Партийные системы и их типология

В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается определенная партийная система.

Партийная система – это совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом и государством.

Партийная система характеризуется следующими обстоятельствами:

- количеством партий, функционирующих в данном государстве;

- социально-политическими и правовыми условиями их деятельности;

- типом электоральной системы и числом избирателей;

- размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики;

- наличием реальных возможностей получения (завоевания) власти.

Партийная система как бы структурирует социальные интересы и политические взгляды, дает возможность выражать их и на общенациональном, и на местном уровне, а также организует избирателей и помогает партиям выдвигать своих представителей в органы государственной власти.

М. Дюверже установил институциональную зависимость между способом голосования[50], числом партий и отношениями между ними. В работе «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950) он сформулировал три «социологических закона»:

1) Выборы по мажоритарной системе в один тур приводят к установлению двухпартийности с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом. Малые партии лишаются поддержки большинства избирателей и не имеют тем самым никаких шансов попасть во власть.

2) Выборы по мажоритарной системе в два тура приводят к установлению системы с несколькими партиями, стремящимися к объединению в две коалиции.

3) Выборы по пропорциональной системе чаще всего приводят к многопартийности, где некоторое количество небольших партий вынуждены проводить коалиционную политику.

Дж. Сартори в 1976 г. предложил типологию партийных систем, ставшую классической. Современная интерпретация данной типологии выглядит следующим образом.

Однопартийные системы:

· система с одной партией, стоящей у власти, осуществляющей тотальный контроль в обществе (партия срастается с государством и нередко подменяет его; классический пример однопартийности – СССР, КНДР, Куба);

· система с партией, осуществляющей гегемонию (формально функционируют несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит только одной; пример – Китай, ГДР);

· система с доминирующей партией (действует несколько партий, но несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия; пример – либерально-демократическая партия Японии, Индийский национальный конгресс).

Двухпартийные системы (бипартизм):

· классическая двухпартийная система (две партии сменяют друг друга у кормила государственной власти; другие партии, если и существуют, серьезно влиять на политический процесс реально не могут; пример – республиканская и демократическая партии в США, консервативная и лейбористская партии в Великобритании);

· двухпартийная модифицированная система (две ведущие партии могут сформировать правительство, только объединившись с третьей силой, служащей балансом власти; пример – ФРГ, Канада, Австрия, Австралия).

Многопартийные системы:

· система умеренного плюрализма (все партии – их от 3 до 5 – ориентируются на участие в правительстве; идеологические разногласия между ними невелики; пример – Бельгия, Франция);

· система крайнего плюрализма (действуют от 6 до 8 антисистемных партий с противоположными идеологиями, выступающие против существующего режима власти; наличие безответственных оппозиционных партий, раздающих обещания без ответственности за их выполнение; образуются сложные коалиции; пример – Италия, Нидерланды, Финляндия);

· атомизированная система (количество партий превышает разумные пределы – от 8 до 30; рассредоточение политического влияния и ролей; пример – Малайзия, Боливия).

К партийным системам демократического толка относятся двухпартийные и многопартийные. Они имеют свои достоинства и недостатки (табл. 7.1).

Значение многопартийности для благоприятного политического развития трудно переоценить. Оно заключается в следующем:

- политические вопросы получают всестороннее освещение; всякая общественная потребность находит своих защитников и критиков;

- оппозиция не прощает власти промахов, сдерживает бюрократизацию, заставляет правительство действовать эффективно;

- внутри партии, в рядах партийного электората воспитывается дисциплина, необходимая для того, чтобы победить конкурента;

- в политической борьбе выявляются и выдвигаются люди, способные к управлению и принятию решений.

Таблица 7.1. Преимущества и недостатки партийных систем демократической направленности

Свойства Двухпартийные системы Многопартийные системы
Сильные стороны Победа одной из партий обеспечивает устойчивость кабинета министров, дает ему возможность отработать определенный законом срок Политический реализм и более четкая управ-ляемость государства Экономия средств на выборах   Наличие малых партий и реальной оппозиции Реальная политическая конкуренция Партия, победившая на выборах, вынуждена вступать в коалиции и учитывать мнения других партий, корректируя политический курс, ища пути более эффективного управления обществом, чего не сделала бы в ином случае Правящая партия имеет возможность собственные ошибки приписать другим партиям, входящим в коалицию
Слабые стороны Отсутствие реальной оппозиции Малые партии не представлены в парла-менте, а значит, не пред-ставлены интересы от-дельных социальных групп Идеологии только двух партий могут оказаться слишком край-ними и однотонными Выбор избирателей ограничен «Размельчение» и раздроб-ление интересов граждан, что затрудняет согласование и гармонизацию позиций Более часто встречаются правительственные кризисы, политическая нестабильность Постоянная борьба с оппозиций ослабляет позиции правящей партии, разобщает общество в целом

В то же время общество должно «созреть» для многопартийности иначе оно будет подвержено воздействию негативных факторов и не сможет им адекватно противостоять. К их числу относятся:

- принадлежность к партии дает человеку «систематически одностороннее направление» (член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно);

- «дух» своей партии заслоняет стремление к общему благу, все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным целям;

- во имя победы на выборах сторонники различных партий прибегают к любым средствам, что сказывается на общественных нравах (ложь становится обыденной в повседневной жизни, и к ней привыкают);

- непрерывная борьба ведет к ослаблению правительства, которое все свои силы тратит на борьбу с оппозицией вместо решения первоочередных социально-экономических проблем.

В современной России зарегистрировано несколько десятков поли-тических партий, но говорить о том, что сложилась многопартийная система, пока рано. Некоторые политологи и политические деятели уверены в том, что в России в скором времени будет сформирована двухпартийная система.

Группы интересов

Массовым организованным субъектом политики выступают также группы интересов, характеризующих совокупность сложных негосударственных общественно-политических образований. Люди связаны между собой отношениями, отражающими разнообразные интересы[51]. Интересы стимулируют деятельность общественных групп и становятся причиной тех или иных политических акций с их стороны.

Группы интересов, как и политические партии, являются:

- одной их форм артикуляции («озвучения») и реализации политических интересов;

- посредниками в отношениях государства с народом;

- формой коллективных действий их членов.

Граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя партийными уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, не явно выраженными социально-политическими интересами могут включиться в работу групп интересов.

Группы интересов – это преимущественно добровольные объединения, которые формируются в целях выражения и отстаивания политически значимых интересов входящих в них людей во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами.

В число таких групп входят профсоюзы рабочих, фермерские (крестьянские) организации и союзы, профессиональные ассоциации предпринимателей, феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские, студенческие, национальные и т.п. движения, научные ассоциации, объединения ветеранов, движение солдатских матерей, спортивные союзы и др. Как правило, группы интересов придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув цели, группы интересов прекращают свое существование или трансформируются в другие группы интересов или партии.

Группы интересов преобразовывают социальные эмоции и ожидания, чувства неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования. Они высвечивают наиболее острые и требующие своего разрешения общественные проблемы. От правильного отбора интересов и требований зависит способность представляющих их групп к реальному воздействию на политику государства. Группы интересов, донося до органов власти сведения о состоянии какой-либо проблемы общественной жизни, дают им возможность проводить более эффективный политический курс, отвечающий потребностям граждан и изменяющийся в соответствии с ситуацией. Правительство тем самым получает возможность определять наиболее типичные задачи, стоящие перед государством. Группы интересов способны воздействовать не только на саму власть, но и на партии, контролирующие власть, и общественное мнение.

Основные отличия групп интересов от политических партий:

1) Политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания интересов считают завоевание власти. Группы интересов пытаются влиять на власть, отстаивая интересы своих членов.

2) Политические партии, как правило, стремятся к расширению своей социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными интересами и ориентациями. Группы интересов организуются для того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.

3) Средств для реализации своих функций у групп интересов значительно меньше, чем у политических партий.

Разнообразие групп интересов в современном мире затрудняет их типологизацию. Немецкий политолог Ульрих фон Алеман предложил в конце 1980-х гг. следующую классификацию:

· Группы интересов в экономике и в области труда: предпринимательские объединения и ассоциации самостоятельных работников; профсоюзы; потребительские союзы.

· Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите социальных прав (например, общества инвалидов); объединения социальных достижений (например, благотворительные общества); группы самопомощи (например, по борьбе с наркотиками).

· Группы интересов в области досуга: спортивные общества; клубы для общения и реализации увлечений.

· Группы интересов в сфере науки, культуры, религии: научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству; церкви, секты.

· Группы интересов в области общественно-политической деятельности: духовные, этические, правозащитные ассоциации; общественно-политические объединения – экологические, феминистские, глобалистские/антиглобалистские гражданские инициативы, движения в поддержку расовых, этнических и т.п. меньшинств.

Необходимо отметить, что данную классификацию нельзя считать полной, отражающей все многообразие существующих групп интересов и гражданских инициатив.

Группы интересов выполняют важные для общества функции:

1) Функция артикуляции и агрегации интересов. Группы интересов многочисленные частные требования граждан преобразуют в конкретные требования и направляют их в органы государственной власти, политическим лидерам и партиям.

2) Информационная функция. Группы интересов обладают значительной информацией, передают ее государству для ознакомления с общественным мнением по тому или иному вопросу, что необходимо для возможности корректировки политического курса, адекватного современным реалиям и условиям.

3) Коммуникативная функция. Группы интересов являются посредником между государством и гражданским обществом. Они представляют интересы граждан в органах власти как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.

4) Стабилизирующая функция. Деятельность группы интересов направлена на снижение уровня конфликтности в обществе, на согласование интересов различных социальных групп, на поиск компромиссных политических решений по острым вопросам современности.

5) Контролирующая функция. Группы давления после принятия властными органами тех или иных решений, законов, программ и т.п. имеют реальную возможность следить за их реализацией, а в случае необходимости и привлекать внимание общественности, судебных органов к различного рода нарушениям и противоправным действиям.

Способы деятельности групп интересов бывают:

· законными (например, взаимодействие с кандидатами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов государства в виде советов, рекомендаций, убеждения; участие в финансировании каких-либо законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов; контроль за соблюдением принятых решений, законов, вплоть до обращения в суд на неверную правоприменительную деятельность отдельных органов власти; контроль за деятельностью правительства в отдельных отраслях управления, расходованием финансовых средств; проведение пропагандистских кампаний в печати и других СМИ; организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.);

· незаконными (например, подкуп чиновников; финансовая поддержка нелегальных объединений; тиражирование заведомо ложной информации; контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и шантажа и т.д.).

Приоритет тех или иных способов деятельности определяется степенью демократичности общества.

Группы интересов благоприятно воздействуют на общество, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые могли бы принять стихийную, неорганизованную, насильственную форму. Однако по некоторым направлениям группы интересов могут приводить к дезорганизации. Вот некоторые дисфункциональные последствия деятельности групп интересов:

- общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;

- управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;

- отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;

- изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп интересов тесно связано понятие группы давления (англ. pressure group). Чаще всего эти два понятия отождествляют. В том случае, когда хотят подчеркнуть отстаивание не общественных интересов (например, забота об экологии, защита памятников культуры и т.п.), а собственных (например, объединение промышленников и предпринимателей), пользуются термином «группа давления». Группа давления также означает форму действия или метод, который принимает группа для поддержки или срыва определенных политических решений (митинг, демонстрация, пикетирование и т.п.).

Группы давления для достижения поставленных целей пользуются любыми доступными (иногда и противоправными) средствами. Возникают даже криминальные и теневые группировки, целью которых является обогащение. По мнению экспертов, в ХХ в. величина доходов таких преступных групп позволяет им оказывать существенное влияние на экономическую и политическую ситуации целых стран и регионов. Немаловажное значение в этом процессе играет лоббистская деятельность.

Лобби образуются на базе бюрократических структур. Как специализированный вид деятельности «лобби» – это воздействие юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица. Лобби, как правило, имеют реальную возможность контролировать стратегически важные ресурсы в государстве, поэтому они используют прямые формы давления на власть. Они обеспечивают принятие нужного политического решения путем формирования большинства в парламенте, подкупа депутатов и чиновников, вхождения в доверие к родным и близким политических деятелей, запугивания правительства или парламента мнимой угрозой каких-либо событий и т.п.

В западных странах лоббистская деятельность регулируется законодательством. В России доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.

Группы интересов, по сравнению с лоббистскими структурами, стоят в самом низу социальной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться реализации отстаиваемых интересов. Они, как правило, не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.

В то же время нельзя забывать, что группы интересов являются воплощением сущности гражданского общества в политической системе. Чем более развито общество, тем сложнее и многообразнее их система. Группы интересов – важнейший механизм реализации прав человека.

Вопросы и задания

1.Чем отличаются партии от других политических институтов?

2.Какие позиции по отношению к государственной власти могут занимать партии и чем это обусловлено?

3.Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной?

4.Дайте типологию политических партий современной России.

5.Чем объясняется необходимость правового регулирования деятельности политических партий?

6.На основании закона о политических партиях РФ определите их источники финансирования.

7.Охарактеризуйте перспективы развития партийной системы в России.

8. Объясните, как характер избирательной системы влияет на развитие политических партий и партийной системы.

9.Проанализируйте влияние исторических, национально-культурных факторов, типов политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функционирования партии и партийных систем.

10.От каких факторов зависит характер партийной системы?

11.Раскройте влияние однопартийной, двухпартийной и много-партийной политических систем на степень демократичности общества.

12.Каковы манипулятивные возможности однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем?

13.Почему в странах с молодой демократией политических партий больше, чем в странах со зрелой демократией?

14.Чем может быть обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и групп интересов, участвующих в политическом процессе страны?

15. Покажите взаимосвязь политических партий и групп интересов, а также их отличия. Каковы средства воздействия групп интересов на органы государственной власти и политические партии?

16.Насколько развит и влиятелен в России институт «группа интересов»? Свою позицию обоснуйте с помощью фактов и реальных политических событий.

17.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) партология;

б) политическая партия;

в) партийная система;

г) массовая политическая партия;

д) фракция;

е) тип партии;

ж) патронажная партия;

з) оппозиция;

и) многопартийность;

к) идеологическая партия;

л) атомизированный плюрализм;

1) прямые и косвенные проявления общественного инакомыслия и недовольства существующим режимом;

2) группа внутри партии, имеющая особенности и отличающаяся по идейным, организационным формам;

3) тип партии, являющейся продуктом всеобщего избирательного права;

4) механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление;

5) дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий;

6) система существенных признаков политической партии, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности;

7) добровольная политическая организация, объединяющая людей с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти и участие в ее осуществлении;

8) партия, деятельность которой направлена на обеспечение представляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников;

9) партийная система, для которой характерно наличие антисистемных партий, существование двусторонних оппозиций, поляризация как результат значительного идеологического размежевания;

10) партийная система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов;

11) партия, ориентированная, прежде всего, на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в ее программе.

Прокомментируйте следующие высказывания:

«Партия обычно представляла из себя лишь вывеску, прикрывавшую иногда глубокие расхождения во мнениях, борьбу между фракциями, иногда более ожесточенную, чем та борьба, в которую она вступала с соперничающей партией» (М.Я. Острогорский, российский правовед и политолог XIX–XX вв.).

К. Шмит (немецкий политолог и теоретик права ХХ в.) полагал, что только государство и его руководители способны осознать общее благо и реализовать связанные с ним цели, а группы интересов просто опасны, ибо представляют отдельные требования, не понимают общего блага и могут дестабилизировать страну.

«Четыре основных фактора, связанных с функциональными особенностями партий, придают этому политическому институту двойственный характер. «Интеграция и мобилизация» людей в политику и «структурирование голосования» – это функции, развернутые в пользу представительства управляемых. Деятельность по «рекрутированию политического персонала» и тот факт, что партии являются «инструментами воспитания политиков», воплощают в себе партийные функции, обращенные к отправлению власти» (И. Мени, французский политолог ХХ в.).

«Партии разоблачают друг друга и весьма преуспевают в этом, потому что судят одна о другой по себе» (П. Буаст, французский политический деятель ХХ в.).

«При демократии одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособная управлять страной, – и обычно обеим удается и то, и другое» (Г.Л. Менкен, американский литературный критик ХХ в.).

Наши рекомендации