Партийные системы: понятие, типология, достоинства и недостатки.
Партийная система - совокупность всех действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.
типология:
- однопартийные - возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть. Фактически такая партия являются частью государственного аппарата, что ведёт к утрате различий между партийной и государственной деятельностью, в обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим. Примеры: КПСС в СССР;
- двухпартийные (бипартизм)- существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть. В случае победы на выборах, правящей партии обеспечивается большинство мест в законодательном органе или право формирования правительства и назначения кандидатов на пост главы государства. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. примеры - США, Великобритания.
- многопартийные - реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий; ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства голосов избирателей, поэтому правительства часто формируются как коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий. Такая ситуация нередко ведет к политической нестабильности, частой смене правительства. Примеры: Италии, Голландии, Франции.
В некоторых странах в условиях многопартийности действует система кооперирования партий - конкурирование партий между собой ведётся только в период избирательной кампании, а затем сменяется сотрудничеством. Существует и система доминации - наличие среди других партий одной, бессменно занимающей правящее положение на протяжении длительного времени. Такое возможно при слабости оппозиции со стороны других партий и наличии избирательной системы, отдающей предпочтение традиционно влиятельным партиям. Системы доминации действуют в Индии, Швеции, Японии.
Общественные движения и организации: понятие, отличительные черты, функции
Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.
характерные черты:
- отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства;
- неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе;
деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей.
Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.
- располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;
- имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;
- устойчивы (могут функционировать продолжительное время);
- располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.
функции:
- представление и защита интересов различных социальных групп;
- объединение граждан на единой идейной и целевой основе;
- установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;
- решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;
- формирование общественного мнения.
Лоббизм.
Основоположник лоббизма- амер. Президент В.Грант. лоббизм в 19 в трактовался как предварит. покупка голосов.
лоббизмом - политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. В более узком смысле суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они зачастую пользуются подкупом, взятками, угрозами, шантажом и др. Цель – не приход к власти, а оказание давления на властные структуры.
Функции лоббизма:
Позитивные:
1) выступают как посредники между об-вом и гос-вом
2) обеспечивают органы гос власти актуальной информацией
3) способствуют достижению компромиссов при принятии пол решений
4) лоббизм позволяет участвовать в принятии пол решений, т е группы, которые не имеют для этого возможности
негативные:
1)блокирует своевременное принятие нужных решений
2) приводит к еще большей поляризации об-ва
3)использует в своей деятельности преступные механизмы
Способы регулирования лоббистской деятельности:
1) законодательное ( закон, принятый в США, предусматривает регистрацию всех проф лоббистов, указаны запреты и меры ответственности)
2) косвенное (объект – гос служащие, которые несут ответ-ть за принятие решений в пользу 3-х лиц)
3) неформальное (допускается существование множества групп лобби, которые конкурируя между собой, уравновешивают свое воздействие на властные структуры)