации( партии, профсоюзы). Развитие любого института связано с формированием иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращается в олигархию.
Современные теории:
Технократическая теория ( Богданов, Веблен).В связи с развитием науки, техники возрастает роль инженеров-организаторов. Используя особые знания, технократы постепенно вытесняют традиционных собственников с ведущих постов
Организационно-управленч теория. Бернхейм. Революция менеждеров- переход власти из рук собственников в руки профессиональных менеджеров.
Меритократическая. Белл, Гоулднер. Элита- наиболее ценный и важный сегмент общества, обладающий выдающимися качествами. Занимает господствующее положение в общество. Формирование элиты –следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
Властный подход. Моска, Михельс, Миллс. Элита –группа, осуществляющая властные функции и влияющее на общ-во.
26. Типы полит. элит и способы их формир-ния.
Типы элит:
По функциональному признаку: политическая- составляют группы и политические лидеры, осуществляющие властные полномочия. (выделяют: высшую –президент и его окружение, среднюю- депутаты, мэры, административная- члены правительства, слой гос служащих), экономическая, культурно-информационнная.
По месту в политической системе: правящая и оппозиционная.
По интенсивности циркуляции и способом рекрутирования: открытые, закрытые.
По структкре: объединенные( единая идиология, согласие внутриэлитных групп относительно ценностей, правил полит конкуренции,осуществления власти), разъединенные( острая борьба м\у группировками)
По степени представительности: высока и низкая степень
Важный аспект теории политических элит - вопрос о механизме их формирования и воспроизводства. Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависит от систем их рекрутирования (отбора). Эти системы определяют: кто, как и из какой среды осуществляет отбор, каковы его порядок, критерии и побудительные мотивы.
Существуют две основные системы рекрутирования элит - антрепренерская и гильдий. Антрепренерскуюсистему отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число институциональных фильтров, то есть формальных требований для занятия должностей; 3) широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все избиратели страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций; 5) первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку избирателей. Ее недостатками являются частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите, слабая предсказуемость политических решений, конфликты внутри элиты, значительная вероятность выдвижения людей непрофессиональных, склонных к популизму и внешнему эффекту.
Для системы гильдий характерны: 1) закрытость, отбор претендентов на высокие посты главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное постепенное продвижение по ступеням служебной иерархии; 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должности: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой ранее должности, положительная характеристика, национальность и т. д.; 3) узкий, относительно закрытый круг селектората, в который, как правило, входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или даже один первый руководитель - глава правительства или фирмы, первый секретарь райкома партии и т. п.; 4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты, вытекающая из вышеизложенных характеристик.
»+»относятся высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов.
В то же время система гильдий генерирует бюрократизм, порождает консерватизм и конформизм. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной деградации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту, неспособную к эффективному управлению.
27. Понятие и концепция политич. лидерства.
По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми».
Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное.
Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.
Политический лидер - это человек, который руководит политическими процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Политическое лидерство можно определить как легитимное влияние лица (или группы лиц) на общество, организацию или группу, как механизм и конкретные способы реализации власти. Оно отражает объективную потребность политического сообщества или отдельных его частей в сознательной саморегуляции и саморазвитии.
В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает.
Понятие инструменты власти включает все, на что может опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.
третий компонент политического лидерства - это ситуация, с которой он сталкивается. В соответствии с ней должны изменяться и методы действий.
Исторически возникновение политического лидерства связано с формированием общественных интересов и с появлением личности как субъекта политического действия.
Различается формальное и неформальное политическое лидерство.
Формальное лидерство основывается на положении определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правилах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства.
Стадии эволюции полит лидерства
1) возникновение общественных движений и выделение их лидеров;
2) образование партий, выработка их программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства и борьба за власть;
3) приход партий к власти и участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.
Функции:
- интеграция общества вокруг общих целей и ценностей, олицетворение национального единства во взаимоотношениях с другими государствами;
- нахождение и принятие оптимальных политических решений;
- осуществление социального арбитража и патронажа, защита граждан от беззакония и произвола.
- коммуникация власти и народа. В условиях сложной и многоступенчатой иерархии государственных органов, их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для предотвращения отчуждения граждан, для поддержания консенсуса;
- охрана традиций и инициирование обновления, мобилизация населения на достижение политических
целей.
Функции полит лидерства. Диагностическаяфункция предполагает своевременную оценку ситуации, определение наиболее важных проблем, выделение негативных тенденций и установление путей их преодоления..
Директивнаяфункция означает выработку линии поведения группы, принятие решений для изменения ситуации и выбор момента начала действий.
Мобилизационная функция - это конкретные действия по достижению поставленной цели, вовлечение в эту деятельность индивидов, социальных групп, слоев.
Культ политических руководителей, - неотъемлемый элемент сакрализации власти. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.
28 Структура и функции политич. лидерства, его типология.
Типология политического лидерства.
В политологии существуют различные классификации политического лидерства.
Одна из первых типологий основана на определении корней лидерства. Она восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами выделяются три типа лидерства.
1. Традиционное (вожди племен, монархи). Опирается на обычаи и традиции. Характерно в основном для доиндустриального общества.
2. Рационально-легальное, которое легитимируется законом. В современных условиях основной путь обретения лидером политической власти - всеобщие выборы.
3. Харизматическое, основывающееся на вере в выдающиеся качества и способности руководителей.
В зависимости от целей, которые ставят лидеры, и оказываемого ими воздействия на общество американский политолог Р. Таккер выделил три типа лидеров - консерваторы, реформаторы и революционеры.
Консерваторы стремятся к сохранению статус-кво общества. Реформаторызаинтересованы в постепенном совершенствовании общественного устройства, прежде всего властных структур. Революционерыставят своей задачей переход к принципиально иной общественной системе.
В зависимости от технологии выработки и принятия решений, методов управления обществом в политологии выделяются два политических стиля лидерства - демократическое и авторитарное.
Демократическое лидерство предполагает коллегиальность принятия решений, акцент на побуждающих, а не принуждающих методах управления.
Авторитарное лидерство предполагает монопольную власть лидера, единоличное определение им целей и способов их достижения, акцент на административных методах управления.
При очевидной предпочтительности демократического стиля лидерства оно не всегда является оптимальным. В чрезвычайных обстоятельствах преимуществами обладает авторитарный стиль. Авторитаризм может трансформироваться в эффективную демократию, как это произошло в Испании и в Чили.
Возможна дифференциация и типология политического лидерства на основе комплекса факторов: а) качества самого лидера; б) свойства его приверженцев; в) взаимосвязь между лидером и приверженцами и г) ситуация, в которой осуществляется лидерство.
Исходя из этих факторов, выделяют четыре собирательных типа лидеров.
1. «Знаменосец». Обладает собственным видением реалий и перспектив, способен определять цели и способы их достижения, воздействовать на сторонников.
2. «Служитель». Выступает в роли выразителя интересов своих приверженцев, руководствуется их желаниями и действует от их имени.
3. «Торговец». Способен убедить людей в привлекательности своих идей и планов, заставить их «купить» эти идеи и планы.
4. «Пожарный». Способен откликнуться на актуальные проблемы и насущные требования момента, адекватно реагировать на них.
В реальной действительности эти четыре идеальных типа лидерства встречаются достаточно редко. Чаще всего их свойства проявляются на различных этапах деятельности одних и тех же политических лидеров.
В завершение обзора представлений о типологии лидерства отметим индивидуальноеи коллективноелидерство. Первое обычно представлено одним лицом-руководителем. В качестве субъектов коллективного лидерства могут выступать такие институты, как партии, общественные организации, правительства, руководящие органы парламента, элиты деятелей науки, экономики и культуры, иные коллективные группы, оказывающие влияние на общество или его часть.
Пригожин, относительно России:
- наследование, то есть принятие власти по родству через смену поколений или другими близкими родственниками монарха;
- самозванство, то есть захват власти с помощью силы, нелегитимно;
- уступающий тип лидерства, связанный с тем, что спасение системы стало возможным через ее преобразование под давлением новых мировых и отечественных реалий. В качестве примера приводится М. С. Горбачев;
- инверсионный тип лидерства, который проявляется в признании лидера не столько в связи с его идеями и заслугами, сколько из-за его преследования предыдущей властью;
- конструктивный тип лидерства, сформировавшийся на основе конструктивной программы.
Россию можно отнести к лидерскому типу общества. Неразвитость структур гражданского общества компенсируется лидерством. Лидерское общество чрезвычайно зависимо от личных особенностей главы государства. Лидерский характер российского общества будет преодолеваться по мере становления гражданских структур.